Накануне Крестьянской реформы 1861 года вопрос о
народе и его исторических возможностях, подобно вопросу «Быть или не быть?»,
встал перед русским обществом. Некрасов обладал своим пониманием исторического
хода русской жизни, имел собственный взгляд на животрепещущие проблемы
современности. В «Заметках о Некрасове» Чернышевский решительно заявлял: «Мнение,
несколько раз встречавшееся мне в печати, будто бы я имел влияние на образ
мыслей Некрасова, совершенно ошибочно». Чутьем народного поэта Некрасов
угадывал то, мимо чего прошли политики — Чернышевский и Добролюбов:
В столицах шум, гремят витии, Кипит словесная
война. А там, во глубине России — Там вековая тишина.
Примечательно, что это ощущение беспочвенности,
оторванности шумных столиц от глубинной крестьянской России возникло у
Некрасова в 1858 году, в апогее оптимистических иллюзий и радужных надежд
радикальной части русской интеллигенции. Самую задушевную поэму о народе,
написанную в это время, Некрасов назвал «Тишина». Она знаменовала некоторый
поворот в художественных исканиях поэта. Поиски творческого начала в жизни
России на заре 60-х годов были связаны у него с «народными заступниками»: они
являлись главными героями трех предшествующих поэм — «В. Г. Белинский», «Саша»,
«Несчастные». В «Тишине» поэт впервые с надеждой и доверием обратился к народу:
Все рожь кругом, как степь живая, Ни замков, ни
морей, ни гор... Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор!
В лирической исповеди поэта отражается народный
склад ума, народное отношение к бедам и невзгодам. Стремление растворить,
рассеять горе в природе — характерная особенность народной песни: «Разнеси
мысли по чистым нашим полям, по зеленым лужкам». Созвучны ей и масштабность,
широта поэтического восприятия, «врачующий простор». Если в поэмах «В. Г.
Белинский», «Несчастные» идеал русского героя-подвижника воплощался у
Некрасова в образе гонимого «народного заступника», то в «Тишине» таким
подвижником становится весь русский народ, собирающийся под своды сельского
храма:
Сюда народ, тобой любимый, Своей тоски
неодолимой Святое бремя приносил — И облегченный уходил!
Крестьянская Русь предстает здесь в
собирательном образе народа-героя, созидателя и творца русской истории. В
памяти поэта проносятся недавние события Крымской войны и обороны Севастополя:
Когда над Русью безмятежной Восстал немолчный
скрип тележный, Печальный, как народный стон!
Воссоздается событие эпического масштаба: в
глубинах крестьянской жизни, на проселочных дорогах свершается единение народа
в непобедимую Русь перед лицом общенациональной опасности. Не случайно в поэме
воскрешаются мотивы^ древнерусской литературы и фольклора. В период роковой
битвы у автора «Слова о полку Игореве» «реки мутно текут», а у Некрасова
«черноморская волна, еще густа, еще красна, уныло в берег славы плещет». В
народной песне: «Где мать-то плачет, тут реки прошли; где сестра-то плачет,
тут колодцы воды», а у Некрасова дорожная пыль прибита к земле «слезами
рекрутских жен и матерей». И о военных действиях неприятеля Некрасов повествует
в сказочном, былинном духе:
Три царства перед ней стояло, Перед одной...
таких громов Еще и небо не метало С нерукотворных облаков!
В поэме звучит вера Некрасова в народные силы, в
способность русского мужика быть героем национальной истории. Но в отличие от
Чернышевского и Добролюбова, Некрасов видит этот героизм не в революционном
бунтарстве, а в христианском подвижничестве. Народ в «Тишине» предстает
героем в «терновом венце», который, по словам поэта, «светлее победоносного
венца». Светлее потому, что это героизм духовный, осененный образом Христа,
увенчанного колючими терниями, принявшего страдания во имя спасения людей:
Храм воздыханья, храм печали — Убогий храм земли
твоей: Тяжеле стонов не слыхали Ни римский Петр, ни Колизей! Сюда народ, тобой
любимый, Своей тоски неодолимой Святое бремя приносил — И облегченный уходил!
Здесь-то как раз и обнаружилась та доминирующая черта
народолюбивой поэзии Некрасова, которая отделяла русского национального поэта
от его друзей по журналу «Современник», от вождей русской революционной
демократии и сближала его творчество с духовными исканиями Достоевского. |