Синтезом художественно-философских исканий Достоевского
1870-х годов явился роман «Братья Карамазовы». Действие его происходит в глухой
провинции, в дворянской семье Карамазовых. Русские писатели издавна искали и
находили там цельные характеры, чистые страсти, духовные связи между людьми
(«ростовская» тема Л. Н. Толстого). Но времена изменились. Не таков городок
Скотопригоньевск под пером Достоевского.
Духовный распад проник уже и в патриархальную глушь.
По сравнению с предшествующими романами, в
«Братьях Карамазовых» набирает силу разобщение, рвутся связи между людьми.
«Всякий-то теперь стремится отделить свое лицо наиболее, хочет испытать в себе
самом полноту жизни, а между тем выходит изо всех его усилий вместо полноты
жизни полное самоубийство» — так определяет состояние русского общества 70-х
годов близкий автору герой романа — старец Зосима.
Семья Карамазовых под пером Достоевского — это
Россия в миниатюре: она лишена родственных уз. Глухая вражда царит между отцом
семейства Федором Павловичем Карамазовым и его сыновьями: старшим Дмитрием —
человеком распущенных страстей, Иваном — пленником распущенного ума,
незаконнорожденным Смердяковым — лакеем по должности и по духу, и послушником
монастыря Алешей, тщетно пытающимся примирить враждебные столкновения, которые
завершаются страшным преступлением — отцеубийством. Достоевский показывает,
что все участники этой драмы разделяют ответственность за случившееся, и в
первую очередь — сам отец с профилем римлянина времен упадка, символом
разложения и распада человеческой личности.
Современное общество заражено тяжелой духовной
болезнью— «карамазовщиной». Суть ее заключается в доходящем до исступления
отрицании всех святынь. «Я всю Россию ненавижу, Марья Кондратьевна, —
признается Смердяков. — В двенадцатом году было на Россию великое нашествие
императора Наполеона французского... и хорошо, кабы нас тогда покорили эти
самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе.
Совсем даже были бы другие порядки-с». «Смердяков-щина» — лакейский вариант
«карамазовщины» — наглядно обнажает суть этой болезни: извращенную любовь к унижению,
к надругательству над самыми светлыми ценностями жизни. Как говорится в
романе, «любит современный человек падение праведника и позор его».
Главным носителем «карамазовщины» является Федор
Павлович, испытывающий сладострастное наслаждение от постоянного унижения
истины, добра и красоты. Его плотская связь с дурочкой Лизаветой Смердящей,
плодом которой является лакей Смердяков, — циничное надругательство над
святыней любви. Сладострастие Федора Павловича — чувство отнюдь не животное и
далеко не безотчетное. Это сладострастие с идеею, головное, сознательное, в его
основе — полемика с добром. Карамазов вполне сознает всю низость своих
поступков, получая циничное наслаждение от унижения добра. Его все время тянет
плевать в святом месте. Он сознательно устраивает скандал в келье старца
Зосимы, а потом с теми же целями идет на обед к игумену: «Ему захотелось всем
отомстить за свои собственные пакости. «Ведь уж теперь себя не реабилитируешь,
так давай-ка я им еще наплюю до бесстыдства: не стыжусь, дескать, вас, да и
только!»
«Карамазовщина» охватила современное общество в
рерхних его слоях и проникает в лакейское окружение. Иван предрекает
смердяковым большое будущее на случай, когда в России «ракета загорится», то
есть случится революция: «Передовое мясо, впрочем, когда срок наступит...»
Отличительным свойством «карамазовщины» является циничное отношение к
кормильцу нации — мужику: «Русский народ надо пороть-с...»
В карамазовской психологии попираются во имя
исступленного самоутверждения все святыни. В монастыре рядом со старцем
Зосимой появляется отец Ферапонт. Внешне он стремится к абсолютной
«праведности», ведет аскетический образ жизни, истощает себя постами и
молитвами. Но каков побудительный мотив «праведности» Ферапонта? Оказывается —
ревность к старцу Зосиме, стремление возвыситься над ним.
Катерина Ивановна добра к своему обидчику Мите.
Но за видимостью доброты — затаенная ненависть к нему, уязвленная гордость.
Добродетели превращаются в исступленную форму самоутверждения, в «великодушие»
эгоизма. С таким же «великодушием» эгоизма «любит» человечество Великий
инквизитор в сочиненной Иваном легенде.
В мире Карамазовых все связи извращаются,
принимают преступный характер, так как каждый здесь стремится превратить окружающих
в «подножие», в пьедестал для своего эгоистического «я». Мир Карамазовых един,
но «единство» это удерживается не добром, а взаимной ненавистью, злорадством,
тщеславием. Это мир, по которому пробегает цепная реакция преступности.
Кто из сыновей убил отца? Иван не убивал, однако
мысль о допустимости отцеубийства впервые сформулировал он. Дмитрий не убивал
Федора Павловича, но в порывах ненависти к отцу не раз стоял на грани
преступления. Убил отца Смердяков, но лишь доводя до логического конца мысли,
брошенные Иваном, и страсти, бушующие в озлобленной душе Дмитрия.
В мире Карамазовых принципиально не восстановимы
четкие моральные границы преступления: все в разной мере виноваты в
случившемся, потенциальная преступность царит в общей атмосфере взаимной
ненависти и ожесточения. Виновен каждый человек в отдельности и все вместе, или, как говорит старец Зосима, «воистину каждый
перед всеми за всех и за все виноват, помимо грехов своих».
«Карамазовщина», по Достоевскому, — это русский
вариант болезни всего европейского человечества, болезни цивилизации. Причины
ее заключаются в утрате христианских святынь, в грехе «самообожествления». Вся
верхушка русского общества вслед за «передовой» частью западноевропейского
обожествляет свое «я» и разлагается. Наступает кризис гуманизма, который в
русских условиях принимает формы откровенные и вызывающие: «Если вы желаете
знать, — рассуждает Смердяков, — то по разврату и тамошние, и наши все похожи.
Все шельмы-с, но с тем, что тамошний в лакированных сапогах ходит, а наш подлец
в нищете смердит и ничего в этом дурного не находит».
Истоки западноевропейской и русской «карамазовщины»
Достоевский видит в духовном кризисе современного христианского общества,
причины которого в «усиленно сознающей» себя личности, утратившей веру в
выпрямляющий человека христианский идеал. По формуле Ивана Карамазова, «если
Бога нет, то все позволено». Кризис безверия захватил не только светские, но и
церковные круги.
В главе «Рго и соп1;га» устами Ивана Карамазова
Достоевский развертывает критику консервативных сторон исторического
христианства. Герой доказывает несовместимость пассивного принятия трех
опорных точек религии (акта грехопадения, акта искупления и акта вечного возмездия
за добро и зло) с нравственным достоинством человека.
Согласно христианским догматам все человечество
ответственно за грех родоначальников своих, Адама и Евы, изгнанных Богом из
рая. Поэтому земная жизнь является искуплением первородного греха, юдолью
страдания, духовных и физических испытаний и невзгод. Христианин должен
терпеть и смиренно переносить эти испытания, уповая на Страшный суд в загробной
жизни, где каждому будет воздано Высшим Судьей за добро и зло.
В фундаменте христианского миросозерцания есть
соблазн фаталистического, пассивного приятия всех унижений и обид в этом
мире, соблазн нравственного самоустранения от господствующего на земле зла.
Иван, зная этот соблазн и опираясь на него, предлагает Алеше неопровержимые,
по его мнению, аргументы, направленные против «мира Божия».
Это страшные, потрясающие душу рассказы о
действительных фактах страдания детей. Иван задает Алеше трудный вопрос о
цене будущей «мировой гармонии», о том, стоит ли она хотя бы одной слезинки
ребенка. Может быть, есть Бог, есть вечная жизнь и есть будущая гармония в
Царстве Его, но Иван не хочет быть в числе избранников и «билет» на вход в
Царство Божие почтительно возвращает Творцу.
Факты страдания детей, которые приводит Иван, настолько
вопиющи, что требуют немедленного отклика, живой, активной реакции на зло. И
даже «смиренный послушник» Алеша не выдерживает предложенного Иваном искушения
и в гневе шепчет: «Расстрелять». Расстрелять того генерала, который по жуткой
прихоти затравил псами на глазах у матери ее сынишку, случайно подбившего ногу
любимой генеральской собаке. Не может сердце человеческое при виде детских
слез и мольбы к Боженьке успокоиться на том, что они необходимы в этом мире во
искупление грехов человеческих. Не может человек оправдать детские страдания
упованиями на будущую гармонию и райскую жизнь. Слишком дорогая цена для вечного
блаженства! Не стоит оно и одной слезинки невинного ребенка!
Иван действительно указывает христианину на
вопросы, трудно разрешимые. Их положительному решению противится слабое сердце
человеческое, забывающее о великой Жертве, принесенной Самим Богом во
искупление первородного греха людей. Причем с аргументами Ивана солидарен и
сам Достоевский. Видно, что в определенной мере писатель разделяет бунтарский
пафос Ивана. В какой? Попытаемся разобраться и понять.
Достоевский отрицает вслед за Иваном
религиозно-фаталистический взгляд на мир, свойственный идеологам консервативных
церковных кругов. Достоевский против самоустранения человека от прямого участия
в жизнестро-ительстве более совершенного «мира сего». Вслед за Иваном он
настаивает на необходимости живой реакции на зло, на страдания ближнего.
Писатель критически относится к оправданию страданий актом грехопадения, с
одной стороны, и будущей гармонией, будущим Страшным судом — с другой.
Человек, по Достоевскому, призван быть активным строителем и преобразователем
этого мира. Поэтому писателя не устраивает в бунте Ивана не протест против
страданий детей, а то, во имя чего этот протест осуществляется.
Нельзя не заметить в логике Ивана Карамазова
существенный, типично «карамазовский» изъян. Приводя факты страдания детей,
герой приходит к умозаключению: вот он каков, мир Божий. Но действительно ли в
своем богоборческом бунте он воссоздает объективную картину мира? Нет. Это не
живая картина, где добро борется со злом. Это коллекция с
«карамазовским» злорадством подобранных фактов страданий детей на одном полюсе и фактов жестокости
взрослых на другом. Иван несправедливо и предвзято судит о мире Божием, он
слишком тенденциозен и, подобно Раскольникову, несправедлив.
Исследователи Достоевского заметили, что суд
Ивана перекликается в романе с тем судом, который следователь и прокурор ведут
над Дмитрием Карамазовым и приходят к заключению, что он отцеубийца. Эта связь
в самом методе следствия. Как фабрикуется ложное обвинение Дмитрия в
преступлении? Путем тенденциозного (предвзятого) подбора фактов: следователь и
прокурор записывают в протокол лишь то, что служит поводом к обвинению, и пропускают
мимо то, что ему противостоит. К душе Мити слуги закона относятся так же
несправедливо и безжалостно, как Иван к душе мира. Светлому духу, который
удержал Митю на пороге преступления, следователь не поверил и в протокол это не
внес.
В обоих случаях обвинительный приговор строится
на упрощенных представлениях о мире и душе, об их внутренних возможностях.
Согласно этим упрощенным представлениям душа взрослого может исчерпываться
безобразием и злодейством. И для Ивана Митя — только «гад» и «изверг». Но вот
суждение о Мите другого, близкого ему человека: «Вы у нас, сударь, все одно как
малый ребенок... И хоть гневливы вы, сударь, но за простодушие ваше простит
Господь».
Оказывается, ребенок есть и во взрослом
человеке. Не случайно неправедно осужденный Дмитрий говорит: «Есть малые дети и
большие дети. Все — дитё». В мире нет детей самих по себе и взрослых самих по
себе, а есть живая цепь человеческая, где «в одном месте тронешь, в другом
конце мира отдается». И если ты действительно любишь детей, то должен любить и
взрослых.
Наконец, к страданиям взрослых, которых Иван
обрекает на муки с равнодушием и затаенной злобой, неравнодушны именно дети.
Смерть Илюшечки в романе — результат душевных переживаний за отца,
оскорбленного Митей Карамазовым.
Достоевский не принимает бунта Ивана в той мере,
в какой этот бунт индивидуалистичен. Начиная с любви к детям, Иван заканчивает
презрением к человеку, а значит, и к детям в том числе. Это презрение к
духовным возможностям мира человеческого последовательно завершается в
сочиненной Иваном поэме «О Великом инквизиторе».
Действие поэмы совершается в католической
Испании во времена инквизиции. В самый разгул преследований и казней еретиков
Испанию посещает Христос. Великий инквизитор, глава испанской католической
церкви, отдает приказ арестовать Христа. И вот в одиночной камере инквизитор
посещает Богочеловека и вступает с ним в спор.
