Литература
Вторник, 25.04.2017, 19:39
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная БлогРегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1108
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Январь » 14 » Очень краткий словарик волшебства, демонологии и всего-всего сверхъестественного, таинственного и не совсем обычного
00:24
Очень краткий словарик волшебства, демонологии и всего-всего сверхъестественного, таинственного и не совсем обычного

Юджин Кросс-Тинк (Eugene Cross-Think)

Очень краткий словарик волшебства, демонологии и всего-всего сверхъестественного, таинственного и не совсем обычного

(Подготовлен специально для книги Дж. Крюса "Тим Талер")

 

Анаграммаэто перестановка букв, в результате которой одно слово превращается в другое, например, «Рим» в «мир» (или наоборот), либо в слове, а также в группе слов, образующих текст, выявляется скрытый смысл. Для тайных наук, колдовских практик и тому подобного важно именно это различие внешнего облика и внутреннего содержания. При помощи анаграмм можно и раскрывать зашифрованное, и шифровать. Запись с конца к началу и, соответственно, чтение в этом направлении – тоже своеобразное анаграммирование (в некоторых колдовских обрядах, или при Вызывании демонов, специально читали молитвы с конца). Здесь можно напомнить и о том, что перевернутое движение считалось мистическим , как мистическими признают некоторые предметы, обладающие способностью изменять порядок, менять местами, переворачивать, например Зеркало.


Здесь воспроизведен алфавит, литеры которого разработал знаменитый типограф И. Гутенберг. Из литер может сложиться любое слово, и по отношению к алфавиту такое слово будет анаграммой. Разумеется, этот пример – абсолютный, но принципиально такое возможно.

 


>> Фамилия господина Треча образована при помощи простого перевертывания.

>> Тим Талер догадался, с кем имеет дело, взглянув на отражение букв в полированной крышке стола.

>> Господин Треч узнал о тайном договоре, заключенном между одним его компаньоном и Тимом, прочитав буквы, отпечатавшиеся на промокашке.

Астарот – имя одного из многочисленных Демонов, происхождение которого толковали по-разному. Некоторые специалисты считали, что имя это, а значит и тот, кто это имя носит, родилось из неправильно прочитанного имени древней богини Астарты. Однако в народных книгах Астарот упомянут среди тех главных духов ада, которых вызвал Фауст. А в комедиях о том же Фаусте, разыгрывавшихся в Кукольном театре, этот демон иногда выступал даже вместо Мефистофеля.


Вот как выглядит знак Астарота.


Барон – дворянский титул, ниже графского. Но в данном случае он выступает в качестве замены, подменяя наиболее распространенный титул дьявола, которого обычно величают «князем мира».


По средневековым понятиям барон был непосредственным вассалом короля.


Бегемот – в разных источниках тот, кто носит это имя, толкуется по-разному. И если в Книге Иова говорится, что это демон, принимающий любые формы, то в знаменитой книге «Молот ведьм» инквизиторов Инститориса и Шпренгера сказано – это сам верховный дьявол.


Бегемот

 


В «Инфернальном словаре» Ж. Коллена де Планси, откуда взята иллюстрация, Бегемот назван демоном чревоугодия.

Близнец – герой мифов, относящихся к наиболее древним и сложным. Здесь нет возможности рассматривать мифы о близнечные мифы подробно, надо только сказать, что упоминание о близнецах или их присутствие в сюжете – знак, отмечающий, что этот фрагмент книги имеет несколько уровней толкования.


Так изображали созвездие Близнецов средневековые арабы

 


>> У господина Треча в одной из самых напряженных ситуаций появился брат-близнец, роль которого играет он сам.

Ведьмы – колдуньи, которые, по широко распространенным поверьям, обладали особыми знаниями и при помощи их воздействовали на природу и на людей. Процессы против предполагаемых ведьм, проводившиеся церковной инквизицией, одна из наиболее характерных примет средних веков. В помощь судей, ведущих такие процессы, была создана специальная книга «Молот ведьм», где описаны и возможные прегрешения подозреваемых, и способы допроса, и различные наказания.


Ведьма


Странно, что ведьма здесь изображена не совсем обычно. Привычнее видеть ведьму на метле, усевшуюся лицом к метловищу. Но, вполне возможно, художник сделал это вполне осознанно, ведь непривычное направление движения – тоже знак инфернальности.

Вельзевул – существо, упоминаемое и в Ветхом, и в Новом Заветах, его считали князем ада и относили к князьям первого чина.


Это знак Вельзевула.

 


Вызывание демонов – чтобы вступить в контакт с демонами, их вызывали разными способами, например, особым образом глядели в зеркало, или читали задом наперед молитву. Впрочем, способов было огромное количество.

>> Треч начал читать заклинания, но Тим помешал ему, и вызывание демонов окончилось неудачей.

Двойник – очень важное и непростое понятие. Двойников множество, это и тень, которая есть у каждого, и то темное, что живет внутри человека (ведь уже в нас самих заключены противоположности, плохое и хорошее, доброе и злое). Наш двойник возникает в Зеркале, он запечатлен на фотографиях, он появляется на портрете, если нас рисует художник. По образу человека могут сделать скульптуру, манекен или Куклу, и это тоже двойники. Иногда двойник способен занять место живого человека, подменить его, вытеснить, даже уничтожить. Он живет чужой жизнью, существует за счет чужих сил, и тут его слабость, уязвимая точка.


В качестве двойника может выступать все, что угодно, даже тень. О том, как человек продал свою тень, и что из этого вышло, рассказана в книге А. Шамиссо «Необычайная история Петера Шлемиля», откуда взята иллюстрация.

 


>> Чтобы запутать юридические отношения и обмануть Тима, господин Треч объявляет о своей смерти, а себя выдает за своего брата-близнеца, то есть собственного двойника.

Девять – в тайных знаниях числам придается особое значение. Среди чисел наиболее значимы семь и девять. Недаром в картине ада, изображенной Данте в «Божественной комедии», ад состоит из девяти кругов, расположенных на разных уровнях. В этих кругах находятся грешники, которые несут наказание за те или иные грехи. Цифра 9 интересна и своей формой, схожей с формой перевернутой цифры 6. Изучением свойств различных чисел занимается Нумерология.


Девятка



>> Трамвай, в котором ехал Тим на вокзал, был «девятый».

>> Недаром в знаках северного зодиака Рака символизируют именно девятка и симметричная ей шестерка, в самом этом существе как бы заключена симметрия.

Демоны – это ангелы, за ослушание свергнутые с небес и ставшие воплощением сил зла.


В демонах, что хорошо видно на иллюстрации, можно увидеть и некое реальное воплощение темных сил, и аллегорию – то отрицательное, что есть в каждом человеке, за чем нет необходимости спускаться в ад.

 

 


Договор с дьяволом – этот договор, который заключает с дьяволом человек, описывался неоднократно, например, в книгах о докторе Фаусте. При этом если человек обычно рассматривает сделку, как своеобразный обмен: он дает дьяволу то-то и получает взамен нечто необходимое, сам дьявол смотрит на такой обмен, как на юридический акт, ведь человек несет на себе печать первородного греха, и сразу, независимо от своих желаний и намерений, подпадает под юрисдикцию дьявола. Впрочем, много раз подчеркивалось: дьявола можно либо обмануть, либо покаяться, и тогда договор с ним будет нарушен.


На иллюстрации – обязательная церемония, после которой договор с дьяволом вступает в силу.

 



>> Дьявол и сам бывает не прочь нарушить договор, но иногда попадает впросак, как получилось в случае с Тимом. Господин Треч поздно догадался, что допустил ошибку и один из пунктов договора таит опасность.

Замок, то есть особое строение – очень сложный символ. Он используется не только в герметической философии и алхимии, но и в средневековом искусстве. Замок вбирает в себя отчасти понятие «дом», который и место, где живет человек, и как бы особый образ человека (достаточно взглянуть на обстановку дома, и ясно, кто тут обитает). Кстати, и внешне любое строение в определенном смысле «человекообразно», не зря же сравнивают окна с глазами, купола церкви называют главами, а над окнами даже есть особые архитектурные «бровки». Но замок подразумевает и понятия «охрана», «ограда» (впрочем, есть и поговорка «Мой дом – моя крепость»). От того, где находится замок, тоже немало зависит – это и реальный, и метафизический, возвышающийся над реальностью уровень существования, человеческого бытия. Отчасти похожие функции имеет и Парк, то есть среда, где живет человек, измененная его руками.


На разных символических и аллегорических изображениях замок является одним из самых популярных объектов. Здесь к нему ведет лестница (символ столь же популярный, как замок).

 


>> Треч говорит, оправдываясь, что замок, где он живет, построен не им, но в данном случае это не имеет значения.

Зеркало – имеет особое значение в магии и колдовстве, потому что у него множество необычных и странных свойств. Оно может менять местами правое и левое, достаточно в него взглянуть, оно без труда создает Двойников. В зеркале человек способен увидеть себя будто бы со стороны. Зеркало, как явление, возникло задолго до того, как появилось зеркало, как предмет, ведь не было еще ни стекла, ни металлических пластин, а человек уже смотрел на свое отражение в стоячей воде. И при всем этом след в зеркале – нематериальный, он сменяется другим, иное дело Оттиск.


Женщина вместо своего отражение вдруг видит в зеркале хвост, который ей, дразнясь, показывает дьявол.


>> Увидев в зеркале своей испуганное лицо, Тим испугался еще сильней.

>> При помощи зеркала читает перевернутые слова на промокашке Треч.

Икона – не просто изображение Христа, святых или сцен из Священного писания. Ее можно сравнить с окном, но с окном в особый духовный мир, который невидим простым зрением. Тут заключается одно из главных различий между иконой и картиной, она тоже может быть окном, однако вид в нем из тех, что открывается обыкновенному зрению, какой бы фантастический сюжет ни использовал художник. Даже, если он изобразил что-нибудь увиденное во сне, или свои фантазии – то есть, как бы недоступное для простого созерцания, нарисованное им не будет иконой, потому что и сны человека, и его фантазии субъективны, характерны только для него самого, между тем, считается, что мир, открывающийся через иконы, субъективным быть не может, он существует вне зависимости от взгляда конкретного человека. Иконы создаются по специальным, строго взвешенным и обязательным для всех иконописцев канонам, и потому случайного, не входящего в эти каноны, быть не должно.


И по сюжету, и по атрибутам эта лубочная гравюра ничем не отличается от иконы. Тем не менее, она отличается главным – своим статусом. Даже самая замечательная гравюра всего лишь картинка, а икона – окно в духовный мир, что подтверждается обрядом освящения иконы, без такого обряда и превосходного письма икона останется только расписанной доской, не более.

 

>> Тим стоит в музее перед византийской иконой, а разглядывает ее, словно картину, его взгляд – не взгляд, погруженный в духовный мир, а взгляд из окна дома на то, что творится на улице.

Ипподром – место, где проводятся конные соревнования, скачки или бега. Сам по себе ипподром никакого отношения ни к мистике, ни к волшебству не имеет. Но возможность угадать, какая лошадь придет первой, а, следовательно, выиграть деньги, если играешь в тотализатор, очень невысока. Выигрывать же всегда попросту нереально, если ты каким-то образом не жульничаешь или тебе не помогают силы зла.


Недаром в цирке, цель которого не просто развлечь зрителей, но продемонстрировать необыкновенные возможности человека, с давних времен обязательны конные номера. Это своего рода символ – люди выделывают головокружительные трюки на спинах коней, которые прежде являлись непременными атрибутами самой фортуны.

 

 


>> В повести Джеймса Крюса на ипподроме происходит несколько очень важных сцен, повлиявших на дальнейшие события, а поскольку в книге рассказывается о волшебстве, отсвет его ложится и на место, где бывают герои.

Кровь играет важнейшую роль в живом организме, но не менее важную роль играет она в культуре, ибо кровь – один из главных культурных символов, присутствующих в любой мифологии, неизменная составляющая многих обрядов. Кровью скрепляли договоры (и не обязательно договоры с дьяволом), юридические документы, ведь если кровь – символизирует жизнь, то капля крови – представляет человека, которому принадлежит эта кровь, символически заменяет его. Немалое значение для символики красного цвета, который считается и торжественным, и праздничным, и возвышенным имеет то, что такой цвет у крови.


Иногда во всем различаясь, ритуал жертвоприношения у разных народов имел общую основу. Проливая кровь жертвы – настоящую или, позднее, символическую – люди вступали в договор с божеством, либо демонстрировали ему свою подчиненную покорность.


>> Хотя господин Треч и говорит Тиму, что в авторучке, протянутой ему, красные чернила, постепенно делается ясно, что в ней кровь, и недаром по описанию авторучка, даже теплая на ощупь, напоминает пальцы живой руки.

Кукла очень похожа на человека, правда, некоторые считают, что, наоборот, скорее человек похож на куклу, но в данном случае это неважно. Куда важнее система символов, рождающаяся отсюда: человек в руках бога или судьбы кажется куклой, игрушкой, с ним играют так же, как играет с куклой ребенок, который может сломать игрушку, отбросить ее, разлюбить и забыть. Положение человека в мире, что бы ни подразумевали под высшими силами – богов или природу в самом широком смысле слова – напоминает положение куклы в Кукольном театре. Образ «человек-кукла» встречается у поэтов самых разных эпох и культур, на Западе и на Востоке. Эта символическая схожесть используется в магии, если хотят кому-то причинить несчастье, или подчинить кого-нибудь своей воле, например, заставить страстно влюбиться.


