СУДЬБА РЕАЛИЗМА: ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕСТО ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л.Н. ТОЛСТОГО И А. П. ЧЕХОВА НА РУБЕЖЕ XIX И XX ВЕКОВ
На рубеже XIX и XX веков существовало мнение, что реализм исчерпал себя, стал
совпадать с «бытовизмом», что писателям-реалистам уже просто нечего сказать и
они обречены на повторение былых достижений. Что столь необходимые для века
революционных потрясений, великих научных открытий емкие, акцентирующие
авторскую позицию художественные формы несет с собой лишь ориентированный на
условно-символические формы изобразительности модернизм.
Модернизм – общее название
направлений в искусстве и литературе ХХ века (символизм, кубизм, авангардизм,
сюрреализм, футуризм и т.д.), для которых характерны отрицания традиуионных
форм и эстетики прошлого, опора на условность стиля, экспериментаторство и
противопоставление себя реализму.
Декаданс – общее наименование
кризисных явлений европейской культуры конца XIX- начала ХХ века, отмеченных настроениями безнадежности,
неприятия жизни. Многие мотивы декаданса стали достоянием ряда художественных
течений модернизма.
Мысль об «
исчерпанности», смерти реализма в том виде, в каком он существовал на
рубеже веков, высказывалась еще Л.Н. Толстым в апреле 1897 года: « Литература
была белый лист, а теперь он весь исписан. Надо перевернуть или достать другой».
Безусловно, необходимо было перевернуть ту страницу в истории реализма, которая
была связана с превращением реализма в натурализм, даже в фотографизм, в чистую
описательность.
Натурализм – литературное направление,
сложившееся в последней трети XIX
века в Европе и США. Оно стремилось к точному изображению реальности и
человеческого характера, обусловленного физической природой и средой.
Натурализм – это искаженный, извращенный реализм, предлагающий читателю,
зрителю, как заметил Е. Тагер, «муляж вместо статуи, фотографию вместо картины,
стенографическую запись вместо поэтически обработанного текста – иначе говоря,
механическое воспроизведение жизни, без обобщения, творческого осмысления».
В России натурализм возник в связи с распространением
романов французского писателя Э. Золя, культивировавшего чисто физиологическое
рассмотрение человека. Но нельзя постичь сущность человека, исходя только из
того принципа, что « человек есть то, что он … есть», что он – «продукт среды».
В результате литература распалась на два несовместимых
течения – реализм и модернизм. Многие считали, что все отсталое, вчерашнее,
инертное потекло по руслу «уставшего» реализма, а все новое, имеющее будущее, -
по руслам модернизма (символизма, акмеизма, футуризма). В итоге такого
расслоения реальными преемниками золотого века якобы стали только модернисты,
они и сформировали весь «серебряный век», мятежный, богоищущий, бредивший
красотой»
Подобное деление русской литературы начала XX века на два явно неравноценных русла,
тем более предпочтение одного из них в качестве Серебряного века другому
абсолютно неоправданно.
«Полифоническое единство» периода, называемого Серебряным
веком, создавалось на почве диалога реализма и модернизма, сосуществования
художественных систем, «открытых чужому опыту (граница не на замке), но и не
настолько открытых, чтобы было возможно размыть их оппозицию друг другу».
Понятие «Серебряный век» следует отнести только к поэзии
конца XIX – начала ХХ века. Это образное определение не всей эпохи, а
часть предреволюционного литературного процесса – преимущественно поэзии, и
возникло оно в среде русской поэтической эмиграции.
Король поэтов И.
Северянин в 1910 году выпустил сборник стихов «Колье принцессы» тиражом в 100
экз., «Пролог. Эгофутуризм. Поэза грандиос» в 1911 году – тем же мизерным
тиражом, а «Ручьи в лилиях. Поэзы» - опять тиражом в 100 экз. И это при
огромном успехе устнах выступлений!
Между тем первй том
«Очерков и рассказов» М. Горького вышел в 1898 году тиражом в 3500 экз., а
сборник стихов И.А. Бунина «Под открытым небом» в том же году – тиражом в 3600
экз. Горьковские сборники неореалистической прозы, сборники поэзии издательства
«Знание», где печатались И. Бунин, И. Шмелев, А. Толстой, С. Сергеев-Ценский,
только с марта по декабрь 1906 года собрали тираж в 222 тыс. экз. Многотиражным
был и альманах «Шиповник», державшийся на прозе А. Ремизова, Б. Зайцева, до 17
тыс. экз.
Таким образом,
русская проза – прежде всего это касается творчества И.А. Бунина, М. Горького,
А. И. Куприна, Л. Н. Андреева и др. – добилась многого, продолжая традиуии
великих реалистов Л.Н. Толстого и А.П. Чехова. |