Он упрекает Христа в том, что тот совершил
ошибку, когда не прислушался к искушениям дьявола и отверг в качестве сил,
объединяющих человечество, хлеб земной, чудо и авторитет земного вождя. Заявив
дьяволу, что «не хлебом единым жив человек», Христос не учел слабости
человеческие. Массы всегда предпочтут «хлебу духовному», внутренней свободе,
хлеб земной. Человек слаб и склонен верить чуду более, чем возможности
свободного вероисповедания. И наконец, культ вождя, страх перед государственной
властью, преклонение перед земными кумирами всегда были типичными и останутся
таковыми для слабого человечества.
Отвергнув советы дьявола, Христос, по мнению
инквизитора, слишком переоценил силы и возможности человеческие. Поэтому
инквизитор решил исправить ошибки Христа и дать людям мир, достойный их слабой
природы, основанный на «хлебе земном, чуде, тайне и авторитете». Царству духа
Великий инквизитор противопоставил царство кесаря, возглавившего человеческий муравейник,
казарменный коммунизм, стадо обезличенных, покорных власти людей. Царство
Великого инквизитора — государственная система, ориентирующаяся на
посредственность, на то, что человек слаб, жалок и мал.
Однако, доводя логику Великого инквизитора до парадокса,
автор легенды обнаружил ее внутреннюю слабость. Вспомним, как Христос отвечает
на исповедь инквизитора: «Он вдруг молча приближается к нему и тихо целует его
в бескровные девяностолетние уста». Что значит этот поцелуй? Заметим, что на
протяжении всей исповеди Христос молчит и это молчание тревожит инквизитора.
Тревожит, потому что сердце инквизитора не в ладу с умом, страдает от его
философии. Не случайно он развивает свои идеи как-то неуверенно, и настроение
его становится все более подавленным и грустным. А чуткий Христос подмечает
этот внутренний разлад.
На словах инквизитор невысокого мнения о
возможностях человека. Но в самой ожесточенности бичевания «жалких
человеческих существ» есть тайное ощущение слабости собственной логики, сердечное
знание более высоких и идеальных стремлений. Лишь разумом инквизитор заодно с
дьяволом, сердцем же он, как все Карамазовы, — с Христом!
Такого сострадания достоин и сам Иван, творец
легенды. Ведь и в его отрицаниях под корой индивидуализма и карамазовского
презрения теплится скрытая любовь к миру и мука раздвоения. Ведь суть
«карамазовщины» как раз
и заключается в полемике
с добром, тайно живущим в сердце любого, самого отчаянного отрицателя. Иван,
сообщивший «Легенду» Алеше, твердит в исступлении: «От формулы «все позволено»
я не отрекусь, ну и что же, за это ты от меня отречешься, да, да?» Алеша встал,
подошел к нему молча и тихо поцеловал его в губы. «Литературное воровство! —
вскричал Иван, приходя вдруг в какой-то восторг, — это ты украл из моей
поэмы!»
Стихии распада и разложения в романе
противостоит могучая жизнеутверждающая сила, которая есть в каждом, но с
наибольшей последовательностью и чистотой она воплощается в старце Зосиме и его
ученике Алеше. «Все как океан, все течет и соприкасается, в одном месте тронешь,
в другом конце мира отдается»,—утверждает Зоси-ма. Мир говорит человеку о
родственной, тесной, интимной зависимости всего друг от друга. Человек жив
ощущением этой родственной связи. Бессознательно, от Бога он этим чувством наделен,
оно космично по своей внутренней сути: «Бог взял семена из миров иных и посеял
на сей земле и взрастил сад свой, и взошло все, что могло взойти, но взращенное
живет и живо лишь чувством соприкосновения своего таинственным мирам иным;
если ослабевает или уничтожается в тебе сие чувство, то умирает и взращенное в
тебе. Тогда станешь к жизни равнодушен и даже возненавидишь ее. Мыслю так».
Карамазовский распад, по Достоевскому, — прямое
следствие обособления, уединения современного цивилизованного человечества,
следствие утраты им чувства широкой вселенской связи с миром горним и высшим,
превосходящим животные потребности его земной природы. Отречение от высших
духовных ценностей ведет человека к равнодушию, одиночеству и ненависти к
жизни. Именно по такому пути идут в романе Иван и Великий инквизитор. На этот
же путь вступает противник Зосимы монах Фера-понт. Достоевский считает, что и
консервативная часть духовенства тоже теряет великое чувство родственной любви
к миру.
Другой идеал утверждают в романе старец Зосима и
стоящий за ним Достоевский. Религиозный подвижник здесь не уходит от мирских
страданий и бед в монастырское уединение ради спасения своей души, не
стремится к полной изоляции. Напротив, он тянется в мир, чтобы родственно
сопереживать вместе с людьми все грехи, все зло мирское. Его доброта и
гуманность основаны на вере в божественное происхождение каждого человека.
Нет на земле такого злодея, который бы тайно не
чувствовал великую силу добра. Ведь и сладострастие Федора Павловича
Карамазова вторично: его исток в полемике с добром и святыней, тайно живущими в
душе даже такого пакостника. Именно потому, что образ Божий запечатлен в
каждом из людей, доброта подвижников Достоевского безгранична: «Все пойми и
все прости. Чтобы переделать мир по-новому, надо, чтобы люди сами психически
повернулись на другую дорогу. Раньше, чем не сделаешься в самом деле всякому
братом, не наступит братства».
Достоевский высказывает сомнительную с точки
ортодоксальной церковности мысль, что и отрекшиеся от Христа люди, и
бунтующие против него в существе своем того же самого Христова облика. «Да и
греха такого нет, и не может быть на всей земле, какого бы не простил Господь
воистину кающемуся». Отсюда идет поэтизация Достоевским святости этой земной
жизни. Алеша говорит Ивану: «Ты уже наполовину спасен, если жизнь любишь». Отсюда
же — культ «священной Матери сырой земли»: «Не проклято, а благословенно все на
земле».
Такая философия далека от суровых византийских
догматов, согласно которым мир во зле лежит, а идеал жизни христианина —
отрешенная от мира святость. «Все эти надежды на земную любовь и на мир земной
можно найти и в песнях Беранже, и еще больше у Ж. Занд», —упрекал Достоевского
К. Леонтьев. Все это далеко, очень далеко, по Леонтьеву, от истинного
православия, которое считает «горе, страдания, обиды» «посещением Божиим».
Достоевский же «хочет стереть с лица земли эти полезные обиды». Мир и
благоденствие человечества на земле, по Леонтьеву, вообще невозможны: «Христос
нам этого не обещал».
Но ведь та «всемирная гармония», о которой
говорит Достоевский, бесконечно далека от утилитарного идеала материального
благополучия слабых и смертных людей на грешной земле, который провозглашали
социалисты. Упрек К. Леонтьева тут не по адресу. Достоевский никогда не считал
возможным достижение Царства Божия усилиями современного, поврежденного грехом
человечества, и его «мировая гармония» предполагала благодатное перерождение и
этой земли, и этого человечества, вместившего в себя божественное «я» Христа и
перешедшего за пределы земной истории в сферы вечного богочеловеческого
совершенства.
Но Достоевский не принимал того «мироотречного»
уклона, который наметился у некоторых деятелей современной ему православной
церкви, относившихся с религиозным отрицанием ко всей земной жизни как царству
греха. В лице монаха Ферапонта писатель ярко представил этот гордый соблазн:
отвернуться с презрением от «земной юдоли плача» и бестрепетно отдать в руки
антихриста всю ис-
торическую жизнь человечества, не желая «марать
рук о дела мира сего».
Достоевский противопоставил мрачной ереси
Ферапонта светлый лик православного старца Зосимы, который не пренебрегает
исполнением исконной заповеди христианина «в поте лица возделывать землю» и
отправляет своего ученика Алешу Карамазова в мир на благородный труд очищения
жизни от «терний», вооружаясь ничем не ограниченным долготерпением.
Всем содержанием своих романов и повестей
Достоевский отстаивал активную, просветляющую и одухотворяющую мир
благодатную силу христианского жизнестрои-тельства. Он считал, что православие
призвано духовно направлять и облагораживать как частную, так и общественную
жизнь людей. И в этом утверждении действенной, созидательной роли христианства
Достоевский опережал свое время, вступая в область «предведений и предчувствий».
По словам одного из русских религиозных философов начала XX века, «незаконченный образ Алеши Карамазова,
раннего и румяного человеколюбца, посланного монастырем в мир, еще ждет своего
воплощения». |