Главная » 2013 » Декабрь » 7 » А. С, ГРИБОЕДОВ (1794(95)—1829) Общественные и нравственные идеалы Чацкого
19:43
А. С, ГРИБОЕДОВ (1794(95)—1829) Общественные и нравственные идеалы Чацкого
А. С, ГРИБОЕДОВ
(1794(95)—1829)
Общественные и нравственные идеалы Чацкого
Комедия Грибоедова в Горе от ума» была написана
в 1820—1824 годах, когда в России уже сформировались и активно действовали
тайные общества» ставившие своей задачей всестороннее преобразование
жизни страны. Как писатель-реалист Грибоедов в своем произведении точно
отразил ситуацию, сложившуюся в обществе. К
этому времени бывший единым класс дворян раскололся на две конфликтующие между собой группы.
Одна из них — консервативный лагерь феодалов-крепостников, представленный в комедии
фамусовским обществом и «всей братией* * отцов и старших». Они были заинтересованы в сохранении
существующих устоев и своих привилегий.
Другая же — это лагерь передовой дворянской
интеллигенции, представленный Чацким — «пылким и отважным бойцом»,
стремившимся к изменению отжившего строя.
По своим общественным взглядам, жизненным
принципам, идеалам и убеждениям Чацкий был близок к декабристам, хотя о полном
совпадении их взглядов говорить нельзя. Комедия также
не дает основания считать Чацкого членом тайного общества. Однако Герцен
позднее писал,что если в литературе сколько-нибудь и отразился
тип декабриста, то это в Чацком.
Формирование идеалов передовой русской интеллигенции
происходило под влиянием философии французских просветителей XVIIIвека,
в частности
Руссо, и трудов таких английских экономистов,
как Адам Смит. Идейные убеждения свободолюбивой
молодежи также во многом определялись эпохой наполеоновских войн и победой России в Отечественной войне 1812 года. Для
передовых людей того времени было свойственно отстаивать право свободного
выбора жизненного пути вопреки традиции дворянской жизни. Пренебрегая
карьерой и чинами, они превыше всего ценили
личную независимость.
Эти убеждения разделяет главный герой комедии Чацкий. Он
оставляет военную службу и путешествует. Именно такой образ жизни воспринимается консервативным обществом как опасное вольнодумство: *Они тотчас: разбой! пожар! / И прослывет у них мечтателем! опасным!!* В разговоре с Фамусовым Чацкий формулирует
жизненные принципы молодежи, стремившейся, как и он, вести независимый образ жизни: по своему усмотрению
заниматься наукой или искусством, жить в
деревне или путешествовать. Для людей
круга Фамусова такое отношение к жизни неприемлемо. Недаром он даже затыкает уши, не желая слушать молодого человека, слова которого кажутся ему крамольными: «Да он властей не признает!* В отказе двоюродного брата Скалозуба служить и добиваться чинов общество
также усматривало не только чудачество, но и
оппозиционные настроения.
Необычно
смелым и даже шокирующим казалось
консервативному обществу желание дворянской молодежи сделать науку
предметом своего серьезного увлечения. Интерес к естественным наукам в среде дворян начал распространятьсяуже во времена Пушкина и Грибоедова. До этого времени
научные занятия были уделом исключительно иностранцев или разночинцев, вынужденных
зарабатывать себе на жизнь. Дворянин же учился только до получения первого чина, а
после этого он уже не занимался своим образованием,
полностью отдавая себя службе. Поступая вопреки традиции, молодые дворяне вызывали возмущение
окружающих. «Он химик, он ботаник, князь Федор, мой племянник*, — говорит княгиня Тугоуховская о своем родственнике, не понимая,
зачем дворянину нужно изучать то, что необходимо
подмастерью. Чацкий принадлежит к
числу тех молодых людей, которые, подобно князю Федору или двоюродному
брату Скалозуба, были готовы всецело
посвятить себя занятиям наукой или
искусством. Пренебрегая карьерой, «не
требуя ни мест, ни повышенья в чин*т
они стремились читать все, что выходило
нового и были, по словам Герцена, «хорошоосведомлены об умственном
движении в Европе».
Как человек, разделявший убеждения декабристов, Чацкий
хотел посвятить свою жизнь высокой идее служения отечеству и с
презрением относился к системе фаворитизма, сложившейся во
времена Екатерины II.
Свое отношение к службе он выразил в словах «служить бы рад, прислуживаться
тошно». Его возмутил восторженный рассказ Фамусова о Максиме Петровиче, который
преуспел в карьере, угождая императрице, потакая ее прихотям. Получение очередного чина или награды
никогда не было целью для Чацкого. Ему чужда
философия Скалозуба, цинично рассуждавшего о возможных каналах для добывания чиной. Не имея возможности служить отечеству
в соответствии со своими высокими идеалами,
люди типа Чацкого отказывались служить вообще.
Суровой критике со стороны декабристов подвергались
протекция и кумовство, то есть служебное покровительство друзьям и родственникам, распространенные
в дворянском обществе и наносившие ущерб
делу, Чацкий с негодованием вспоминает случай, когда Фамусов еще ребенком возил его на поклон к «Нестору негодяев знатных». Также для него немыслимо предложение Молчалина съездить к Татьяне Юрьевне, чтобы найти
покровительство у этой богатой и влиятельной
дамы: «Я езжу к женщинам, да только не
за этим ».
В
тексте комедии Чацкий нигде не высказывается
о необходимости отмены крепостного права, тогда как это требование было
главным для всех программных документов
декабристов. Он критикует лишь такие злоупотребления крепостным правом, с
которыми не мирилось и правительство:
продажу крепостных поодиночке, обмен их на борзых собак. Однако Фамусов упрекает Чацкого в «оплошном»
управлении имением, а в обществе он «отъявлен мотом». В глазах крепостников хорошим, в превосходным» хозяином считался тот помещик, который, притесняя своих
крестьян, умел выколачивать из них максимальный доход, часто разоряя их до нищеты, Чацкий, по-видимому, отказался от этой общепринятой практики. Возможно, он поступил как многие передовые люди его времени: он перевел своих
крестьян с тяжелой барщины на более легкий
оброк, чтобы облегчить им жизнь, и этим вызвал недовольство Фамусова.
Чацкий, как все передовые дворяне, был горячим патриотом
своей родины. Ему не было свойственно преклонение перед чужой страной и пренебрежение
к своему отечеству. Однако иностранные учителя и гувернеры, воспитывавшие молодых
дворян, часто культивировали в своих подопечных презрение к России, считая ее
страной дикой и варварской. Поэтому Чацкого возмущает
преклонение перед Францией княжон Тугоуховских, которые вздыхают: «Ах! Франция!
Нет в мире лучше края!* — «повторяя урок, который им из детства натвержен *.
Отстаивая национальную самобытность» передовая
дворянская интеллигенция с уважением относилась к русскому народу, русской культуре и языку. На протяжении всей комедии Чацкий неоднократно
подвергает критике «пустое, рабское, слепое подражанъе» всему иностранному.
Русское дворянское общество, сформировавшееся
в результате петровских реформ, в культурном отношении было ориентировано на Европу, стремясь во всем подражать ей. Однако часто заимствовались не серьезные и глубокие вещи, идеи
и понятия, а что-то незначительное и внешнее, например моды, манеры, речевые
обороты. Такое подражание, действительно,
было «рабским» и «пустым**. Оно
характеризовало низкий уровень самосознания русского общества, его неспособность вступить в равноправный диалог с
другой культурой.
Возмущение Чацкого вызывает неразборчивость
дворян в отношении иностранных учителей, которая доходила до крайности. В
качестве педагогов
для своих детей они нанимали людей малообразованных
и неспособных выполнять свой
обязанности. «В России, под великим штрафом, нам каждого признать велят историком и географом!» Чацкий
вспоминает того учителя-иностранца, который
преподавал ему и Софье в детстве. Судя по всему, их «ментор* не отличался большой ученостью, он входил в число тех
учителей, кто был * ценою подешевле*.
Главный герой комедии Чацкий — это не только
человек, имеющий высокие общественные идеалы. Он также безупречен и в отношении личных
нравственных принципов. В частности,его
пылкая способность любить, бескорыстие и готовность забыть все рада своей возлюбленной противоположны расчетливости Молчалина. Чацкий
не пытается использовать свое чувство к Софье,
чтобы угодить Фамусову, от которого зависит его личное счастье,
Чацкий терпит поражение в доме Фамусова: его идеалы не приняты
обществом, его любовь отвергнута, и он
вынужден бежать из Москвы. Однако,
по словам Гончарова, будучи «сломлен количеством старой силы, он нанес ей
поражение качеством новой». Он не идет на компромисс с фамусовским
обществом, предпочитая быть отвергнутым.
Такие люди, как Чацкий, «неизбежны при смене одного века другим*.
Несмотря на «мильон терзаний», выпавших на его долю, он оказывается победителем, потому что остается верным своим идеалам и ни в
чем не изменяет своим убеждениям.