Особенности лирики фета
О лирике Фета хорошо сказал А. В. Дружинин,
точно оценивший сильные и слабые ее стороны: «Очевидно, не обилием внешнего
интереса, не драматизмом описанных событий» «остановил внимание читателя» Фет.
«Равным образом у Фета не находим мы ни глубоких
мировых мыслей, ни остроумных афоризмов, ни сатирического направления, ни
особенной страстности в изложении. Поэзия его состоит из ряда картин природы,
из антологических очерков, из сжатого изображения немногих неуловимых
ощущений души нашей. Стало быть, сердце читателя волнуется... от уменья
поэта ловить неуловимое, давать образ и название тому, что до него было не чем
иным, как смутным мимолетным ощущением души человеческой, ощущением без образа
и названия... Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим
вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой.
Область его не велика, но в ней он полный властелин».
В своей поэзии Фет предвосхищает художественные
открытия Л. Н. Толстого, его «диалектику души». Подобно Толстому, Фета
интересует не столько результат психического процесса — созревшее чувство,
которое поддается точному определению (любовь или ненависть, радость или
скорбь),— сколько сам этот процесс, таинственный и трудноуловимый. Фет
расщепляет целостное человеческое чувство на «элементарные частицы», схватывая
художественным изображением не готовые чувства, а душевные состояния:
Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И темный бред души, и трав неясный запах.
«Фет открывает и выявляет богатство человеческой
чувственности... того, что существует помимо ума и умом не контролируется, —
пишет современный исследователь его поэзии Н. Н. Скатов.— Чуткие критики
указывают на подсознание как на особую сферу приложения фетовской лирики.
Аполлон Григорьев писал о том, что у Фета чувство не созревает до ясности и
поэт не хочет его свести до нее, что у него есть скорее полуудовлетворения,
получувства. Это не означает, что Фет вполовину чувствует, наоборот, он
отдается чувству как никто, но само чувство-то это иррационально, неосознанно».
Вот
как, например, в стихотворении «Пчелы» Фет передает состояние тревожного
весеннего возбуждения, доходящего до какой-то болезненности:
Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени,
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.
Дай хоть выйду я в чистое поле
Иль совсем потеряюсь в лесу...
С каждым шагом не легче на воле,
Сердце пышет все боле и боле,
Точно уголь в груди я несу.
Нет, постой же! С тоскою моею
Здесь расстанусь. Черемуха спит,
Ах, опять эти пчелы под нею!
И никак я понять не умею,
На цветах ли, в ушах ли звенит.
Дерзок образ распевающей пчелы, которая вползает
в «гвоздик душистой сирени». Через смелое нарушение бытового правдоподобия Фет
достигает эффекта передачи болезненно напряженных состояний в природе и
человеческой душе. Кажется, что пчела вползает в ноющее сердце и вот оно,
пронзенное звенящим жалом, испытывает нарастающую боль: сперва ноет, а потом
«пышет все боле и боле». Наступает момент полного соединения человека с природой
и природы с человеком, когда уже нельзя понять, «на цветах ли, в ушах ли
звенит». Эти стихи трудно анализировать, ибо они обращаются не к уму, а к
чувству с его иррациональностью, с его склонностью к неожиданным и подчас
капризным связям и ассоциациям.
Когда Л. Н. Толстой прочитал другое
стихотворение Фета о весне — «Еще майская ночь»,— он сказал: «И откуда у
этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая
дерзость, свойство великих поэтов?»
Такое впечатление произвела на него «весенняя музыка любви», которой были
наполнены эти стихи: Какая ночь! Все звезды до единой Тепло и кротко в душу
смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь. |