Литература
Четверг, 25.04.2024, 05:15
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1345
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Январь » 13 » А. Н. ОСТРОВСКИЙ (1823-1886) Система персонажей в комедии А. Н. Островского «Лес»
22:10
А. Н. ОСТРОВСКИЙ (1823-1886) Система персонажей в комедии А. Н. Островского «Лес»

А. Н. ОСТРОВСКИЙ

(1823-1886)

Система персонажей в комедии А. Н. Островского «Лес»

В пьесе А. Н. Островского «Лес» отражена ши­рокая картина сложных социальных процессов, происходивших к России в ходе реформ. Остров­ский, как и другие писатели, почувствовал, что в России «все переворотилось и только укладыва­ется». Затрагивая в своей пьесе эти перемены.

 драматург все же сосредоточен на их нравствен­ном аспекте. В центре его внимания семейные проблемы, потому что именно семья отражает все социальные изменения в концентрированном виде, В рамках семейного конфликта в пьесе дается характеристика общества пореформенной эпохи.

В усадьбе Пеньки, в «глухом помещичьем за­холустье», изображенном в комедии, поистине чувствуется ветер истории, сдвинувший с при­вычных мест, из прочных ячеек вчерашнего иерархического государства многих людей. И вот они сталкиваются и спорят, воюют друг с другом в гостиной помещицы Гурмыжской. Раньше не­возможно было представить этих людей в таком общении: уездная знать, серый неграмотный купчина, бедная, но вовсе не бессловесная воспи­танница, недоучившийся гимназист из разорив­шегося дворянского семейства, помещик Гур-мыжский, ставший провинциальным трагиком Несчастливцевым, беспаспортный актер из ме­щан Счастливцев.

Традиционная любовная линия в пьесе пред­ставлена взаимоотношениями Аксюши и Петра. Однако эти взаимоотношения становятся пово­дом для развертывания другой линии дейст­вия — борьбы между сатирически обрисованным миром помещичьей усадьбы, центром которой становится Гурмыжская, и блудным сыном дво­рянского рода Гурмыжских — Несчастливце­вым, свободным художником, «благородным ар­тистом».

Являясь по преимуществу писателем неприви­легированных слоев общества, Островский в пье­се «Лесэ обратился к типу дворянского интелли­гента. Однако высоким героем в его пьесе оказы­вается не благородный дворянин, а нищий провинциальный актер Несчастливцев. С его образом связана героическая, высокая линия.

    И «путь в герои» этот деклассированный дворя­нин проходит на глазах у зрителей. Именно в столкновении со своими антагонистами Несчаст­ливцев выглядит подлинно высоким героем. Явившись в усадьбу с самыми мирными намере­ниями, он втягивается в борьбу с большим тру­дом. Но тем блистательнее его нравственная по­беда в финале.

Комедия «Лес» — это театр в театре, потому что основные участники интриги стремятся до­стичь своих целей, задумывая и ставя каждый свой спектакль. Но прежде чем развернутся и придут в столкновение эти спектакли, драматург готовит сцену и зрителей. Помимо действующих лиц, «актеров» Гурмыжской и Несчастливцева, Улиты и Счастливцева, Островский вводит в пье­су и «зрителей» — соседей Гурмыжской. Не уча­ствуя в интриге, они абсолютно необходимы не только для характеристики того мира, в котором развернутся события, как это обычно в театре Островского, но еще и как те, для кого разыгра­ны спектакли.

Уар Кирилыч Бодаев и Евгений Аполлоныч Милонов — богатые соседи Гурмыжской, Бода­ев — бывший кавалерист, так сказать. Скалозуб в отставке, кипящий ненавистью к земству. Он глуховат, однако часто преувеличивает свою глу­ховатость ради удовольствия рявкнуть в полный голос что-нибудь неудобное, как это проститель­но слабослышащим людям. Раисе Павловне вре­мя от времени достается от Бодаева по заслугам, особенно когда пятидесятилетняя Гурмыжская объявила о своем решении выйти замуж за гим­назиста-недоучку Буланова» Милонов, по види­мости, второстепенный персонаж, по существу же — главный идеологический оппонент автора. В пьесе он выступает в паре с Бодаевым, но не по­хож на него. Имя Евгений — значит «благород­ный», отчество восходит к античному богу, покровителю поэзии, фамилия Милонов, типично к л ас с иди стекая, характеризует его как добро­детельного героя. Почти все реплики, относя­щиеся к Гурмыжской, он начинает словами: «Все высокое и все прекрасное...» Он с востор­гом говорит об ушедших временах крепостного права» воспевает «нравственную идиллию» кре­постной усадьбы. Однако приторное обветшалое словоблудие Милонова, воскрешающее екате­рининские и елизаветинские времена, «золотой» век дворянства, призвано охранять привилегии этого сословия. Его можно назвать идейным комедиантом, или идеологическим клоуном, ко­торый берет на себя задачу оправдывать отжив­ший строй, общественные отношения, несосто­ятельность которых доказава временем. Пара соседе й-помещиков Милонов — Бодаев в пьесе обозначает местную общественность, дворян­ское собрание, мнение высшего губернского об­щества.

Если Милонов — идейный комедиант, то Гур-мыжская — комедиантка чисто практическая, ее дело не выступать, а проскользнуть, выйти из во­ды сухой в неудобных обстоятельствах. Мотив игры, театра скрепляет, собирает воедино все сю­жетные линии пьесы. Герои-антагонисты вступа­ют в борьбу, сочиняя разные в жанровом отноше­нии «пьесы»: Гурмыжская разыгрывает коме­дию интриги, временами переходящую в фарс. Ее роль-маска— добродетель и благопристой­ность. При первом же появлении на сцене она подробно раскрывает перед зрителем свое амп­луа, выбранную роль, которую играет вот уже шесть лет. Об этом зрители узнают несколько позже из ее беседы с Улитой. Затем в разговоре слуг с Аркашкой та же ее роль комментируется Улитой и Карпом. Улита дает официальную вер­сию: деньги Гурмыжской идут на благотвори­тельность, ввсё родственникам». Карп говорит

 правду: барыня проматывает состояние с любов­никами.

В речах Гурмыжской и в разговорах о ней все время мелькают слова «роль», «игра», «коме-дия&. Ее затея выдать Буланова за жениха Аксю-ши не вызывает доверия у хорошо знающей ее прислуги: и Карп, и Улита предвидят, что роль, отведенная Буланову, переменится. Аксюша го­ворит: «Я ведь не пойду за него; так к чему же эта комедия?» «Комедия! — подхватывает ее бла­годетельница, Как ты смеешь? Да хоть бы и комедия; я тебя кормлю и одеваю, и заставлю иг­рать комедию». СамаТурмыжская постоянно го­ворит о своей жизни как о некоем спектакле. «С чего это я расчувствовалась! Играешь-игра­ешь роль, ну и заиграешься», — признается она Буланову, «Сколько я перенесла неприятностей за эту глупую комедию с родственниками!» — говорит она в другой раз.

Кроме «зрителей», Островский рисует Булано­ва — пассивного участника интриги, которому суждено возвыситься от двусмысленной роли приживалы богатой барынн до почтенного члена уездного дворянского общества. По достижении совершеннолетия ему даже сулят почетную вы­борную должность» Характеристика Буланова завершается простодушной репликой Гурмыж­ской, за которой чувствуется ирония автора: «Ужасно! Он рожден повелевать, а его заставля­ли чему-то учиться в гимназии».

В комедию, которую играет Гурмыжская, ока­зывается втянутым и Несчастливцев. Чуть ли не всю свою жизнь он вынужден разыгрывать роль облагодетельствованного теткой родственника, тогда как на самом деле он был ограблен» По воле Гурмыжской он остался полуграмотным: она по­жалела денег на воспитание племянника, лице­мерно заявив, что образованность не приносит счастья. До сих пор она должна ему тысячу рублей и не хочет отдавать эти деньги. В той коме­дии, которую разыгрывает Гурмыжская, Несча-стливцеву, по верному замечанию Аркашки, от­ведена роль «простака», а не «благородного ге­роя», каким считает себя сам Геннадий Демьяныч.

Появляясь в Пеньках, он тоже надевает маску и ставит свой спектакль. Только он сочиняет и разыгрывает мелодраму. Однако, не понимая происходящего в усадьбе, трагик постоянно по­падает в нелепые положения: театральные штам­пы совершенно заслоняют от него реальность. Невозможно придумать что-нибудь более непод­ходящее к случаю, чем обратиться к Гурмыж-ской словами Гамлета, адресованными Офелии, но Несчастливцев совершает такую нелепость. Сочинив себе роль благородного офицера в от­ставке, герой на протяжении третьего действия как будто вполне успешно обманывает обитате­лей Пеньков, но на самом деле его речи здесь, по существу, монтаж из сыгранных ролей. Эта игра увенчивается его отказом от наследственной ты­сячи, которую задолжала ему Гурмыжская и ко­торую она пытается ему вернуть после того, как Несчастливцев победил Восмибратова своим ак­терским искусством. Однако зритель видит, что на самом деле герой становится невольным уча­стником той пьесы, которую разыгрывает в жиз­ни его тетка. Он по-прежнему покорно выполня­ет предначертанную ему Гурмыжской роль и слу­жит живым подтверждением ее репутации благо­творительницы. Изображая из себя отставного офицера, Несчастливцев проявляет полную сле­поту к тому, что происходит в усадьбе. Сочинен­ная им самим условная, литературная ситуация совершенно заслонила от него подлинную жизнь. В ответ на его великодушные жесты с деньгами Гурмыжская за глаза говорит о племяннике: еОн какой-то восторженный! Просто, мне кажется, он глупый человек». Несчастливцев же надеется, что поражает окружающих великодушием и ши­ротой своей натуры!

Спектакли главных антагонистов — Гурмыж-ской и Несчастливцева — имеют свои пародий­ные варианты, своих снижающих двойников. Аристократ между актерами, трагик Несчаст­ливцев изображает и между дворянами если не аристократа, то как-никак представителя элиты дворянского сословия — офицера, пусть и от­ставного. А его двойник Счастливцев, «малень­кий человек» театрального мира, изображает аристократа между слугами — лакея-иностран­ца. Стремящаяся к наслаждениям и на склоне лет покупающая их Гурмыжская имеет зеркаль­ное отражение в Улите, которая тоже платит за свои женские радости — наушничеством барыне и настоечкой кавалерам.

Трагик гордится своим амплуа; третируя ко­медию и комиков, он заявляет: «Комики — шу­ты, а трагики — люди, братец. ..& Его гордость сродни сословной, дворянской гордости. Однако презираемый им комик Счастливцев лучше раз­бирается в истинном положении дел в усадьбе и раскрывает на него глаза самому Несчастливце-ву. Зато после этого герой оказывается вовсе уже не таким беспомощным романтическим идеалис­том, а человеком умным и житейски опытным. Отбросив мелодраму, сняв маску и отказавшись от цитат и от своего театрального реквизита, Ген­надий Демьяныч Несчастливцев действует точ­но, прекрасно понимая психологию тетки, пред­угадывая все ее возможные реакции. Он развя­зывает все узлы интриги и приводит к счаст­ливому концу любовную линию пьесы. «Тайна» Несчастливцева раскрыта, все узнают о том, что «последний Гурмыжский» — провинциальный актер» и вот здесь-то в нем проявляется настоя­щее благородство артиста и гордость человека труда. Последний монолог Несчастливцева плав­но переходит в монолог Карла Моора из «Разбой­ников» Шиллера — на помощь актеру приходит как бы само искусство театра в его авторитетных образцах. «Я говорю, как Шиллер, а ты, — как подьячий», — презрительно бросает он Милонову.

В финале Несчастливцев обращается к Гур-мыжской и ее гостям: «Комедианты? Нет, мы ар­тисты, а комедианты— вы... Вы комедианты, шуты, а не мы». К этой формуле и сам Несчаст­ливцев пробивается с трудом, после того как он, актер-профессионал, потерпел поражение в ко­медиантстве от дилетантки Гурмыжской.

Реализуя в своей пьесе знаменитую метафо­ру Шекспира «мир— театр, люди— актеры», Островский показывает» что «искусство и нравст­венность» неотделимы друг от друга. В сЛесс» жизнь испытывается театром, но в равной мере и театр — жизнью. Перенесение театра в жизнь, использование игры как маски» скрывающей подлинное лицо и цели, — это» по Островско­му, нравственно недоброкачественное комедиант­ство.

Просмотров: 4022 | Добавил: $Andrei$ | Теги: А. Н. ОСТРОВСКИЙ (1823-1886) Систем | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика