Открывая «диалектику души», Толстой идет к
новому пониманию человеческого характера. В повести «Детство» «мелочи» и
«подробности» детского восприятия размывают и расшатывают устойчивые границы в
характере взрослого Николая Иртеньева. То же самое наблюдается и в «Севастопольских
рассказах». В отличие от простых солдат, у адъютанта Калугина показная,
«нерусская» храбрость. Тщеславное позерство типично в той или иной мере для
всех офицеров-аристократов, это их сословная черта.
Но с помощью «диалектики души», вникая в
подробности душевного состояния Калугина, Толстой подмечает в этом человеке
такие переживания и чувства, которые никак не укладываются в офицерский кодекс
и ему противостоят. Калугину «вдруг сделалось страшно: он рысью пробежал шагов
пять и упал на землю...». Страх смерти, который этот герой презирает в других и
не допускает в себе, неожиданно овладевает его душой.
Тургенев, упрекавший Толстого в чрезмерной
«мелочности» и дотошности психологического анализа, в одном из своих писем
сказал, что художник должен быть психологом, но тайным, а не явным: он должен
показывать лишь итоги, лишь результаты психического процесса. Толстой же именно
процессу уделяет основное внимание, но не ради него самого. «Диалектика души» играет в его творчестве
большую содержательную роль. Последуй Толстой совету Тургенева, ничего нового
в аристократе Калугине он бы не обнаружил. Ведь естественное чувство страха
смерти в Калугине не вошло в его характер, в психологический «результат»:
«Вдруг чьи-то шаги послышались впереди его. Он быстро разогнулся, поднял
голову и, бодро побрякивая саблей, пошел уже не такими скорыми шагами, как
прежде». Однако «диалектика души» открыла Калугину перспективы перемен,
перспективы нравственного роста.
Психологический анализ Толстого вскрывает в
человеке бесконечно богатые возможности обновления. Социальные обстоятельства
очень часто эти возможности ограничивают и подавляют, но уничтожить их вообще
они не в состоянии. Человек более сложное существо, чем те формы, в которые
подчас загоняет его жизнь. В нем всегда есть резерв, есть душевный ресурс
обновления и освобождения. Чувства, только что пережитые Калугиным, пока еще
не вошли в результат его психического процесса, но сам факт их проявления
говорит о возможности человека изменить свой характер, если отдаться им до
конца. Таким образом, «диалектика души» у Толстого устремлена к перерастанию в
«диалектику характера».
Ведущим мотивом творчества Толстого является
испытание героя на изменчивость. Способность человека обновляться,
подвижность и гибкость его духовного мира являются для Толстого показателем
нравственной чуткости, одаренности и жизнеспособности. Ведь важнейший мотив
биографии и творчества писателя — движение к нравственной высоте,
самоусовершенствование.
Толстой видел в этом основной и единственный
путь преобразования мира. Он скептически относился к революционным и
реформаторским попыткам улучшать человеческую жизнь, а потому вскоре ушел из
редакции «Современника». Ему казалось, что революционная перестройка внешних,
социальных условий существования — дело трудное и бесплодное. Нравственное же
усовершенствование — дело ясное и простое, дело свободного выбора каждого человека.
Прежде чем делать добро, надо самому стать добрым: с нравственного, духовного
обновления нужно начинать любые преобразования жизни. |