Литература
Пятница, 29.03.2024, 06:37
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная БлогРегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1344
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2012 » Май » 15 » Новые люди
15:59
Новые люди


Что же отличает «новых людей» от «пошлых», типа Марьи Алексевны? Новое понимание человеческой «выго­ды». Для Марьи Алексевны выгодно то, что удовлетворяет ее узкий, «неразумный», мещанский эгоизм. Новые люди видят свою «выгоду» в другом: в общественной значимос­ти своего труда, в наслаждении делать добро другим, при­носить пользу окружающим — в «разумном эгоизме».

Новые люди отрицают официальную мораль жертвы и долга. Лопухов говорит: «Жертва — это сапоги всмятку». Все поступки, все дела человека только тогда по-настояще­му жизнеспособны, когда они совершаются не по принуж­дению, а по внутреннему влечению, когда они согласуют­ся с желаниями и убеждениями. Все, что в обществе совершается под давлением долга, оказывается неполно­ценным и мертворожденным. Такова, например, дворянс­кая реформа «сверху» — «жертва», принесенная народу.

   Мораль новых людей высвобождает творческие возмож­ности человеческой личности, радостно осознавшей истин­ные потребности природы человека, основанные, по Черны­шевскому, на «инстинкте общественной солидарности». В согласии с этим инстинктом Лопухову приятно зани­маться наукой, а Вере Павловне — возиться с людьми, за­водить швейные мастерские на справедливых социалисти­ческих началах.

По-новому решают новые люди и роковые для челове­чества любовные проблемы. Чернышевский убежден, что основным источником интимных драм является неравен­ство между мужчиной и женщиной, зависимость женщи­ны от мужчины. Эмансипация изменит характер любви. Исчезнет чрезмерная сосредоточенность женщины на лю­бовных и семейных чувствах. Участие ее наравне с муж­чиной в общественных делах снимет драматизм в любов­ных отношениях, смягчит, а потом и уничтожит чувство ревности.

Новые люди безболезненно разрешают наиболее драма­тический в человеческих отношениях конфликт. Лопухов, узнав о любви Веры Павловны к Кирсанову, добровольно уступает дорогу своему другу, сходя со сцены. Причем со стороны Лопухова это не жертва, а «самая выгодная выго­да». Произведя «расчет выгод», он испытывает радостное чувство удовлетворения от поступка, который доставляет счастье не только Кирсанову, Вере Павловне, но и ему са­мому.

Нельзя не отдать должное вере Чернышевского в безгра­ничные возможности разумной человеческой природы. По­добно Достоевскому, он убежден, что человек на Земле — существо переходное, что в нем заключены громадные, еще не раскрывшиеся творческие потенции, которым суждено реализоваться в будущем. Но Достоевский видит пути раскрытия этих возможностей в религии, с помощью Бо-жией благодати. Природа человека сама по себе, изнутри, несовершенна, помрачена первородным грехом. Чернышев­ский нее доверяет силам разума, способного, по его мне­нию, пересоздать человека, поскольку несовершенство за­ключено не в человеке, а в уродливых обстоятельствах, извращающих добрую его природу.

Конечно, со страниц романа веет утопией. Чернышев­скому приходится разъяснять читателю, как «разумный эгоизм» Лопухова не пострадал от принятого им решения. Писатель явно переоценивает роль разума. От доводов Лопухова отдает рассудочностью, осуществляемый им самоанализ вызывает у читателя ощущение некоторой при-думанности. Поведение Лопухова в той ситуации, в какой он оказался, кажется неправдоподобным. Наконец, нельзя не заметить, что Чернышевский облегчает решение тем, что у Лопухова и Веры Павловны нет настоящей семьи, нет ребенка. Много лет спустя в романе «Анна Каренина» Толстой даст опровержение Чернышевскому, показав тра­гическую судьбу главной героини, а в «Войне и мире» ос­порит чрезмерную увлеченность революционеров-демокра­тов идеями женской эмансипации.

Но так или иначе, а в теории «разумного эгоизма» ге­роев Чернышевского есть бесспорная привлекательность и очевидное рациональное зерно, особенно важное для рус­ских людей, веками живших под сильным давлением са­модержавной государственности, сдерживавшей инициати­ву, а подчас и гасившей творческие импульсы личности.

Просмотров: 1125 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Новые, Люди | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика