Отношение фанатически настроенного героя к жизни
заведомо деспотично: он предрасположен особо остро реагировать лишь на те
впечатления, которые подтверждают его правоту. Болезненно-раздраженный ум,
отточенный на оселке идеи, как бритва, не в состоянии улавливать все богатство
жизненных связей, всю полноту мира Божьего, в котором рядом с человеческими
страданиями существуют взлеты человеческой доброты, взаимного тепла, сострадательного
участия. Ничего этого ослепленный идеей герой в окружающем мире не видит. Он
воспринимает мир «вспышками», «озарениями». Он выхватывает из окружающего лишь
те впечатления, которые укрепляют неподвижную идею, прочно засевшую в его
сердце. Отсюда многозначительные «мелькнуло на миг», «охватило его», «как
громом в него ударило». В характере размышлений и восприятия жизни у
Раскольникова есть большой изъян — предвзятость. Обратим внимание, что и письмо
матери он читает «с идеею» — «ухмыляясь и злобно торжествуя заранее (!) успех
своего решения».
Однако логическая «арифметика», «казуистика»
героя постоянно сталкиваются с душевной «алгеброй», заставляющей совершать
«нелепые» поступки: искренне сострадать несчастьям Мармеладовых, оставляя у них
на подоконнике деньги, жалеть опозоренную девочку на бульваре, ненавидеть
свидригайловых и лужиных, называть подлость подлостью вопреки логической
выкладке — «Подлец человек, и подлец тот, кто его за это подлецом называет».
Налицо конфликт между сознанием Раскольникова и
его поведением, неожиданным для самого героя, не поддающимся контролю его
разума. Ненависть героя к «пустякам», постоянная досада на то, что он не
властен рассчитать себя, — прямое следствие его «идейного» рабства.
Мотивировки поведения героя постоянно раздваиваются, ибо Раскольников, попавший
в плен к бесчеловечной идее, лишается цельности. В нем живут и действуют два
человека одновременно: одно «я» контролируется сознанием, а другое «я» в то-же
самое время совершает безотчетные душевные движения и поступки. Не случайно
друг Расколь-никова Разумихин говорит, что у Родиона «два противоположных
характера поочередно сменяются».
Вот герой идет к старухе процентщице с ясно
осознанной целью — совершить «пробу». По сравнению с решением, которое
Раскольников принял, ничтожны и последняя дорогая вещь, за бесценок покупаемая
старухой, и предстоящий денежный разговор. Нужно другое: хорошо запомнить
расположение комнат. Но Раскольников не выдерживает. Старушонка процентщица
втягивает его в сети своих денежных комбинаций, спутывает логику «пробы». На
наших глазах Раскольников, забыв о цели визита, вступает в спор и только потом
одергивает себя, «вспомнив (!), что он еще и за другим пришел».
В душе героя все время сохраняется не
поддающийся его мысли остаток, потому и поступки, и монологи его постоянно
раздваиваются. «О Боже! Как все это отвратительно!» — восклицает герой, выходя
от старухи после совершения «пробы». Но буквально через несколько минут в распивочной
он будет убеждать себя в обратном: «Все это вздор... и нечем тут было
смущаться!» Парадоксальная двойственность в поведении героя, когда жалость и
сострадание сталкиваются с отчаянным равнодушием, обнаруживает себя и в сцене
на бульваре. Жалость к девочке-подростку, желание спасти невинную жертву, а
рядом — презрительное: «А пусть! Это, говорят, так и следует. Такой процент,
говорят, должен уходить каждый год... куда-то... к черту...»
За городом незадолго до страшного
сна-воспоминания Раскольников вновь бессознательно включается в жизнь, типичную
для бедного студента. «Раз он остановился и пересчитал деньги: оказалось около
тридцати копеек. «Двадцать городовому, три Настасье за письмо, — значит,
Мар-меладовым дал вчера копеек сорок семь али пятьдесят», — подумал он, для
чего-то рассчитывая, но скоро забыл даже, для чего и деньги вытащил из
кармана». Вновь открывается парадокс как следствие «расколотой» души героя:
решимость «на такое дело» должна исключать подобные пустяки. Но убежать от
«пустяков» не удается, как не удается убежать от самого себя, от сложностей
своей собственной души. Нелогичные эти «пустяки» обнажают существо живой, не
порабощенной теорией натуры героя. Обыкновенная жизнь, неистребимая в
Раскольникове, тянет в прохладу островов, дразнит цветами и сочной зеленью
трав. «Особенно (!) занимали его цветы: он на них всего дольше смотрел».
Здесь, на островах, видит герой сон об избиении
лоша-
ди сильными, большими мужиками в красных
рубахах. Здесь же, очнувшись от этого сна, он на миг освободится от «трихина».
Вдруг придет к нему мирное и легкое чувство той полнокровной тишины, которое
он потом будет жадно ловить в тихих глазах Сонечки Мармеладовой. Раскол
ьникову откроется природа с ее вечным спокойствием, гармонической полнотой.
«Проходя через мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого,
красного солнца... Точно нарыв на сердце его, нарывавший весь месяц, вдруг
прорвался. Свобода! Свобода! Он свободен теперь от этих чар, от колдовства,
обаяния, от наваждения!» Однако это торжество преждевременно. Раскольников
заблуждается, полагая, что освободился от власти теории над своей душой.
«Идеологические трихины», «духи, наделенные умом и волей», раз вселившись в
человека, так легко его не покидают. Герой, пришедший к разумному пониманию
бесчеловечности своей идеи, остается тем не менее у нее в плену. Вытесненная из
сознания, она сохраняет власть над его подсознанием. Заметим, что герой
идет на преступление, потеряв всякий контроль над собой, как «орудие,
действующее в руках чужой воли». Он похож на человека, которому в гипнотическом
сне внушено его преступление, и он совершает его как автомат, повинующийся
давлению внешней силы: «Как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой,
неотразимо, слепо, с неестественной силой, без возражений. Точно он попал
клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать».
Данная статья была на тему "Идея и натура Раскольникова" |