Русская поэзия знает немало поэтов-философов
со своей выработанной философской концепцией. Однако Пушкин никогда не относился к ним.
Он был прежде всего поэтом, а не философом, у него нет разработанной философской концепции.
Философия Пушкина — это его миропонимание, его мировоззрение, нашедшее воплощение
в стихах. Однако можно выделить ряд стихотворений, в которых отразились общефилософские
темы добра и зла, жизни и смерти» мига и вечности, времени, памяти и тема человека.
В ранний лицейский период Пушкин смотрел на
жизнь оптимистически. Жизнь представлялась ему радостным праздником и веселым пиром,
на который призваны он и его друзья. Поэтому в стихотворениях этого периода появляются
анакреонтические и эпикурейские мотивы, Наслаждаться любовью, творчеством, дружбой и вином
— вот к чему призывает юный поэт своих друзей. В стихотворении «Гроб Анакреона» говорится,
что «жизнь, увы, не вечный дар*, поэтому ей надо наслаждаться, ловить каждое мгновение,
стремиться украсть у скупого времени
хотя бы несколько минут. В послании к «Князю А, М, Горчакову» юный поэт желает
своему лицейскому другу в день рождения не долгих лет, богатства,
громкой славы или почестей. Он желает ему
провести жизнь «меж Вакха и Амура»
«питомцем нежным Эпикура», а когда жизнь
придет к завершению, вступить в мрачный
челн Харона из объятий возлюбленной. Таково было отношение юного Пушкина к жизни и смерти.
Но пережив глубокий кризис при переходе от юности к зрелости,
Пушкин изменил свое отношение к жизни. В
стихах этого периода появляются
вопросы о смысле человеческой жизни и о назначении человека. В
стихотворении 1928 года «Дар напрасный, дар
случайный*..» поэт задает вопрос, на который нелегко найти ответ: «Жизнь, зачем ты мне дана?» В этом стихотворении поэт осознает, что жизнь наполнена страданиями
и сомнениями и у нее нет цели,
В «Стихах, сочиненных ночью во время бессонницы»
человеческая жизнь с ее суетой уподобляется беготне мышей, в ней.отсутствует
всякий смысл. Мудрые богини судьбы парки, от которых зависит
жизнь человека, здесь представлены как бессмысленно бормочущие обычные деревенские
бабки. Жизнь в этот период кажется поэту неразрешимой загадкой. Однозначные ответы на вопросы о смысле человеческого существования получить не удается,
В отличие от стихов лицейского периода, в зрелом
возрасте смерть не кажется Пушкину чем-то легким. Осознав трагическую неизбежность
ухода из жизни, поэт, однако, не отчаивается, потому что в своем сознании он находит
силы
принять эту неизбежность и смириться перед ней
как перед законом судьбы. В стихотворении «Брожу ли я вдоль улнц шумных,,.» он
размышляет о приближении последнего часа и о том, чторано
или поздно все, живущие на этой земле, сойдут под вечные своды. Пушкин понимает, что
ему придется уступить место другому («мне время
тлеть, тебе цвести») и что наступит момент, когда его не будет на земле, а
жизнь будет продолжаться и природа также будет сиять своею вечную
красой.
Мудрое приятие жизни со всеми ее противоречиями
было свойственно мировоззрению зрелого Пушкина. В стихотворении 1835 года «...Вновь я посетил...я поэт выражает покорность, смирение
пред неумолимым законом бытия: «и сам, покорный общему закону, переменился я». В этом стихотворении на первое место выступает память человека. Именно в памяти он может воскресить картины прошлого и соединить воедино прошлое и
настоящее. Здесь поэт осознает себя звеном в единой
цепи поколений. В конце стихотворения поэт
выражает уверенность, что его внук, возвращаясь по той же дороге с приятельской беседы, вспомнит о нем.
На
протяжении всей жизни и творчества Пушкину
было свойственно радостное, жизнеутверждающее, оптимистическое отношение к жизни, Об этом свидетельствует его отношение к труду и ударам судьбы. В стихотворении «Если жизнь тебя обманет.**» поэт мудро советует не печалиться и не сердиться в день уныния, но твердо верить,
что «все мгновенно, все пройдет...», что день
веселья и счастья непременно настанет, В
стихотворении «Чем чаще празднует Лицей...»
Пушкин понимает, что житейские испытания,
которые выпали на его долю и долю его друзей, способствовали их
возмужанию и духовному росту. Он утешает
своих друзей и вселяет в них надежду
встретиться вновь и обнять друг друга.
Для пушкинского восприятия жизни свойственно
стремление к гармонии с окружающим миром, природой. Он не чувствует себя
изолированным
от того, что происходит вокруг него, В отрывке «Осень», написанном в 1833 году, он размышляет
о том, как чередование времен года влияет на духовное, душевное и даже
физическое состояние человека. Он отмечает, что его любимое
время года, когда он вновь расцветает, — это осень. Именно
осенью он чувствует и любовь к привычкам бытия и переживает творческий подъем.
Один из философских вопросов — восприятие человеком
времени — нашел свое воплощение в стихотворении «Телега жизни*». Здесь человеческая
жизнь уподобляется езде в телеге, а время — ямщик, погоняющий лошадей. Утро, полдень
и вечер уподобляются юности, зрелости и старости человеческой жизни. В юности человек нетерпелив
и ему наивно кажется, что он погоняет лошадей, то есть управляет событиями. В
зрелости у него *нет уж той отваги» и уверенности, а
в старости он просто покорно едет в телеге туда, куда его
везут, не претендуя на то, чтобы держать бразды правления в своих руках.
В стихотворении 1836 года «Была лора: наш праздник
молодой...» отражено восприятие жизни в ее разные периоды. В пору юности поэт и
его друзья — беспечные невежды, они жили «и легче» и
смелей*. Однако с годами они переменились, и их отношение к жизни стало более серьезным
и строгим, — «таков судьбы закон». В этом стихотворении Пушкин также размышляет
об отношении личности и истории. История здесь предстает как стихийная сила» противостоящая
воле и желаниям людей, но для Пушкина человек — это не щепка в водовороте исторических
событий. Ему дана свобода выбора и возможность бороться за право быть самим собой*
Пушкин-человек смирился перед неизбежностью
смерти, но Пушкин-поэт надеется на бессмертие и посмертную славу. В стихотворении «Я
памятник себе воздвиг нерукотворный,.,» он говорит о том, что не умрет в памяти
русских людей, что его душа, воплощенная в стихах, избежит
тления и что слава о нем не исчезнет в этом мире, пока будет жить хоть один поэт.