Литература
Пятница, 29.03.2024, 02:11
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1344
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Декабрь » 8 » Философская лирика А. С. Пушкина
16:14
Философская лирика А. С. Пушкина

Философская лирика А. С. Пушкина

Русская поэзия знает немало поэтов-филосо­фов со своей выработанной философской концеп­цией. Однако Пушкин никогда не относился к ним. Он был прежде всего поэтом, а не филосо­фом, у него нет разработанной философской кон­цепции. Философия Пушкина — это его миропо­нимание, его мировоззрение, нашедшее вопло­щение в стихах. Однако можно выделить ряд стихотворений, в которых отразились общефи­лософские темы добра и зла, жизни и смерти» мига и вечности, времени, памяти и тема чело­века.

В ранний лицейский период Пушкин смотрел на жизнь оптимистически. Жизнь представля­лась ему радостным праздником и веселым пи­ром, на который призваны он и его друзья. По­этому в стихотворениях этого периода появляют­ся анакреонтические и эпикурейские мотивы, Наслаждаться любовью, творчеством, дружбой и вином — вот к чему призывает юный поэт своих друзей. В стихотворении «Гроб Анакреона» го­ворится, что «жизнь, увы, не вечный дар*, по­этому ей надо наслаждаться, ловить каждое мгновение, стремиться украсть у скупого времени хотя бы несколько минут. В послании к «Кня­зю А, М, Горчакову» юный поэт желает своему лицейскому другу в день рождения не долгих лет, богатства, громкой славы или почестей. Он желает ему провести жизнь «меж Вакха и Аму­ра» «питомцем нежным Эпикура», а когда жизнь придет к завершению, вступить в мрач­ный челн Харона из объятий возлюбленной. Та­ково было отношение юного Пушкина к жизни и смерти.

Но пережив глубокий кризис при переходе от юности к зрелости, Пушкин изменил свое отно­шение к жизни. В стихах этого периода появля­ются вопросы о смысле человеческой жизни и о назначении человека. В стихотворении 1928 года «Дар напрасный, дар случайный*..» поэт зада­ет вопрос, на который нелегко найти ответ: «Жизнь, зачем ты мне дана?» В этом стихотворе­нии поэт осознает, что жизнь наполнена страда­ниями и сомнениями и у нее нет цели,

В «Стихах, сочиненных ночью во время бес­сонницы» человеческая жизнь с ее суетой упо­добляется беготне мышей, в ней.отсутствует вся­кий смысл. Мудрые богини судьбы парки, от ко­торых зависит жизнь человека, здесь представ­лены как бессмысленно бормочущие обычные де­ревенские бабки. Жизнь в этот период кажется поэту неразрешимой загадкой. Однозначные от­веты на вопросы о смысле человеческого сущест­вования получить не удается,

В отличие от стихов лицейского периода, в зрелом возрасте смерть не кажется Пушкину чем-то легким. Осознав трагическую неизбеж­ность ухода из жизни, поэт, однако, не отчаива­ется, потому что в своем сознании он находит си­лы принять эту неизбежность и смириться перед ней как перед законом судьбы. В стихотворении «Брожу ли я вдоль улнц шумных,,.» он размыш­ляет о приближении последнего часа и о том, что рано или поздно все, живущие на этой земле, сойдут под вечные своды. Пушкин понимает, что ему придется уступить место другому («мне вре­мя тлеть, тебе цвести») и что наступит момент, когда его не будет на земле, а жизнь будет про­должаться и природа также будет сиять своею вечную красой.

Мудрое приятие жизни со всеми ее противоре­чиями было свойственно мировоззрению зрелого Пушкина. В стихотворении 1835 года «...Вновь я посетил...я поэт выражает покорность, смирение пред неумолимым законом бытия: «и сам, покор­ный общему закону, переменился я». В этом сти­хотворении на первое место выступает память че­ловека. Именно в памяти он может воскресить картины прошлого и соединить воедино прошлое и настоящее. Здесь поэт осознает себя звеном в единой цепи поколений. В конце стихотворения поэт выражает уверенность, что его внук, возвра­щаясь по той же дороге с приятельской беседы, вспомнит о нем.

На протяжении всей жизни и творчества Пуш­кину было свойственно радостное, жизнеутверж­дающее, оптимистическое отношение к жизни, Об этом свидетельствует его отношение к труду и ударам судьбы. В стихотворении «Если жизнь тебя обманет.**» поэт мудро советует не печа­литься и не сердиться в день уныния, но твердо верить, что «все мгновенно, все пройдет...», что день веселья и счастья непременно настанет, В стихотворении «Чем чаще празднует Ли­цей...» Пушкин понимает, что житейские испы­тания, которые выпали на его долю и долю его друзей, способствовали их возмужанию и духов­ному росту. Он утешает своих друзей и вселяет в них надежду встретиться вновь и обнять друг друга.

Для пушкинского восприятия жизни свойст­венно стремление к гармонии с окружающим ми­ром, природой. Он не чувствует себя изолированным от того, что происходит вокруг него, В от­рывке «Осень», написанном в 1833 году, он размышляет о том, как чередование времен года влияет на духовное, душевное и даже физическое состояние человека. Он отмечает, что его люби­мое время года, когда он вновь расцветает, — это осень. Именно осенью он чувствует и любовь к привычкам бытия и переживает творческий подъем.

Один из философских вопросов — восприятие человеком времени — нашел свое воплощение в стихотворении «Телега жизни*». Здесь человече­ская жизнь уподобляется езде в телеге, а вре­мя — ямщик, погоняющий лошадей. Утро, пол­день и вечер уподобляются юности, зрелости и старости человеческой жизни. В юности человек нетерпелив и ему наивно кажется, что он погоня­ет лошадей, то есть управляет событиями. В зре­лости у него *нет уж той отваги» и уверенности, а в старости он просто покорно едет в телеге туда, куда его везут, не претендуя на то, чтобы дер­жать бразды правления в своих руках.

В стихотворении 1836 года «Была лора: наш праздник молодой...» отражено восприятие жиз­ни в ее разные периоды. В пору юности поэт и его друзья — беспечные невежды, они жили «и лег­че» и смелей*. Однако с годами они перемени­лись, и их отношение к жизни стало более серьезным и строгим, — «таков судьбы закон». В этом стихотворении Пушкин также размыш­ляет об отношении личности и истории. История здесь предстает как стихийная сила» противо­стоящая воле и желаниям людей, но для Пуш­кина человек — это не щепка в водовороте ис­торических событий. Ему дана свобода выбора и возможность бороться за право быть самим собой*

Пушкин-человек смирился перед неизбежно­стью смерти, но Пушкин-поэт надеется на бессмертие и посмертную славу. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный,.,» он говорит о том, что не умрет в памяти русских людей, что его душа, воплощенная в стихах, из­бежит тления и что слава о нем не исчезнет в этом мире, пока будет жить хоть один поэт.

Просмотров: 644 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Философская лирика А. С. Пушкина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика