Литература
Пятница, 26.05.2017, 10:30
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1114
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Декабрь » 8 » А. С. ПУШКИН (1799-1337) Эволюция идеала свободы в лирике А. С. Пушкина
15:55
А. С. ПУШКИН (1799-1337) Эволюция идеала свободы в лирике А. С. Пушкина

А. С. ПУШКИН

(1799-1337)

Эволюция идеала свободы в лирике А. С. Пушкина

Вся жизнь и творчество Пушкина пронизаны стремлением к свободе, которую он ценил превы­ше всего и отстаивал в любых обстоятельствах. В разные периоды творчества в зависимости от мировоззрения и художественного метода пуш­кинское понимание свободы изменялось. От по­нимания свободы как социально-политической категории в лицейский и ранний петербургский периоды до стремления обрести ее как особое внутреннее состояние души» не зависящее ни от каких обстоятельств, в зрелые годы жизни, ког­да все надежды на общественные преобразования и реформы рухнули, — таково направление эво­люции взглядов Пушкина.

Учась в Царскосельском лицее, он усвоил не только передовые идеи своего времени, слушая лекции профессора Куницына по естественному праву, но и дух независимости и уважения к соб­ственному достоинству, отвращение к холопству и раболепному чинопочитанию. Вольнолюбивые стихи лицейского периода написаны методом классицизма и выдержаны в духе французского Просвещения» непримиримо относившегося к любой форме тирании. В стихотворении 1815 го­да еЛицинню», используя условные образы рим­ской истории, поэт говорит о проблемах совре­менности, об отсутствии свободы в том общест­ве, в котором он живет. Деспотизм самодержав­ной власти, попирающий свободу народа, — это главное зло, против которого восстал юный Пушкин.

Окончив Лицей и поступив на службу в Колле­гию иностранных дел, Пушкин поселяется в Пе­тербурге. В это время он близко сходится с буду­щими декабристами— членами «Союза благо­денствия». Многие стихи петербургского пери­ода выражали политические концепции этой тайной организации. В оде «Вольность», продол­жившей традиции Радищева, поэт выступает как пламенный защитник свободы и непримиримый борец против рабства» В соответствии с нравст­венными идеалами Союза благоденствия истин­ный гражданин мыслился как суровый герой. Он не имел права растрачивать себя на любовь, кото­рая расслабляет душу. Поэтому ода начинается отказом петь о любви и обращением к вольнолю­бивой музе.

В основу оды положены идеи Руссо о проис­хождении царской власти, изложенные в его трактате «Об общественном договоре», широко известном среди декабристов. Вслед за Руссо Пушкин утверждает, что цари получают свою власть не от Бога, а на основании закона: «Вла­дыки! вам венец и трон дает Закон — а не приро­да». Под словом «закон» подразумевается дого­вор, который царь заключает с народом, В соот­ветствии с договором царь обязан управлять своими подданными в их интересах, а они пови­новаться царю. Взаимное соблюдение условий договора обеспечит свободу и процветание всему обществу. Нарушение закона какой-либо из сто­рон приводит к катастрофе. Здесь Пушкин вы­сказывает популярную среди декабристов идею равенства всех граждан перед законом.

Однако с течением времени цари оказались ти­ранами для своего народа. Они установили не­справедливые юридические законы, которые да­ли привилегии одним и сделали рабами других. Такую власть Пушкин называет «неправедной*. Ее существование поддерживается предрассудка­ми — ложными представлениями о взаимоотно­шениях в человеческом обществе.

Выход из создавшейся ситуации, по мнению поэта, возможен только благодаря царям» кото­рых он призывает встать на путь просвещения и освобождения своего народа от рабства. Пушкин описывает случаи из истории, когда были нару­шены условия общественного договора, и это привело к трагическим последствиям. Один из таких случаев -- казнь Людовика XVI француз­ским народом, доведенным до отчаяния злоде­яниями королей, правивших ранее. Однако вме­сто освобождения от тирании эта казнь навлекла на французов более страшное проклятие — воца­рение Наполеона, «самовластительного злодея*. Другой случай — убийство русского императора Павла!, лишившего своих подданных свободы. Его настигла ужасная смерть в собственном двор­це. В конце стихотворения поэт обращается к владыкам с призывом «склониться первыми гла­вой под сень надежную закона», и тогда покой и вольность их народов станут надежной опорой их власти.

В стихотворении «Деревням крепостное право, позорящее человеческое общество, объявляется плодом невежества и непросвещенности людей. В его основе — насилие над человеческой лично­стью, которая по своей природе предназначена быть свободной. Стихотворение состоит из двух противопоставленных друг другу частей. Пер­вая —- это идиллия, описывающая мирную» вдох­новенную жизнь на лоне прекрасной природы, а вторая — это политический памфлет, изобра­жающий несправедливость в человеческом обще­стве, В конце поэт* высказывает надежду увидеть свой народ неугнетенным, а рабство падшим «по манию царя».

Если в оде «Вольность* и в стихотворении «Деревня* Пушкин выразил политические иде­алы декабристов, то в послании «К Чаадаеву» он изобразил эмоциональное состояние людей этого круга, их нетерпеливое и пламенное стремление к свободе. В этом послании соединяются личные и гражданские мотивы. Состояние страстного ожидания свободы для отчизны поэт уподобляет томлению, с которым молодой влюбленный ждет «минуты верного свидания».

Несмотря на отсутствие призывов к восста­нию, содержание стихов петербургского периода было слишком революционно. Александр I, не­довольный тем» что поэт «наводнил Россию воз­мутительными стихами», распорядился отпра­вить его в ссылку на юг страны.

Во время южной ссылки, совпавшей с увлече­нием романтизмом, Пушкин расширяет свое понимание свободы. Теперь его привлекает свобода как ничем не ограниченное состояние, и одним из ведущих становится мотив личной свободы. В стихах появляется романтический образ узни­ка, заключенного в темницу и лишенного воли, но страстно мечтающего о ней. В стихотворении «Узник* 1822 года лирический герой, томящий­ся за решеткой, с тоской смотрит на бескрайние морские просторы и горы, белеющие вдали. Ему понятно состояние пленного орла, стремящегося быть свободным как ветер, «гуляющий» в небес­ных просторах. Но такая свобода часто остается недосягаемой для человека.

Пережитый Пушкиным в 1823 году кризис объясняется разочарованием в результатах осво­бодительного движения в Европе. Поэту, напря­женно наблюдавшему за ходом революционных событий в Греции, Португалии и Испании и ожи­давшему победы, было горько смириться с мыслью, что народ еще не созрел для свободы. Его пессимистические настроения нашли свое выражение в стихотворении «Свободы сеятель пустынный.»», образы которого восходят к еван­гельской притче о сеятеле. Это стихотворение — горькое признание крушения просветительских и романтических иллюзий, прощание с ними. Поэт осознает, что его проповедь свободы была несвоевременной, а потому бесплодной. Люди оказались не готовы к восприятию «живительно­го семени* свободы, поэтому оно не дало всходов в их сердцах.

Ссылка в родовое село Михайловское, последо­вавшая за южной, оказалась новым поворотным моментом в мировоззрении Пушкина и перехо­дом от романтического метода к реалистическо­му. Своеобразным прощанием с романтизмом как литературным методом и романтическими представлениями о свободе стало стихотворение «К морю», написанное уже среди сосновых лесов Псковской губернии. Центральный образ этого стихотворения — образ моря, природной стихии, гордой и своевольной, движущейся по собствен­ной прихоти, ассоциируется со свободой. Однако свобода, свойственная природной стихии, недо­ступна для человека, находящегося на берегу и обреченного на плен и неподвижность. Прощаясь с морем, поэт обещает хранить верность идеалу свободы. Но его понимание свободы стало иным: убедившись, что она — благо, неугодное тира­нам, суженное просвещением, он жаждет реали­зации той неутолимой потребности, которая всегда живет в сердце человека.

После разгрома декабрьского восстания для Пушкина наступают нелегкие времена, несмотря на внезапное освобождение из ссылки по милос­ти нового царя. Многие его друзья были сосланы в Сибирь или на Кавказ, а некоторые казнены. В этих условиях для поэта было очень важно со­хранить верность идеалам юности, а также обо­дрить и поддержать тех, кто был причислен к го­сударственным преступникам. В стихотворении «Арионй, написанном в связи с годовщиной каз­ни пяти декабристов, Пушкин использует антич­ную легенду. В форме аллегории он повествует об освободительном движении и определяет свою роль в нем: «А я.*, пловцам я пел*.*» Своими сти­хами поэт воодушевлял и вдохновлял участни­ков движения, выражая их идеи и настроения в поэтической форме. Однако кораблекрушение привело к гибели всех, кто находился на борту. Уцелел лишь один певец. Выброшенный на сушу волной, он продолжает петь прежние гимны.

Чтобы вселить мужество в своих друзей, ока­завшихся «за затворами тюрьмы», Пушкин от­правляет в Сибирь послание «Во глубине сибир­ских руд...». В нем он стремится поддержать вы­сокий дух в осуясденных и дает положительную оценку всему, что они совершили. Поэт выражает надежду на их скорое освобождение, имея в виду возможную амнистию: «Темницы рухнут — и свобода вас примет радостно у входа...»

Анализу природы деспотической власти и раб­ства, ее неизбежного спутника, посвящено сти­хотворение «Анчар», написанное в 1828 году. Вновь обращаясь к представлениям французских философов-просветителе и о естественном праве, утверждавшем, что все люди рождаются на свет равными, поэт показывает, какое зло таится в искажении первоначальных отношений между людьми. Ничем не ограниченная власть царя и бездумная покорность раба приводят к гибели не только его самого, но и окружающих.

В поздний период творчества Пушкин прихо­дит к пониманию свободы как личной и творче­ской независимости, как достоинства человече­ской личности, которое он стремится отстаивать в любых обстоятельствах, В стихах этого време­ни высказывается мысль, что счастье как осу­ществление желаемого невозможно, но заменой ему служат «покой и воля». Мечта о побеге «в обитель дальнюю трудов и чистых нег» в стихо­творении 1834 года «Пора, мой друг, пора!..», обращенном к жене, не связана с планами юнос­ти совершить бегство в Африку морем. Скорее всего здесь выражено стремление быть верным себе, своему творческому призванию в любой си­туации, перед лицом любого неблагополучия.

В стихотворении «(Из Пиндемонтн)» 1836 го­да Пушкин подчеркивает, что человеку необхо­дима «иная, лучшая» свобода, которая является синонимом истинного счастья, истинных прав. Он отказывается зависеть от царя, от народа, не хочет «для власти, для ливреи* «гнуть ни совес­ти, ни помыслов, ни шеи». Отмежевавшись от всего, что унижает человека, поэт пришел к но­вому пониманию свободной жизни. Это право личности неограниченно наслаждаться как красотой природы, которая создана творческим ге­нием Бога, так и произведениями искусства, соз­данными людьми, вдохновленными Богом.

В итоговом стихотворении 1836 года «Я па­мятник себе воздвиг нерукотворный...* Алек­сандр Сергеевич Пушкин называет в качестве особой заслуги перед народом свободолюбивый характер своей поэзии: «В мой жестокий век вос­славил я Свободу...» Именно способность проти­востоять «ужасному веку*, «жестокому веку*, не подчинить ему свою нравственность и свободу выбора составила самую сущность Пушкина как человека и как поэта.

Просмотров: 890 | Добавил: $Andrei$ | Теги: А. С. ПУШКИН (1799-1337) Эволюция и | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика