Литература
Пятница, 29.03.2024, 12:39
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная БлогРегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1344
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Сентябрь » 1 » М. Ю. ЛЕРМОНТОВ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
18:28
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

 

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — первый философский роман в русской литературе. Произведение было опубликовано в 1840 году. Второе издание (1841 год) отличалось от первого наличием предисловия, в котором автор уточнял для читателей современников, превратно понявших смысл образа главного героя, свое видение этого персонажа. «Герой нашего времени, — пишет Лермонтов, — точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего поколения в полном их развитии» (Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: В 4 т., М.: Худож. лит., 1965. С. 7—8). Создавая портрет Печорина, Лермонтов ставил задачу создать портрет целого поколения последекабрьской эпохи, с тем чтобы понять болезнь этого поколения.

Печорин является главным героем всего романа, состоящего из нескольких новелл («Максим Максимыч», «Тамань», «Фа талист») и повестей («Бэла», «Княжна Мери»). Большую часть произведения занимает дневник Печорина: «Тамань», «Княж на Мери», «Фаталист».

В композиции романа нарушено фактическое течение событий. На самом деле Печорин впервые оказался на Кавказе в Тама ни (события главы «Тамань»), затем он останавливается на отдых в Пятигорске и Кисловодске (события «Княжны Мери», затем последовательно должны идти главы «Фаталист», «Бэла», «Мак сим Максимыч»), завершить событийный ряд должно сообщение о смерти Печорина. Раскрывая идею романа, диагностируя «бо лезнь века», автор нарушил порядок следования событий.

Изложение событий в хронологическом порядке нацеливает на рассказ о жизни героя. Автора же интересует не сама по себе цепь событий печоринской жизни, а разгадка характера главного героя. Создавая портрет Печорина, он хочет рассказать «историю души человеческой». И ключом к разгадке ха рактера героя является именно композиция романа. Это серия портретов Печорина, выполненная в разных ракурсах: снача ла портрет дан глазами любящего, но не понимающего Печорина штабс капитана Максима Максимыча: «Славный был малый... только немножко странен» (новелла «Максим Мак симыч»). Затем на него смотрит, рисует его словесный портрет (первый психологический портрет в русской литературе) стран ствующий офицер, дворянин интеллектуал. Но и после этого остается ощущение загадки.

После новеллы «Максим Максимыч» следует сообщение о смерти Печорина. Если бы читатель следил за событиями жизни Печорина, роман можно было отложить. Но загадка Печо рина осталась. Именно после этого следует «Журнал Печорина» — его исповедь. «Герой нашего времени» — роман, идейным и сюжетным стержнем которого стала не внешняя биография (жизнь и приключения), а именно личность человека, его душевная и умственная жизнь, изображенная изнутри, как процесс. И если в первой части романа («Бэла», «Максим Максимыч») герой открылся как смелый, ищущий любви и при ключений с красавицей горянкой, скучающий, разочарованный, равнодушный даже к собственной участи, то в исповедальной дневниковой второй части романа Печорин предстает очень разным. Смело ввергающим себя в опасную авантюру («Тамань»), тонким психологом, честолюбивым и властным, подчас простым, искренним и нежным наедине с собой, жестоким и не прощающим своим оппонентам. Эти особенности характера Печорина можно пронаблюдать, анализируя основные линии романа: Печорин и княжна Мери; Печорин — драгунский капитан и «во дяное общество» отдыхающих Пятигорска.

В каждой части романа поставлен один вопрос: действовать или подчиняться обстоятельствам? Этот конфликт разрешается в чрезвычайных ситуациях гибели Бэлы, убийства Грушницко го; нравственного «убийства» княжны Мери, разрушения зыбкого мира «честных контрабандистов». В последней новелле «Фаталист» Печорин бросает вызов самой судьбе, как всегда, пытаясь проверить все практически. Логика Печорина такова: пистолет поручика Вулича дает осечку — случайность, так как Печорин заметил печать смерти на его лице. Вулич гибнет в эту же ночь, зарубленный случайно попавшимся навстречу пьяным казаком. Тогда Печорин сам, оставив прочих участников поимки казака, бросается навстречу опасности и овладевает ситуацией. Кто же Печорин: трагический одинокий страдающий человек, жертва или напротив — эгоист, эгоцентричный, не со чувствующий никому и ни в чем человек? Каковы принципы Печорина? «Я люблю сомневаться во всем», — читаем в конце «Фаталиста». Вот принцип Печорина: сомнение, неверие, отрицание, дискредитация всего того, что называется традицией. А отсюда — размывание существующей до него морали и узурпация права на самостоятельное решение, как и с кем поступать, сообразуясь с собственной волей. Печорин — эгоцентрист, крайний индивидуалист, признающий единственной реальностью собственное сознание и волю. Так Лермонтов, подобно Пушки ну в последней романтической поэме «Цыганы» осудившим «байронического героя» Алеко, развенчал в образе Печорина философию индивидуализма. Печорин — герой, медленно творящий собственное убийство. Он побеждает во всех экспери ментах, которые из любопытства проделывал над людьми, но от этого не становится счастливее. Лермонтов показывает обреченность подобного пути, ведущего к самоистреблению. Печорин — первый антигерой в русской литературе, он герой любо го времени, если оно отказывается от духовных основ.

Просмотров: 2064 | Добавил: $Andrei$ | Теги: М. Ю. ЛЕРМОНТОВ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика