В стихотворении «О Муза! я у двери гроба!..»
умирающий Некрасов писал:
Не русский — взглянет без любви На эту бледную,
в крови, Кнутом иссеченную Музу...
«Ты любишь несчастного, русский народ! Страдания
нас породнили», — скажет в конце своего подвижнического, крестного пути в
Сибирь некрасовская героиня княгиня Волконская. Среди русских поэтов и
писателей Некрасов наиболее глубоко почувствовал и выразил одухотворенную
красоту страдания, его очищающую и просветляющую человека силу.
В скорбный день кончины Некрасова Достоевский,
писатель из чуждого вроде бы стана, не мог уже работать, а взял с полки все
три тома его поэзии, стал читать и... просидел всю ночь. «В эту ночь, —
говорил Достоевский, — я буквально в первый раз дал себе отчет, как много Некрасов-поэт
занимал места в моей жизни... Мне дорого, очень дорого, что он «печальник
народного горя» и что он так много и страстно говорил о горе народном, но еще
дороже для меня в нем то, что в великие, мучительные и восторженные моменты
своей жизни он... преклонялся перед народной правдой всем существом своим... Он
болел о страданиях его всей душой, но видел в нем не один лишь униженный
рабством образ, но мог силой любви своей постичь почти бессознательно и красоту
народную, и силу его, и ум его, и страдальческую кротость его, и даже частию
уверовать в будущее назначение его».
Вместе с народом Некрасов очень рано понял и
глубоко почувствовал, что на этой земле веселье и радость — залетные гости, а
скорби и труды — неизменные спутники. Некрасов знал и высоко ценил тернистые
пути, видел в них источник высокой духовности: «В рабстве спасенное / Сердце
свободное — / Золото, золото, / Сердце народное!»
Достоевский тонко почувствовал трепетный нерв, бьющий в глубине
поэтического сердца Некрасова. Радость и красота его поэзии в художественной
правде вечных христианских истин: не пострадавший — не спасется, не претерпевший
скорбей и печалей — не обретет мира в душе. «Прочтите эти страдальческие песни
сами, — призывал в «Дневнике писателя» Достоевский. — И пусть оживет наш
любимый, страстный поэт. Страстный к страданию поэт!»
Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября
(10 декабря по новому стилю) 1821 года на Украине в городке Немиров, где
служил его отец, человек трудной, драматической судьбы. В возрасте пяти лет
Алексей Сергеевич потерял мать, а в 12 лет лишился и отца, оказавшись круглым
сиротой. Тогда-то опекун и определил его в Кострому, в Тамбовский полк, отправлявшийся
в прусские пределы. В 15 лет отец Некрасова уже понюхал пороху и получил первый
офицерский чин. В 23 года он стал штабс-капитаном, в 26 лет — капитаном, а в
1823 году майором вышел в отставку «за нездоровьем». Суровая жизненная школа
наложила свою печать на характер Алексея Сергеевича: это был человек крутого
нрава, деспотичный и скуповатый, гордый и самоуверенный.
В 1817 году он женился на Елене Андреевне
Закрев-ской, девушке из небогатой дворянской семьи. Отец ее был украинцем
православного вероисповедания. Скопив небольшое состояние, он женился на
дочери священника и приобрел в собственность местечко Юзвин с шестью приписанными
к нему деревнями в Каменец-Подольской губернии. Дочери своей, Елене Андреевне,
он дал хорошее образование в Винницком пансионе благородных девиц, где учили
читать и писать по-польски.
По выходе в отставку Алексей Сергеевич с
супругой и детьми жил некоторое время в усадьбе Закревских, хотя уже в декабре
1821 года произошел раздел ярославских владений между братьями и сестрами, по
которому отец поэта получил в наследство шесть деревенек с 63 душами крепостных
крестьян да сверх того, как человек семейный, «господский дом, стоящий в сельце
Грешневе, с принадлежащими к оному всяким строением, с садом и прудом». Отъезд
Некрасовых в ярославское имение состоялся лишь осенью 1826 года и был связан,
по всей вероятности, с особыми обстоятельствами. До выхода в отставку Алексей
Сергеевич был бригадным адъютантом в воинском подразделении 18-й пехотной
дивизии, входившей в состав 2-й армии, штаб-квартира которой располагалась в 30
верстах от Немирова, в г. Тульчине. Здесь в 1821—1826 годах размещалась
центральная управа Южного общества декабристов, возглавляемая Пестелем.
Рыбниц, так построена, что можно съездить из Москвы полюбоваться только».
Волжские просторы близ села Овсян-ники, на которые обратил внимание проездом
Островский, были местами детских и юношеских охот и рыбалок Некрасова. Это о
них писал он в стихотворении «На Волге»:
О Волга!., колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Но Некрасову, коренному волжанину, довелось
увидеть здесь и другое. Как раз неподалеку от села Овсянники тянулась знаменитая
на всю Волгу трехверстная мель, страшный бич всех волжских бурлаков, с трудом
перетаскивавших по ней суда, «разламывая натруженную и наболевшую грудь
жесткой лямкой, налаживая дружные, тяжелые шаги под заунывную бурлацкую песню,
которая стонет, не веселит, а печалит»:
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный, похоронный крик...
