На первый взгляд в «Вишневом саде» дана
классически четкая расстановка социальных сил в русском обществе и обозначена
перспектива борьбы между ними: уходящее дворянство (Раневская и Гаев),
поднимающаяся буржуазия (Лопахин), новые революционные силы, идущие им на смену
(Петя и Аня). Социальные, классовые мотивы встречаются и в характерах
действующих лиц: барская беспечность Раневской и Гаева, практическая их
беспомощность;
буржуазная деловитость и
предприимчивость Лопахина со свойственной этой прослойке душевной
ограниченностью; наконец, революционная окрыленность Пети и Ани, устремленных
в «светлое будущее».
Однако центральное с виду событие — борьба за
вишневый сад — лишено того значения, какое отвела бы ему классическая драма и
какого, казалось бы, требует сама логика расстановки в пьесе действующих лиц.
Конфликт, основанный на противоборстве социальных сил, у Чехова приглушен.
Лопахин, русский буржуа, лишен хищнической хватки и агрессивности по отношению
к дворянам Раневской и Гаеву, а дворяне нисколько не сопротивляются ему.
Получается так, словно бы имение само плывет ему в руки, а он как бы нехотя
покупает вишневый сад.
В чем же главный узел драматического конфликта?
Вероятно, не в экономическом банкротстве Раневской и Гае-ва. Ведь уже в самом
начале лирической комедии у них есть прекрасный вариант экономического
процветания, по доброте сердечной предложенный тем же Лопахиным: сдать сад в
аренду под дачи. Но герои от него отказываются. Почему? Очевидно, потому, что
драма их существования более глубока, чем элементарное разорение, глубока
настолько, что деньгами ее не поправишь и угасающую в героях волю к жизни не
вернешь.
Однако и покупка вишневого сада Лопахиным тоже
не устраняет более глубокого конфликта этого человека с миром. Торжество
Лопахина кратковременно, оно быстро сменяется чувством уныния и грусти. Этот
странный купец обращается к Раневской со словами укора и упрека: «Отчего же,
отчего вы меня не послушали? Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь». И как бы
в унисон со всеми героями пьесы Лопахин произносит со слезами знаменательную
фразу: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша
нескладная, несчастливая жизнь».
Здесь Лопахин впрямую касается скрытого, но
главного источника драматизма: он заключен не в борьбе за вишневый сад, а в
субъективном недовольстве жизнью, в равной мере, хотя и по-разному,
переживаемом всеми без исключения героями «Вишневого сада». Жизнь идет нелепо
и нескладно, никому не приносит она ни радости, ни ощущения счастья. Не только
для основных героев несчастлива эта жизнь, но и для Шарлотты, одинокой и никому
не нужной со своими фокусами, и для Епиходова с его постоянными неудачами, и
для Симеонова-Пищика с его вечной нуждой в деньгах.
Драма жизни заключается в разладе самых
существенных, корневых ее основ. И потому у всех героев пьесы есть ощущение
временности своего пребывания в мире, чувство постепенного истощения и
отмирания тех форм жизни, которые когда-то казались незыблемыми и вечными.
Утрата воли к жизни является следствием глубокого духовного кризиса,
переживаемого людьми. В пьесе все живут в ожидании неотвратимо надвигающегося
рокового коаца. Распадаются старые основы жизни и вне и в душах людей, а новые
еще не нарождаются, в лучшем случае они смутно предчувствуются, причем не
только молодыми героями драмы. Тот же Лопахин говорит: «Иной раз, когда не спится,
я думаю: Господи, Ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие
горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами».
Грядущее задает людям вопрос, на который они по
своей человеческой слабости не в состоянии дать ответа. Есть у чеховских героев
ощущение какой-то обреченности и призрачности их существования. С самого начала
перед нами люди, тревожно прислушивающиеся к чему-то неотвратимому, что грядет
впереди. Это дыхание конца вносится в самое начало пьесы. Оно не только в
известной всем роковой дате 22 августа, когда вишневый сад будет продан за
долги. Есть в этой дате и иной, символический смысл — абсолютного конца целого
тысячелетнего уклада русской жизни. В свете абсолютного конца призрачны их
разговоры, неустойчивы и капризно-переменчивы отношения. Люди как бы выключены
на добрую половину своего существования из набирающего темп потока жизни. Они
живут и чувствуют вполсилы, они безнадежно опаздывают, отстают.
Символична и кольцевая композиция пьесы,
связанная с мотивом опоздания сначала к приходу, а потом к отходу поезда.
Чеховские герои глуховаты по отношению друг к другу не потому, что они эгоисты,
а потому, что в их ситуации полнокровное общение оказывается попросту невозможным.
Они бы и рады достучаться друг до друга, но что-то постоянно «отзывает» их.
Герои слишком погружены в переживание внутренней драмы, с грустью оглядываясь
назад и с робкими надеждами всматриваясь вперед. Настоящее остается вне сферы
главного их внимания, а потому и на полную взаимную «прислушливость» им просто
не хватает сил.
Перед лицом надвигающихся перемен победа
Лопахи-на — условная победа, как поражение Раневской — условное поражение.
Уходит время для тех и других. Есть в «Вишневом саде» что-то и от чеховских
инстинктивных предчувствий надвигающегося на него рокового конца: «Я чувствую,
как здесь я не живу, а засыпаю или все ухожу, ухожу куда-то без остановки, как
воздушный шар». Через всю пьесу тянется этот мотив ускользающего времени.
«Когда-то
мы с тобой, сестра, спали вот в этой самой комнате, а теперь мне уже пятьдесят
один год, как это ни странно», — говорит Гаев. «Да, время идет», — вторит ему
Лопахин.
Время идет! Но кому суждено быть творцом новой
жизни, кто насадит новый сад? Жизнь не дает пока ответа на этот вопрос.
Готовность есть как будто бы у Пети и Ани. И там, где Трофимов говорит о
неустроенности жизни старой и зовет к жизни новой, автор ему определенно сочувствует.
Но в рассуждениях Пети нет личной силы, в них много слов, похожих на
заклинания, а порой проскальзывает и некая пустопорожняя болтливость, сродни
разговорчивости Гаева. К тому же он «вечный студент», «облезлый барин». Не
такие люди овладевают жизнью и становятся творцами и хозяевами ее. Напротив,
жизнь сама изрядно потрепала Петю. Подобно всем недотепам, он нескладен и
бессилен перед нею. Молодость, неопытность и жизненная неприспособленность
подчеркнуты и в Ане. Не случайно же Чехов предупреждал М. П. Лилину: «Аня
прежде всего ребенок, веселый, до конца не знающий жизни».
Итак, Россия, как она виделась Чехову на рубеже
двух веков, еще не выработала в себе действенный идеал человека. В ней зреют
предчувствия грядущего переворота, но люди пока к нему не готовы. Лучики
правды, человечности и красоты есть в каждом из героев «Вишневого сада». Но
они так разрознены и раздроблены, что не в силах осветить грядущий день. Добро
тайно светит повсюду, но солнца нет — пасмурное, рассеянное освещение, источник
света не сфокусирован. В финале пьесы есть ощущение, что жизнь кончается для
всех, и это не случайно. Люди «Вишневого сада» не поднялись на высоту, которой
требует от них предстоящее испытание.
Погружаясь в состояние глубокого религиозного
кризиса, они потеряли контроль над жизнью, и она ускользнула от них к
смердяковствующим лакеям Яшам, к неудачникам Епиходовым. Насадить новый сад,
как и предчувствовал Чехов, им конечно же не удалось. А писал он «Вишневый
сад» в преддверии революции 1905 года.
Это была его последняя драма. Весной 1904 года
здоровье писателя резко ухудшилось, предчувствия не обманули его. По совету
врачей он отправился на лечение в курортный немецкий городок Баденвейлер.
Здесь 2(15) июля 1904 года Антон Павлович Чехов скоропостижно скончался на
сорок пятом году жизни. |