В руках богов на этой иллюстрации к древнегреческому мифу человек и впрямь кажется куклой.

 


Кукольный театр – это старинное развлечение. Его представления разыгрывались во дворцах, и зрелище было чрезвычайно изысканным, он выступал на ярмарках и базарах и был прост и доступен. В нем мог быть минимум актеров Кукол, и даже всего один, например Петрушка, а выступление шло под звуки шарманки. Куклы были разные, и сам театр был разный: и теневой, и водяной. Конструкция кукол тоже различалась, есть перчаточные куклы, куклы тростевые, тантамарески, нас же особо интересуют куклы, которые используются в Театре марионеток. Впрочем, как бы там ни было, кукольный театр всегда символизировал мир, а куклы – обитателей этого мира, чаще всего людей.


На символическом рисунке, сделанном оккультистом Элифасом Леви, воплотился принцип одной из самых древних разновидностей кукольного театра – театра теней, хотя автор подразумевал совершенно другое.



>> Тим так расстроился в кукольном театре, потому что увидел историю, очень похожую на его собственную, она разыгрывалась у него перед глазами как бы в уменьшенном виде, за короткое время, на малом пространстве.

>> В конце повести, когда Тим заключает еще одну сделку и становится владельцем кукольного театра, он, конечно, совершает ее не для того, чтобы заработать денег – ведь театр, который он получает, убыточный. И вряд ли он хочет только радовать других, будить смех, дело здесь намного серьезнее, даже если Тим этого не осознает.

Лабиринт – сооружение, известное с древности. Хотя знаменитых лабиринтов было пять, должно быть, самый знаменитый из них – Критский лабиринт, построенный мастером Дедалом для царя Миноса. Даже мастер заблудился в нем, а ведь его создание воспроизводило только сотую долю лабиринта египетского. Лабиринт имеет множество символических смыслов – он символизирует и сложность, и тайное знание, находящееся в центре и защищенное со всех сторон переходами, а само пространство лабиринта представляет как бы проекцию тела человека, блуждающего в нем.


Это изображение выложено на полу в древнем Шартрском соборе, ведь лабиринт может выступать не только в виде реального сооружения, но и в виде символа.

 


>> Тим никак не мог выйти из лабиринта, созданного в парке возле замка Треча, а ведь барон отмечает, что парк разбит по его собственному плану.



Магия – особая разновидность колдовства, основанного на том, что практикующий магию, верит в сверхъестественные силы. Магия бывает белая, когда колдуют при помощи небесных сил, и черная, использующая силы ада. Слово «маг», от которого и произошло слова «магия», в античном мире означало жреца-зороастрийца, служителя религии Солнцепоклонников.


Английские ведьмы и колдуны взялись за руки и образовали магический круг, а в центре его находится дьявол.

 


Мельница – место, где обитают черти, либо просто место нечистое, а сам мельник рассматривается, как дьявольский подручный.


Мельничное колесо, которое вертит вода, напоминает Колесо Фортуны, символ непостоянства славы и величия человека.

 


>> Неспроста Тим жил в переулке, где находилась мельница. Это было похоже на знак, отмечающий будущее.

Месопотамия – название земли, которой, на самом деле нет. В древности так называлась страна, располагавшаяся между верхним Евфратом и Тигром, где существовали такие великие государства, как Ассирия и Вавилон, славившиеся, кроме всего прочего, и своими магами.

 


Бог Дагон почитался у разных народов. Например, ему поклонялись, как покровителю населения в долине среднего Евфрата. Ученые до сих пор не решили, что значит его имя, которое можно прочитать и как «колос», и как уменьшительное от слова «рыба». Но что бы там ни было, легко увидеть, что оба этих символа стали позднее центральными символами в христианской мифологии. Даже облик Дагона свидетельствует о его водном происхождении.

 

 



Мефистофель – в легендах и книгах о Фаусте так звали его личного Демона. Этот персонаж стал не менее, а то и более известным, чем сам Фауст.


Эта картинка украшала титульный лист пьесы "Фауст" английского драматурга Кристофера Марло, написанной задолго до трагедии И. Гете.


Нумерологиянаука, основанная на том, что все в мире можно представить в виде чисел. Манипулируя этими числами, возможно предсказывать судьбу, постигать сокрытые закономерности, накапливать тайные знания.

 


То, что цифры антропоморфны – не шутка, а подтверждение тому, сколь высокое значение им придавали

 

 


Оттиск – противоположность отражению. Это материальное свидетельство, след, который часто выступает в качестве многозначного символа, используется, чтобы утвердить договор (если современная печать оставляет оттиск на листе бумаги, скрепляя документ, то печать древняя оттискивалась на каком-то материале, например, на сургуче, это был оттиск в самом прямом смысле слова, разновидностью оттиска можно считать и Подпись). Иногда материалом для оттиска служит само человеческое тело, желает того сам человек или нет. «Печатью дьявола» называется знак, который оставляет дьявол на человеке. Подобные «печати», а вернее, все, что можно за них принять, служило уликой в средневековых процессах против Ведьм. Кстати, некие письмена были и на руке Фауста.


Так выглядит знаменитая печать Соломона.

 


>> Отпечаток букв на промокашке, которой пользовались при составлении тайного соглашения мистер Пенни и Тим Талер, тоже своего рода оттиск.

Парк – тоже своеобразное воплощение человеческой сущности, ее материализованная характеристика. Но в отличие от дома или Замка, парк рассказывает не столько о конкретном владельце, сколько о пристрастиях культуры данного периода (впрочем, и о владельце тоже). Есть разные типы парков, например, регулярный, французский, где кусты и деревья аккуратно подстрижены, им приданы особые формы, или английский, где тщательно создается иллюзия романтической свободной природы. Парк – это и место отдыха, и место для углубленных размышлений, недаром его сравнивают с книгой. Скульптуры в парке – часть такой своеобразной «книги». Кто знаком с законами, по которым построен парк, тот может его «читать», будто текст, выстроенный из комбинаций букв. В парке могут быть свои загадки и ловушки, например Лабиринт.


На картинке из алхимического трактата очеловеченная природа противопоставлена дикой, не подчиняющейся человеку.

 


>> Подчеркивая, что замок он не строил, а купил у одной англичанки, господин Треч тут же сказал – парк разбит по его собственному плану.

Паук, а также другие насекомые, например, мухи, и некоторые животные, такие как мыши и крысы, считались помощниками темных сил.


Это странное на вид существо – непременный атрибут самых разных мифологий. Впрочем, и сейчас, когда времена мифов остались в прошлом, паук занимает сознание людей, он объект суеверий и новых мифов, на этот раз порожденных массовой культурой.

 


Петрушка – перчаточная, то есть, надевающаяся на руку кукла, популярный персонаж Кукольного театра. У него очень сложная родословная, в разных странах он носит, как правило, созвучные, но не одинаковые имена – Панч, Пульчинелла и т.д. Хотя в пьесах он зачастую воюет с Чертом, тем не менее, он находится с ним в отдаленном родстве.


У этой дьявольской маски две самых главных детали – рога и огромный нос, но ведь огромный нос – непременный атрибут Петрушки. Над таким совпадением стоит задуматься.

 


Подпись – атрибут договора, один из символов, разновидность оттиска. В качестве подписи иногда ставили отпечаток пальца, смоченного в крови, или просто капали капельку Крови.


Под договором между дьяволом и Урбеном Грандье стояли подписи Сатаны, Вельзевула, Люцифера, Элими, Лефиана и Астарота. Договор (здесь воспроизведен лишь фрагмент) фигурировал в 1634 году в качестве вещественного доказательства на суде.

 


Простак – то есть, простой человек. Под этим подразумевается духовная цельность, отсутствие развращенности и лукавства. В средние века «быть простаком» не считалось зазорным. В философских диалогах один из самых замечательных религиозных мыслителей Николая Кузанского герой – «простец» – одерживает верх над ученым.


Антипод простеца – хитрец, еще его называют трикстером. Он пронырливый, веселый, порою злой. В сказках это может быть, например, лис, а в мифах североамериканских индейцев – койот.

 


Рукопожатие – жест из области символических, скрепляет устный договор. Возможно, в основе лежал когда-то магический ритуал.


В иллюстрации из трактата, посвященного искусству договоров, руки – деталь, к которой привлечено особое внимание.

 

 


>> Руку пожимают, когда спорят, но так же демонстрируют благодарность и дружбу, Тим Талер делает это неоднократно.

Рыба использовалась в качестве символа самыми разными культурами, в том числе, древними, но после возникновения христианской религии, она стала, в первую очередь, символом как христианства в целом, так и самого Христа. Подобное значение родилось из особой Анаграммы: начальные буквы греческих слов Иисус Христос Сын Божий Спаситель складываются в слово «ихтис», что по-гречески значит «рыба».


Три фигуры рыб означают божественное триединство.



Пользовательский поиск
Просмотров: 909 | Добавил: $Andrei$ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика