Литература
Четверг, 29.06.2017, 19:09
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная БлогРегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1117
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Август » 15 » СУДЬБА РЕАЛИЗМА: ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕСТО ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л.Н. ТОЛСТОГО И А. П. ЧЕХОВА НА РУБЕЖЕ XIX И XX ВЕКОВ
00:51
СУДЬБА РЕАЛИЗМА: ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕСТО ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л.Н. ТОЛСТОГО И А. П. ЧЕХОВА НА РУБЕЖЕ XIX И XX ВЕКОВ

СУДЬБА РЕАЛИЗМА:

ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕСТО ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Л.Н. ТОЛСТОГО И А. П. ЧЕХОВА

НА РУБЕЖЕ XIX И XX ВЕКОВ

 

 

      На рубеже XIX и XX веков существовало мнение, что реализм исчерпал себя, стал совпадать с «бытовизмом», что писателям-реалистам уже просто нечего сказать и они обречены на повторение былых достижений. Что столь необходимые для века революционных потрясений, великих научных открытий емкие, акцентирующие авторскую позицию художественные формы несет с собой лишь ориентированный на условно-символические формы изобразительности модернизм.

Модернизм – общее название направлений в искусстве и литературе ХХ века (символизм, кубизм, авангардизм, сюрреализм, футуризм и т.д.), для которых характерны отрицания традиуионных форм и эстетики прошлого, опора на условность стиля, экспериментаторство и противопоставление себя реализму.

Декаданс – общее наименование кризисных явлений европейской культуры конца XIX- начала ХХ века, отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни. Многие мотивы декаданса стали достоянием ряда художественных течений модернизма.

    Мысль об «  исчерпанности», смерти реализма в том виде, в каком он существовал на рубеже веков, высказывалась еще Л.Н. Толстым в апреле 1897 года: « Литература была белый лист, а теперь он весь исписан. Надо перевернуть или достать другой». Безусловно, необходимо было перевернуть ту страницу в истории реализма, которая была связана с превращением реализма в натурализм, даже в фотографизм, в чистую описательность.

Натурализм – литературное направление, сложившееся в последней трети XIX века в Европе и США. Оно стремилось к точному изображению реальности и человеческого характера, обусловленного физической природой и средой. Натурализм – это искаженный, извращенный реализм, предлагающий читателю, зрителю, как заметил Е. Тагер, «муляж вместо статуи, фотографию вместо картины, стенографическую запись вместо поэтически обработанного текста – иначе говоря, механическое воспроизведение жизни, без обобщения, творческого осмысления».

   В России натурализм возник в связи с распространением романов французского писателя Э. Золя, культивировавшего чисто физиологическое рассмотрение человека. Но нельзя постичь сущность человека, исходя только из того принципа, что « человек есть то, что он … есть», что он – «продукт среды».

    В результате литература распалась на два несовместимых течения – реализм и модернизм. Многие считали, что все отсталое, вчерашнее, инертное потекло по руслу «уставшего» реализма, а все новое, имеющее будущее, - по руслам модернизма (символизма, акмеизма, футуризма). В итоге такого расслоения реальными преемниками золотого века якобы стали только модернисты, они и сформировали весь «серебряный век», мятежный, богоищущий, бредивший красотой»

   Подобное деление русской литературы начала XX века на два явно неравноценных русла, тем более предпочтение одного из них в качестве Серебряного века другому абсолютно неоправданно.

   «Полифоническое единство» периода, называемого Серебряным веком, создавалось на почве диалога реализма и модернизма, сосуществования художественных систем, «открытых чужому опыту (граница не на замке), но и не настолько открытых, чтобы было возможно размыть их оппозицию друг другу».

   Понятие «Серебряный век» следует отнести только к поэзии конца XIX – начала ХХ века. Это образное определение не всей эпохи, а часть предреволюционного литературного процесса – преимущественно поэзии, и возникло оно в среде русской поэтической эмиграции.

   Король поэтов И. Северянин в 1910 году выпустил сборник стихов «Колье принцессы» тиражом в 100 экз., «Пролог. Эгофутуризм. Поэза грандиос» в 1911 году – тем же мизерным тиражом, а «Ручьи в лилиях. Поэзы» - опять тиражом в 100 экз. И это при огромном успехе устнах выступлений!

   Между тем первй том «Очерков и рассказов» М. Горького вышел в 1898 году тиражом в 3500 экз., а сборник стихов И.А. Бунина «Под открытым небом» в том же году – тиражом в 3600 экз. Горьковские сборники неореалистической прозы, сборники поэзии издательства «Знание», где печатались И. Бунин, И. Шмелев, А. Толстой, С. Сергеев-Ценский, только с марта по декабрь 1906 года собрали тираж в 222 тыс. экз. Многотиражным был и альманах «Шиповник», державшийся на прозе А. Ремизова, Б. Зайцева, до 17 тыс. экз.

   Таким образом, русская проза – прежде всего это касается творчества И.А. Бунина, М. Горького, А. И. Куприна, Л. Н. Андреева и др. – добилась многого, продолжая традиуии великих реалистов Л.Н. Толстого и А.П. Чехова.

Пользовательский поиск
Просмотров: 1882 | Добавил: $Andrei$ | Теги: модернизм, футуризм, реализм, толстой, Чехов, декаданс, СУДЬБА РЕАЛИЗМА, Литература, натурализм, историческое место произведений тол | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика