Начало 1870-х годов — эпоха очередного
общественного подъема, связанного с деятельностью революционных народников.
Некрасов сразу же уловил первые симптомы этого пробуждения и не мог не
откликнуться по-своему на их болезненный характер. В 1869 году С. Г. Нечаев
организовал в Москве тайное революционно-заговорщическое общество «Народная
расправа». Программа его была изложена в «Катехизисе революционера»: «Наше
дело — страшное, полное, повсеместное и беспощадное разрушение».
Провозглашался лозунг: «Цель оправдывает средства». Чтобы вызвать в обществе
революционную смуту, допускались любые, самые низменные поступки: обман,
шантаж, клевета, яд, кинжал и петля. Столкнувшись с недоверием и
противодействием члена организации И. И. Иванова, Нечаев обвинил собрата в
предательстве и 21 ноября 1869 года с четырьмя своими сообщниками убил его.
Так, полиция напала на след организации, и уголовное дело превратилось в шумный
политический процесс. Достоевский откликнулся на него романом «Бесы», а
Некрасов — поэмами «Дедушка» и «Русские женщины».
Русский национальный поэт и в мыслях не допускал
гражданского возмущения, не контролируемого высшими нравственными принципами,
не принимал политики, не освященной христианским идеалом. Убеждение, что политика
— грязное дело, внушалось, по мнению Некрасова, лукавыми людьми для оправдания
своих сомнительных деяний. У человека, душою болеющего за Отечество, не может
быть к ним никакого доверия. Народные заступники в поэмах Некрасова не только
извне окружены подвижническим ореолом, они и внутренне, духовно все время
держат перед собой высший идеал богочеловеческого совершенства, а политику
воспринимают как религиозное делание, освященное заветами евангельской правды.
24 ноября 1855 года в письме к В. П. Боткину Некрасов
говорил о Тургеневе с великой надеждой: этот человек способен «дать нам идеалы,
насколько они возможны в русской жизни». В своей надежде Некрасову суждено было
разочароваться. И вот в поэмах историко-героического цикла он попытался сам
дать русским политикам достойный подражания идеал. Все народные заступники в
поэзии Некрасова — идеальные герои хотя бы потому, что, несмотря на
атеистический уклон свойственный реалиям русского освободительного движения,
они напоминают и внешним своим обликом, и внутренним, духовным содержанием
русских святых.
Создавая историко-героические поэмы, Некрасов
действовал «от противного»: они были своеобразным упреком той революционной
бездуховности, которая потрясла и встревожила поэта. Впрочем, и ранее, в
лирических стихотворениях на гражданские темы, Некрасов придерживался той же
эстетической и этической установки. По его словам, в «Памяти Добролюбова»,
например, он создавал не реальный образ друга, а тот идеал, которому реальный
Добролюбов, по-видимому, хотел соответствовать.
В своих поэмах Некрасов воскрешал высокий идеал
не монашеской святости, а святости мирянина именно в той мере, в какой она
органично вошла в народное сознание. Так, для некрасоведов-атеистов камнем
преткновения долгое время оказывались слова вернувшегося из ссылки героя
поэмы «Дедушка»: «Днесь я со всем примирился, что потерпел на веку!» Они не
понимали, что христианское смирение отнюдь не означает примирения со злом, а,
напротив, утверждает открытую и честную борьбу с ним, что и подтверждается
далее всем поведением героя. Но христианское сопротивление мирскому злу
начисто исключает личную вражду!
Апостольские, христианские символы подчеркнуты и
во внешнем облике Дедушки: «как младенец глядит», говорит «ровно и
апостольски-просто». «Детскость» и мудрая простота героя восходят к
евангельским заповедям Христа. Однажды, призвав дитя, Он поставил его перед
учениками и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как
дети, не войдете в Царствие Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и
больше в Царстве Небесном» (Мф. 18: 3—4).
«Песни» Дедушки — это молитвенные покаяния за
грехи сограждан, ибо, по пророчеству Исайи, Господь «помилует тебя по голосу
вопля твоего»: «Содрогнитесь, беззаботные! Ужаснитесь, беспечные!..» (Ис.
32:11). Тревога за судьбу Отечества и боль за беззакония соотечественников —
причина страданий, принятых некрасовским героем на каторге, и источник его
исповедально-обличительных песен и молитв: «Всем доставалось исправно. /
Стачка, порука кругом: / Смелые грабили явно, / Трусы тащили тайком. /
Непроницаемой ночи / Мрак над страною висел... / Видел — имеющий очи / И за
Отчизну болел. / Стоны рабов заглушая / Лестью да свистом бичей, / Хищников
алчная стая / Гибель готовила ей...»
Поэма «Дедушка» обращена к молодому поколению. Некрасову очень
хотелось, чтобы юные читатели унаследовали духовные ценности, служению которым
можно отдать жизнь. Характер Дедушки раскрывается перед внуком постепенно, по
мере сближения героев и по мере того, как взрослеет Саша. Поэма озадачивает,
интригует, заставляет внимательно вслушиваться в речи Дедушки. Шаг за шагом
читатель приближается к пониманию его народолюбивых идеалов, к ощущению
духовной красоты и благородства этого человека. Цель гражданского,
христианского воспитания молодого поколения оказывается ведущей в поэме: ей
подчинены и сюжет, и композиция произведения.
Центральную роль в поэме играет рассказ Дедушки
о поселенцах-крестьянах в сибирском посаде Тарбагатай, о предприимчивости
крестьянского мира, о творческом характере народного, общинного
самоуправления. Как только власти оставили народ в покое, дали мужикам «землю
и волю», артель вольных хлебопашцев превратилась в общество свободного и
дружного труда, достигла материального достатка и духовного процветания.
Замысел героической темы у Некрасова рос и
развивался. В поэмах «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская» поэт
продолжил свои раздумья о характере русской женщины, начатые в поэмах
«Коробейники» и «Мороз, Красный нос». Но если там воспевалась крестьянка, то
здесь создавались идеальные образы женщин из светского круга. Подчеркивая
народные истоки идеалов своих героинь и героев, Некрасов развивал и творчески
углублял то, что в идеологии декабристов лишь зарождалось.
В основе сюжета двух этих поэм — любимая Некрасовым
тема дороги. Характеры героинь формируются и крепнут в ходе встреч и
знакомств, сближений и столкновений с людьми во время их долгого пути в Сибирь.
Напряженного драматизма полон мужественный поединок княгини Трубецкой с
иркутским губернатором. В дороге растет самосознание княгини Волконской. В
начале пути ее толкает на подвиг супружеский долг. Но встречи с народом,
знакомство с жизнью российской провинции, разговоры с простыми людьми о муже и
его друзьях, молцтва с народом в сельском храме ведут героиню к осознанию
святости тех идеалов, за которые пострадал ее муж.
Таким образом, в творчестве Некрасова 1860-х —
начала 1870-х годов возникло два типа поэмы: первый — эпические произведения
из жизни крестьянства, второй — историко-героические поэмы о судьбах народных
заступников. Синтез двух жанровых разновидностей Некрасов попытался
осуществить в поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо». |