Острый, режущий сердце контраст между вольной
ширью, сказочной красотой любимой Волги и непомерной, неподъемной тяжестью
человеческого труда на ее берегах нанес первую незаживающую рану чуткой,
поэтически ранимой душе Некрасова еще в детстве:
О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!..
Другую рану он получил в родной семье. В те годы
люди жили еще славной памятью о воинских победах в Отечественной войне 1812
года, и в дворянских семьях даже более высокого аристократического полета, чем
мелкопоместная, некрасовская, была в моде система спартанского воспитания. Ее
«прелести» испытал на себе сын едва ли не самых богатых дворян в Орловской
губернии Иван Тургенев. Отец Некрасова, с 12 лет тянувший солдатскую лямку,
военной муштрой воспитанный, бивуачной жизнью взлелеянный, нежить и холить
детей не любил:
Не зол,
но крут, детей в суровой школе Держал старик, растил, как дикарей! Мы жили с
ним в лесу да в чистом поле, Травя волков, стреляя в глухарей. («Уныние»)
Сестра поэта, Анна Алексеевна, вспоминала: «В 10
лет он убил первую утку на Пчельском озере, был октябрь, окраины озера уже
заволокло льдом, собака не шла в воду. Он поплыл сам за уткой и достал ее. Это
стоило ему горячки, но от охоты не отвадило. Отец брал его на свою псовую
охоту, но он ее не любил. Приучили его к верховой езде довольно оригинально и
не особенно нежно. Он сам рассказывал, что однажды 18 раз упал с лошади. Дело
было зимой — мягко. Зато потом всю жизнь он не боялся никакой лошади, смело
садился на клячу и на бешеного жеребца».
Отцовские уроки даром не прошли: им обязан
Некрасов упорством и выносливостью, не раз выручавшими его в трудных жизненных
обстоятельствах. От своего отца унаследовал он также практическое чутье,
умение хладнокровно и расчетливо вести денежные дела. От Алексея Сергеевича с
детских лет он заразился охотничьей страстью, глубоко породнившей его с
народом. Друзья деревенского детства остались друзьями на всю жизнь, а встречи
с ними во время наездов на родину впоследствии духовно питали и укрепляли
народного поэта.
В Ярославскую гимназию Некрасова определили в
1832 году. Товарищи полюбили его открытый и общительный характер и особенно
занимательные рассказы из своей деревенской жизни. Вспоминали, что «народным
духом проникнут он был еще гимназистом, на школьной скамье». Учился Некрасов с
прохладцей, к числу примерных и прилежных школяров не принадлежал, но много
читал и втайне от гимназических друзей-товарищей писал стихи в «заветную
тетрадь», подражая в них всем полюбившимся ему поэтам. «Надо тебе сказать, —
обмолвился однажды Некрасов в разговоре с В. А. Панаевым, — что хотя в гимназии
я плохо учился, но страстишка к писанию была у меня сильная...»
На выпускные экзамены в июне 1837 года Некрасов
не явился и в дальнейшем гимназию не посещал. А отец из этого драмы не делал:
он тогда временно служил исправником и, как вспоминает сестра поэта А. А.
Буткевич, стал «брать сына Николая в разъезды по делам службы; таким образом,
мальчик присутствовал при различных сценах народной жизни, при следствиях, а
иногда и при расправах во вкусе прежнего времени. Все это производило глубокое
впечатление на ребенка и рано, в живых картинах, знакомило его с тогдашними
слишком тяжелыми условиями народной жизни».
Боль за случившееся, подлинную тревогу за
недоросля сына переживала в доме лишь «затворница немая», «русокудрая и
голубоокая» мать поэта, отводившая душу рыданиями где-нибудь в укромном месте,
чтобы не видели домашние, чтоб не гневался совершенно не понимавший ее тревог
отец. Именно она угадала в сыне будущего поэта, оценила его способности и с
глубоким, затаенным отчаянием наблюдала, как с попущения грубоватого отца
гасится в нем данный Богом дар. А отзывчивая душа отрока в свою очередь
тянулась к ней, чувствовала все острее, все горячее ее одиночество. Ведь еще
семилетним мальчиком в именины матушки Некрасов поднес на ее суд свои первые
стихи: «Любезна маменька, примите / Сей слабый труд / И рассмотрите, / Годится
ли куда-нибудь». Маменька «сей слабый труд» рассмотрела и втайне от отца стала
поощрять сына к его продолжению. Нет никакого сомнения, что «заветная тетрадь»
отрока была ей хорошо знакома и на ее вкус высоко оценена.
Так с детских лет в душе Некрасова стал
совершаться болезненный надлом — она разрывалась между двумя авторитетами и
двумя жизненными правдами: одну, трезвую и приземленно-прозаическую, утверждал
в нем отец, а другую, высокую и одухотворенно-поэтическую, страдалица мать.
Некрасов не мог не чувствовать, как ей трудно и одиноко живется на чужой
стороне, в чужом доме с грубоватым отцом. Мальчик видел, как жарко молится она
в приходской церкви Благовещения в селе Абакумцеве, как кротко склоняется
перед светлым ликом Божией Матери. Сколько трепетно-чистых минут пережили они
вместе, припадая к старым плитам этого храма, сколько доброго и поучительного
слышал мальчик из уст своей праведницы матери, когда поднимались они после
церковных служб на высокую Абакумцевскую гору, с которой открывалась живописная
панорама на десятки верст кругом:
Рад, что я вижу картину,
Милую с детства глазам.
Глянь-ка на эту равнину —
И полюби ее сам!
Две-три усадьбы дворянских,
Двадцать Господних церквей,
Сто деревенек крестьянских
Как на ладони на ней! («Дедушка»)
Навсегда запали в душу восприимчивого отрока
поездки в Николо-Бабаевский монастырь к всероссийски чтимой
святыне — чудотворной иконе святителя Николая,
которая, по преданию, явилась здесь на бабайках — больших веслах,
употребляемых вместо руля при сгонке сплоченного леса по Волге из Шексны и
Мологи. Когда лесопромышленники вводили лес из Волги в речку Солоницу, бабайки
за ненадобностью складывали в самом ее устье. Говорили, НТО первый храм
в честь Николая Чудотворца построен был из бабаек. Впоследствии в стихотворении
«На Волге» Некрасов писал:
Кругом все та же даль и ширь, Все тот же виден
монастырь На острову, среди песков, И даже трепет прежних дней Я ощутил в душе
моей, Заслыша звон колоколов.
Неспроста образ сельского храма станет одним из
ключевых в поэзии Некрасова: первый трепет его религиозного чувства будет
неразрывно связан с образом молящейся матери — второй, земной заступницы после
Небесной «заступницы мира холодного». И в поэтическом мире Некрасова два этих
образа устремятся к слиянию да и сольются наконец в последнем, прощальном
лирическом стихотворении «Баюшки-баю».
В ореоле святости образ Елены Андреевны
сохранился не только в поэзии Некрасова, но и в памяти любивших ее крестьян:
«Небольшого росточка, беленькая, слабенькая, добрая барыня». Ярославский
ученый-некрасовед Н. Н. Пайков замечает, что «внучка православного священника,
Е. А. Некрасова по самому своему душевному складу была страдалица и
страстотерпица, богомольна и христолюбива, образец скромной заботы и
незлобивости, всепрощения и любви к ближнему. Она неустанно следовала
заповедям Христовым, превозмогала обиды, непонимание, одиночество, видя себе
одно утешение — в слове Бо-жием и свете нравственного идеала. «Затворница» —
нашел точное слово поэт. Инокиня в миру. Оттого и земле предана так, как
пристало, пожалуй, только истинно блаженным». Она покоится у алтаря церкви
Благовещения села Абакумцева, и одинокий крест на ее могиле в лунные ночи
отражается на белой церковной стене.
Не мать ли передала Некрасову в наследство свой
талант высокого сострадания? И не потому ли, что чувствовала этот талант уже
в душе мальчика, отрока, решалась именно с ним делиться такими болями и
обидами, которые кротко сносила в грубой крепостнической повседневности и
упорно скрывала от окружающих? В Петербурге, открыв и оценив весной 1845 года
дарование Достоевского, Некрасов почувствовал в нем родственную душу и делился
с ним самым сокровенным. После
смерти поэта Достоевский вспоминал в «Дневнике писателя»:
«Тогда было между нами несколько мгновений, в которые, раз навсегда, обрисовался
передо мною этот загадочный человек самой существенной и
самой затаенной стороной
своего духа. Это именно, как мне разом почувствовалось
тогда, было раненное в самом начале жизни сердце, и эта-то никогда не заживавшая
рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии
его на всю потом жизнь. Он говорил мне тогда со слезами о своем детстве, о безобразной
жизни, которая измучила его в родительском доме, о своей матери, — и то, как
говорил он о своей матери, та сила умиления,
с которою он вспоминал о ней, рождали уже и тогда предчувствие, что если
будет что-нибудь святое в его жизни, но такое, что могло бы спасти его и послужить
маяком, путеводной звездой даже в самые темные и роковые мгновения судьбы его,
то, уж конечно, лишь одно это первоначальное детское впечатление детских слез,
детских рыданий вместе, обнявшись, где-нибудь украдкой, чтоб не видали (как
рассказывал он мне), с мученицей матерью, с существом, столь любившим его».
Мать мечтала, что ее сын будет образованным
человеком, успешно окончит гимназию, потом — университет. Отец же об этом и
слышать не хотел, давно определив его в своих планах в Дворянский полк: там и
экзаменов держать не нужно, и примут на полное содержание — никаких убытков.
Спорить с отцом было бесполезно, мать об этом знала и замолчала. Что же
касается самого Некрасова, то он связывал свои петербургские планы с «заветной
тетрадью»:
Я отроком покинул отчий дом
(За славой я в столицу торопился)... |