Обратной стороной шигалевщины является общественный
порядок, основанный на «ротшилъдовской идее», на власти денег. Эта тема
развивается Достоевским в романе «Подросток». Писатель считает, что
популярность в России 1870-х годов «ротшильдовской идеи» — прямое следствие
пореформенной духовной смуты. «Хуже того, что есть, никогда еще не было... В
это царствование от реформ пропала общая идея и всякая общая связь». Общество
«химически разлагается», распадается на атомы: сословие противостоит сословию,
богатство — бедности. Распад проникает в семью, уничтожаются родственные
связи, дети отворачиваются от своих отцов. Главный герой романа Аркадий
Долгоруков — подросток из «случайной семейки»: его мать — крепостная
крестьянка, а отец— «скитающийся» по Европе дворянин. Выросший вне семьи,
лишенный укрепляющей веры в добро, подросток ощупью ищет свой жизненный путь.
Его сознание порабощает идея поклонения «золотому тельцу». Она искушает
воображение подростка призраком власти: «Мне нравилось ужасно, — признается
Аркадий, — представлять себе существо бесталанное и серединное, стоящее над миром
и говорящее ему с улыбкой: вы, Галилеи и Коперники, Карлы Великие и Наполеоны,
вы, фельдмаршалы и гофмаршалы, а вот я — бездарность и незаконность, и
все-таки выше вас, потому что вы сами этому подчинились».
«Ротшильдовская идея» сталкивается в романе с
другой. Ее утверждает отец Аркадия — Версилов. Он убежден, что европейские
революции, освобождая людей, оставляли их без скрепляющей мысли, без высокой
идеи. Версилов хочет верить, что в России эту скрепляющую идею сохранит и
убережет дворянство: «Когда в государстве господствует главенствующее
сословие, тогда крепка земля». А сила этого сословия — не в материальных
преимуществах, не в привилегиях. Она — в наличии высокой объединяющей нацию
идеи. Дворянство в современной России должно стать «хранителем чести, света,
науки и высшей идеи». Оно призвано бескорыстно служить обществу, государству,
родной земле. Но для этого нужно преодолеть «кастовость», оторванность от
народа. «Скитающийся» по Европе «душою и телом» российский дворянин обязан
вернуться в Россию и пустить корни в родную землю, послужить своему народу.
Взрослея, подросток изживает свою
«ротшильдовскую идею». Решающее влияние на него оказывает не только Версилов,
но и духовный отец подростка Макар Долгоруков — крестьянин, странник, исповедующий
православную веру. В ее основе — евангельская проповедь нестпяжателъ-ства: «Богатство
— грех перед Богом», «богатому черт деньги кует». |