А. Н. ОСТРОВСКИЙ
(1823-1886)
Система персонажей в
комедии А. Н. Островского «Лес»
В пьесе А. Н. Островского «Лес» отражена широкая картина сложных социальных процессов, происходивших к России в ходе реформ. Островский,
как и другие писатели, почувствовал, что в России «все переворотилось и только
укладывается». Затрагивая в своей пьесе эти
перемены.
драматург все же
сосредоточен на их нравственном аспекте. В
центре его внимания семейные проблемы,
потому что именно семья отражает все социальные изменения в
концентрированном виде, В рамках семейного
конфликта в пьесе дается характеристика общества пореформенной эпохи.
В
усадьбе Пеньки, в «глухом помещичьем захолустье», изображенном в комедии,
поистине чувствуется ветер истории,
сдвинувший с привычных мест, из прочных ячеек вчерашнего иерархического государства многих людей. И вот они
сталкиваются и спорят, воюют друг с другом в
гостиной помещицы Гурмыжской. Раньше невозможно было представить этих людей в
таком общении: уездная знать, серый
неграмотный купчина, бедная, но вовсе
не бессловесная воспитанница,
недоучившийся гимназист из разорившегося
дворянского семейства, помещик Гур-мыжский,
ставший провинциальным трагиком Несчастливцевым,
беспаспортный актер из мещан Счастливцев.
Традиционная любовная линия в пьесе представлена
взаимоотношениями Аксюши и Петра. Однако эти
взаимоотношения становятся поводом для
развертывания другой линии действия —
борьбы между сатирически обрисованным миром
помещичьей усадьбы, центром которой становится
Гурмыжская, и блудным сыном дворянского
рода Гурмыжских — Несчастливцевым, свободным художником,
«благородным артистом».
Являясь
по преимуществу писателем непривилегированных
слоев общества, Островский в пьесе «Лесэ
обратился к типу дворянского интеллигента.
Однако высоким героем в его пьесе оказывается не
благородный дворянин, а нищий провинциальный актер
Несчастливцев. С его образом связана героическая, высокая линия.
И «путь в герои» этот деклассированный
дворянин проходит на глазах у зрителей. Именно в столкновении со своими антагонистами
Несчастливцев выглядит
подлинно высоким героем. Явившись в усадьбу с
самыми мирными намерениями, он втягивается
в борьбу с большим трудом. Но тем блистательнее его нравственная победа в финале.
Комедия
«Лес» — это театр в театре, потому что
основные участники интриги стремятся достичь своих
целей, задумывая и ставя каждый свой спектакль. Но прежде чем развернутся и придут в столкновение эти спектакли, драматург готовит сцену и зрителей. Помимо действующих лиц, «актеров» Гурмыжской и Несчастливцева, Улиты и Счастливцева, Островский вводит в пьесу и «зрителей» — соседей Гурмыжской. Не участвуя в
интриге, они абсолютно необходимы не только
для характеристики того мира, в котором развернутся события, как это обычно в театре Островского, но еще и как
те, для кого разыграны спектакли.
Уар Кирилыч Бодаев и Евгений Аполлоныч Милонов — богатые соседи Гурмыжской, Бодаев — бывший кавалерист, так сказать. Скалозуб в отставке, кипящий ненавистью к земству. Он глуховат, однако часто преувеличивает свою глуховатость
ради удовольствия рявкнуть в полный голос
что-нибудь неудобное, как это простительно слабослышащим людям. Раисе
Павловне время от времени достается от Бодаева по заслугам, особенно когда пятидесятилетняя Гурмыжская объявила о своем решении выйти замуж за гимназиста-недоучку
Буланова» Милонов, по видимости,
второстепенный персонаж, по существу же
— главный идеологический оппонент автора. В пьесе он выступает в паре с Бодаевым, но не похож на него. Имя
Евгений — значит «благородный», отчество
восходит к античному богу, покровителю
поэзии, фамилия Милонов, типично к л ас с иди стекая, характеризует его
как добродетельного героя. Почти все
реплики, относящиеся к Гурмыжской, он
начинает словами: «Все высокое и все
прекрасное...» Он с восторгом говорит об ушедших временах крепостного права» воспевает «нравственную идиллию» крепостной
усадьбы. Однако приторное обветшалое словоблудие Милонова, воскрешающее
екатерининские и елизаветинские времена,
«золотой» век дворянства, призвано
охранять привилегии этого сословия.
