Допрос во дворце Ирода
Великого
(Анализ эпизода III главы
2 части 1 романа М.А. Булгакова
«Мастер и Маргарита»)
Роман М, А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — сложное по композиции литературное произведение, В его состав входят как бы два романа:
роман Мастера о Понтии Пилате и роман о судьбе
самого Мастера. Эти два повествования, переплетаясь между собой,
образуют целостное произведение не только о судьбах отдельных личностей, но и
человечества в целом.
Роман о Понтии Пилате,
который пишет Мастер, — это
содержательный центр созданного Булгаковым
художественного мира. Его первая глава
— « Понтии Пилат» — это рассказ Воланда, который
выслушивают Берлиоз и Иван Бездомный
на Патриарших прудах. Именно в этой главе всесильный
прокуратор Иудеи допрашивает ИешуаГаНоцри — бродячего
философа-проповедника, которого приводят
во дворец Ирода Великого на суд к Пилату. Хотя роман Мастера называют
«роман о Пилате», его центральный персонаж — Иешуа» Из-за него Пилат вступает
в конфликт не только с Каифой, иудейским
первосвященником, но и с
собственной совестью. В романе Иешуа
выступает как носитель высшей истины
— истины доброй воли, согласно которой «человек может делать добро
помимо и вопреки всяких корыстных
соображений, ради самой идеи добра, из одного уважения к долгу или нравственному закону » .
Иешуа утверждает, что злых людей нет. Даже кентуриона
Марка Крыс о боя он называет добрым
человеком, хотя и несчастливым, ожесточившимся
«с тех пор, как добрые люди изуродовали его». Все это Иешуа говорит
прокуратору после того, как другие «добрые
люди» предали и собираются казнить его
самого. Считая всякую власть насилием
над людьми, Иешуа утверждает, что
настанет время, когда не будет ни власти кесарей, ни какой-либо иной власти, что человек непременно достигнет «царства истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».
Несмотря на все усилия Понтия Пилата спасти философа, тот трагически погибает: принципы Иешуа пока не
могут быть воплощены в жизнь. Однако, согласно Евангелию,
ценой смерти он утверждает истину своих
слов.
Противостоящий ему Понтий Пилат изображен
как холодный и жестокий человек, не верящий
в Бога, смертельно уставший от жизни. Учение
Иешуа кажется ему невероятной глупостью. Однако
прокуратор был уже готов помиловать философа,
избавившего его от мучительной головной
боли, как в дело вмешались обстоятельства,
над которыми даже сам всесильный прокуратор
Иудеи был не властен. Ему неожиданно подали бумаги с доносом Иуды, в котором
говорилось об отношении Иешуа к верховной власти. Прочитав их, Понтий Пилат понял, что он погиб. Кровь прилила к его вискам, ему даже померещилась плешивая голова императора Тиверия с беззубым ртом. Теперь прокуратор уже не мог и думать об освобождении Иешуа: страх за свою жизнь и власть наполнил его. Лысый император, без сомнения, был для Пилата не символом величия, а конкретным человеком, которого прокуратор хорошо знал и
не мог ценить очень высоко. Скорее всего он совершенно не верил в божественное
происхождение императорской власти. Однако в присутствии постороннего лица
Пилат вынужден был лгать и притворяться,
чтобы спастись от возможного доноса. Вот почему
он с ненавистью смотрит на своего секретаря,
произнося слова о величии прекрасной власти
императора Тиверия,
Такой поворот событий сломил Понтия Пилата. Он страдает оттого, что поступил не по велению совести, а из одной только трусости отправив на казнь невиновного человека. Недаром слова
Иешуа, что трусость — один из величайших пороков,
ранят прокуратора в самое сердце. За это он подлежит суду высших сил. |