Главная » 2013 » Декабрь » 7 » Диалог Фамусова с Чацким (Анализ явления 2 действия второго комедии Л С Грибоедова *Горс от ума»)
19:48
Диалог Фамусова с Чацким (Анализ явления 2 действия второго комедии Л С Грибоедова *Горс от ума»)
Диалог
Фамусова с Чацким
(Анализ явления 2 действия второго комедии Л
С Грибоедова *Горс от ума»)
Сюжет комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
согласно классицистической традиции связан с взаимоотношениями внутри любовного треугольника.
Однако по жанру эта пьеса — общественная комедия, и основной конфликт здесь социальный.
Он выражается в столкновении *века нынешнего» с «веком минувшим*. Конфликт комедии
оказывается шире любовного сюжета. Эту особенность комедии отметил Гончаров в
критическом этюде *Мильон терзаний*: «Две комедии как
будто вложены одна в другую: одна... частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным
и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается,
в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная
комедия
разыгрывается в общую битву и связывается в один узел».
Неожиданный приезд Чацкого, влюбленного в Софью,
в дом Фамусова в первом действии послужил завязкой как любовной линии комедий, так и
общественного конфликта. Второе действие — это развитие ситуации, обозначившейся в
начале комедии. Задетый холодным приемом девушки, ради
которой он проехал более семисот верст без остановки, Чацкий во втором действии пьесы стремится во что бы то ни стало узнать, любит ли Софья его, а
если не его, то кого. С этой мыслью он
вторично приезжает в их дом, встречается с Фамусовым и заводит с ним
разговор о Софье: здорова ли она, «не
приключилось ли печали?*. Он даже намекает на свое желание посвататься, чтобы понять, как к этому отнесется отец девушки. Однако ответ Фамусова задевает его еще больше, чем холодность Софьи, и он вынужден защищать
свои жизненные принципы от нападок московского вельможи. Диалог Чацкого и Фамусова в этом действии демонстрирует взаимосвязь любовной интриги и общественного конфликта пьесы.
Фамусов не желает своей дочери такого
мужа, как Чацкий, потому что консервативно
настроенного представителя «века минувшего» не устраивает жизненная позиция молодого человека, исповедующего передовые взгляды «века нынешнего» . Ему не нравится отношение Чацкого к службе, не нравится, что он «оплошно» управляет своим имением.
Отношение к службе — наиболее важный пункт
их спора. В ответ на реплику Чацкого:
«Служить бы рад, прислуживаться тошно*, Фамусов
произносит монолог о Максиме Петровиче, достигшем высокого положения при дворе Екатерины
П. Карьера покойного дядюшки, по мнению Фамусова, должна стать образцом для подражания
молодого поколения. Однако картина такого пылкого раболепия вызывает отвращение у
Чацкого. Несмотря на страстную любовь к Софье, Чацкий не может молчать, чтобы хоть немного
угодить своему предполагаемому тестю. Он отвечает ему монологом, в котором осуждает
«век покорности и страха», утверждая свободолюбивые идеи
«века нынешнего».
Благодаря этим монологам проясняется общественная
позиция Чацкого и Фамусова, и становится совершенно очевидно, что никакого согласия
или компромисса между ними быть не может. Молодой человек непоколебим в своих убеждениях,
которые Фамусову кажутся крамольными, он даже опасается, что Чацкий своими
разговорами втянет его в беду. Поэтому Фамусов затыкает уши, даже не желая слушать, как
увлекшийся разговором Чацкий развивает жизненную программу, соответствовавшую идеям
передовой дворянской интеллигенции, стремившейся вести независимый образ
жизни, не домогаться чинов и не раболепствовать, В желании молодого
человека путешествовать, заниматься наукой или жить в деревне, вместо того
чтобы стремиться «вписаться в полк шутов&, Фамусов видит
опасное стремление проповедовать вольность, нежелание признавать власть и даже разврат,
Диалог Чацкого с Фамусовым во втором действии комедии А,
С, Грибоедова «Горе от ума* заранее определяет возможное завершение любовной
линии и общественного конфликта. Надежды Чацкого на личное счастье окажутся несбыточными,
а дворянское общество уже оказалосьрасколото на два враждующих лагеря. Каждый из
лагерей укрепился в своих позициях, чтобы примерно через год после написания комедии столкнуться
в непримиримом поединке на Сенатской площади.