Его можно назвать идейным комедиантом, или идеологическим клоуном, который
берет на себя задачу оправдывать отживший строй, общественные
отношения, несостоятельность которых
доказава временем. Пара соседе
й-помещиков Милонов — Бодаев в пьесе обозначает
местную общественность, дворянское
собрание, мнение высшего губернского общества.
Если
Милонов — идейный комедиант, то Гур-мыжская —
комедиантка чисто практическая, ее дело не
выступать, а проскользнуть, выйти из воды сухой в неудобных
обстоятельствах. Мотив игры, театра скрепляет,
собирает воедино все сюжетные линии
пьесы. Герои-антагонисты вступают в
борьбу, сочиняя разные в жанровом отношении «пьесы»: Гурмыжская разыгрывает комедию интриги, временами
переходящую в фарс. Ее роль-маска—
добродетель и благопристойность. При
первом же появлении на сцене она подробно раскрывает перед зрителем свое амплуа, выбранную роль, которую играет вот уже шесть
лет. Об этом зрители узнают несколько позже
из ее беседы с Улитой. Затем в разговоре слуг с Аркашкой та же ее роль комментируется Улитой и Карпом.
Улита дает официальную версию: деньги
Гурмыжской идут на благотворительность,
ввсё родственникам». Карп говорит
правду:
барыня проматывает состояние с любовниками.
В
речах Гурмыжской и в разговорах о ней все время
мелькают слова «роль», «игра», «коме-дия&.
Ее затея выдать Буланова за жениха Аксю-ши не
вызывает доверия у хорошо знающей ее прислуги: и
Карп, и Улита предвидят, что роль, отведенная Буланову, переменится. Аксюша говорит: «Я ведь не пойду за него; так к чему же эта комедия?» «Комедия! — подхватывает ее благодетельница, — Как ты смеешь? Да хоть бы и комедия; я тебя кормлю и одеваю, и заставлю играть комедию». СамаТурмыжская постоянно говорит о своей жизни как о некоем спектакле. «С чего это я расчувствовалась! Играешь-играешь роль, ну
и заиграешься», — признается она Буланову,
«Сколько я перенесла неприятностей за эту
глупую комедию с родственниками!» — говорит она
в другой раз.
Кроме
«зрителей», Островский рисует Буланова —
пассивного участника интриги, которому суждено
возвыситься от двусмысленной роли приживалы
богатой барынн до почтенного члена уездного дворянского общества. По достижении
совершеннолетия ему даже сулят почетную выборную должность» Характеристика Буланова завершается
простодушной репликой Гурмыжской, за которой чувствуется ирония автора: «Ужасно! Он рожден повелевать, а его заставляли чему-то учиться в гимназии».
В комедию, которую играет Гурмыжская, оказывается
втянутым и Несчастливцев. Чуть ли не всю свою
жизнь он вынужден разыгрывать роль облагодетельствованного
теткой родственника, тогда как на самом деле он был ограблен» По
воле Гурмыжской он остался полуграмотным: она пожалела денег на воспитание племянника, лицемерно заявив, что образованность не приносит счастья. До
сих пор она должна ему тысячу рублей и не
хочет отдавать эти деньги. В той комедии,
которую разыгрывает Гурмыжская, Несча-стливцеву,
по верному замечанию Аркашки, отведена роль
«простака», а не «благородного героя», каким
считает себя сам Геннадий Демьяныч.
Появляясь
в Пеньках, он тоже надевает маску и ставит свой спектакль. Только он сочиняет и
разыгрывает мелодраму. Однако, не понимая происходящего в усадьбе, трагик постоянно попадает в
нелепые положения: театральные штампы совершенно заслоняют от него реальность.
Невозможно придумать что-нибудь более неподходящее к случаю, чем обратиться к Гурмыж-ской словами Гамлета, адресованными Офелии, но Несчастливцев совершает такую нелепость. Сочинив себе роль благородного офицера в отставке, герой на протяжении третьего действия как будто вполне успешно обманывает обитателей Пеньков, но на самом деле его речи здесь, по существу, монтаж из сыгранных ролей. Эта игра
увенчивается его отказом от наследственной тысячи,
которую задолжала ему Гурмыжская и которую она
пытается ему вернуть после того, как Несчастливцев
победил Восмибратова своим актерским искусством.
Однако зритель видит, что на самом деле герой
становится невольным участником той пьесы, которую разыгрывает в жизни
его тетка. Он по-прежнему покорно выполняет предначертанную
ему Гурмыжской роль и служит живым
подтверждением ее репутации благотворительницы.
Изображая из себя отставного офицера, Несчастливцев
проявляет полную слепоту к тому, что происходит в усадьбе.
Сочиненная им самим условная, литературная ситуация совершенно заслонила от него подлинную жизнь. В ответ на его великодушные жесты с деньгами Гурмыжская за глаза говорит о племяннике: еОн какой-то восторженный! Просто, мне кажется, он глупый человек». Несчастливцев же
надеется, что поражает окружающих великодушием
и широтой своей натуры!
Спектакли
главных антагонистов — Гурмыж-ской и Несчастливцева — имеют свои пародийные варианты, своих снижающих двойников.
Аристократ между актерами, трагик Несчастливцев изображает и между дворянами
если не аристократа, то как-никак
представителя элиты дворянского сословия — офицера, пусть и отставного. А его двойник Счастливцев, «маленький человек» театрального мира, изображает
аристократа между слугами — лакея-иностранца. Стремящаяся к наслаждениям и на склоне лет покупающая их Гурмыжская имеет зеркальное отражение в Улите, которая тоже платит за свои женские радости — наушничеством барыне и настоечкой кавалерам.
Трагик
гордится своим амплуа; третируя комедию и
комиков, он заявляет: «Комики — шуты, а
трагики — люди, братец. ..& Его
гордость сродни сословной, дворянской гордости. Однако презираемый им комик Счастливцев лучше разбирается
в истинном положении дел в усадьбе и раскрывает
на него глаза самому Несчастливце-ву.
Зато после этого герой оказывается вовсе уже не таким беспомощным романтическим
идеалистом, а человеком умным и
житейски опытным. Отбросив мелодраму, сняв маску и отказавшись от цитат и от своего театрального реквизита, Геннадий Демьяныч Несчастливцев действует точно,
прекрасно понимая психологию тетки, предугадывая
все ее возможные реакции. Он развязывает все узлы интриги и приводит к счастливому
концу любовную линию пьесы. «Тайна» Несчастливцева
раскрыта, все узнают о том, что «последний Гурмыжский» — провинциальный актер» и
вот здесь-то в нем проявляется настоящее
благородство артиста и гордость человека труда. Последний монолог Несчастливцева плавно переходит в монолог Карла Моора из
«Разбойников» Шиллера — на помощь актеру
приходит как бы само искусство театра в его
авторитетных образцах. «Я говорю, как
Шиллер, а ты, — как подьячий», —
презрительно бросает он Милонову.
В финале Несчастливцев обращается к Гур-мыжской и ее гостям: «Комедианты? Нет, мы артисты, а комедианты— вы... Вы комедианты, шуты, а
не мы». К этой формуле и сам Несчастливцев
пробивается с трудом, после того как он, актер-профессионал, потерпел поражение
в комедиантстве от дилетантки
Гурмыжской.
Реализуя в своей пьесе знаменитую метафору Шекспира «мир— театр, люди— актеры», Островский показывает»
что «искусство и нравственность» неотделимы друг от друга. В сЛесс»
жизнь испытывается театром, но в равной мере и театр — жизнью. Перенесение театра в жизнь,
использование игры как маски» скрывающей подлинное
лицо и цели, — это» по Островскому, нравственно
недоброкачественное комедиантство. |