И. СТУРГЕНЕВ
(1813-1883)
Базаров и Павел Петрович Кирсанов как антиподы и двойники
Начиная роман с изображения
семейного конфликта между отцом и сыном Кирсановыми, И. С. Тургенев идет дальше, к столкновениям общественного характера. Но семейная тема в романе дает основному конфликту особую гуманистическую перспективу. Отношения сыновей к отцам не замыкаются только на родственных чувствах,
а распространяются на сыновнее отношение к
прошлому и настоящему отечества» к нравственным
ценностям, которые наследуют дети. Отцовство тоже предполагает любовь старшего поколения к молодому, терпимость и мудрость, разумный совет и снисхождение. Конфликт между старшим и молодым поколениями выражен в противостоянии Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, которых можно назвать и антиподами и двойниками.
Либеральный дворянин
Кирсанов и революционердемократ Базаров
представляют не только разные возрастные
поколения, но и разные обще
ственные силы, вступившие в конфликт. Их точки зрения выражены в спорах. Принято считать, что в словесной схватке Павла Петровича и Базарова
полная победа остается за Базаровым. Между
тем на долю «нигилиста» выпадает весьма относительное торжество. В основу
конфликта Тургенев вкладывает классическую коллизию античной трагедии, в которой обе стороны до известной степени правы. Симпатии читателей остаются
за Базаровым не потому, что он абсолютно
торжествует, а отцы бесспорно посрамлены. Базаров значителен как титаническая личность, не реализовавшая громадных возможностей, отпущенных
ей природой и историей.
Молодой нигилист прав, что любые истины и авторитеты должны подвергаться сомнению. Однако при этом
наследнику не следует терять сыновнего
отношения к культуре прошлого. Базаровым
же это чувство подчеркнуто отрицается. Принимая
за абсолют конечные истины современного
естествознания, он впадает в нигилистическое
отрицание всех культурных и исторически
х це нностей,
Тургенева привлекает в
разночинце отсутствие барской изнеженности, презрение к прекраснодушной фразе, порыв к живому практическому делу, Базаров силен в критике консерватизма Павла Петровича, в обличении пустословия русских
либералов, в отрицании эстетского преклонения
«барчуков» перед искусством, в критике дворянского культа любви. Но,
бросая вызов отживающему строю жизни, герой
в ненависти к «барчукам проклятым» заходит слишком далеко. Отрицание «вашего» искусства перерастает у него в отрицание всякого искусства, отрицание «вашей» любви — в утверждение, что любовь — чувство напускное, все в ней легко объясняется
физиологией, отрицание «ваших» сословных принципов — в уничтожение любых авторите
тов, отрицание сентиментальнодворян с кой любви
к народу — в пренебрежение к мужику вообще.
Порывая с барчуками, Базаров бросает вызовнепреходящим ценностям культуры, ставя себя в трагическую
ситуацию.
В споре с Базаровым Павел Петрович прав, утверждая, что жизнь с ее готовыми, исторически рожденными и Богом данными законами умнее отдельного человека или группы лиц. Но это доверие к
опыту прошлого предполагает проверку его
жизнеспособности, его соответствия молодой, вечно
обновляющейся жизни. Оно предполагает бережное отношение к
новым общественным явлениям. Павел
Петрович, одержимый сословной спесью и гордыней, этих чувств лишен. В
его благоговении перед старыми авторитетами заявляет о себе «отцовский» дворянский эгоизм. Недаром же Тургенев писал, что его роман «направлен против дворянства как передового класса»,
Итак, Павел Петрович приходит к отрицанию человеческой личности перед принципами, принятыми на веру. Базаров приходит к утверждению личности, но ценой разрушения всех авторитетов. Обе позиции крайние; в одной — закоснелость и эгоизм, в другой — заносчивость и нетерпимость. Спорщики впадают в «противоположные общие места». Истина ускользает от спорящих
сторон: Кирсанову не хватает отеческой любви
к ней, Базарову— сыновнего почтения. Участниками
спора движет не стремление к истине,
а взаимная социальная нетерпимость. Поэтому
оба, в сущности, не вполне справедливы по отношению друг к другу.
Уже первое знакомство с Базаровым убеждает: в
его душе есть чувства, которые герой скрывает от
окружающих и даже от самого себя. Очень и очень не прост с виду
самоуверенный и резкий тургеневский
разночинец. Тревожное и уязвимое сердце
бьется в его груди. Крайняя резкость его
нападок на поэзию, на любовь, на философию заставляет усомниться в полной искренности отрицания. Есть в поведении Базарова некая двойственность, которая перейдет в надлом и надрыв во второй
части романа. В Базарове предчувствуются герои Достоевского с
их типичными комплексами: злоба и
ожесточение как форма проявления любви, как полемика с добром,
подспудно живущим в душе отрицателя. В
тургеневском «нигилисте» потенциально присутствует многое из того, что он отрицает: и способность любить, и
«романтизм&, и народное начало,
и семейное чувство, и умение ценить
красоту и поэзию. Не случайно
Достоевский высоко оценил роман Тургенева и трагическую фигуру
«беспокойного и тоскующего Базарова», несмотря на весь его нигилизм увидев в его беспокойстве признак великого сердца.
Но не вполне искренен с самим собой и антагонист Базарова Павел Петрович. В действительности
он далеко не тот самоуверенный аристократ,
какого разыгрывает из себя перед Базаровым. Подчеркнуто аристократические
манерыКирсанова вызваны внутренней слабостью, тайным сознанием своей неполноценности, в чем Павел Петрович, конечно, боится признаться даже
самому себе. Читателям понятна его тайна — безответная
любовь не к загадочной княгине Р., а к
милой простушке Фенечке, Еще в самом начале романа Тургенев дает понять, как одинок и несчастен этот
человек в своем «аристократическом»
кабинете с мебелью английской работы, с
библиотекой в стиле «Ренессанс». Он одинок и в комнате Фенечки среди простонародного быта с баночками варенья на окнах, чижом в клетке, растрепанным томом «Стрельцов» Масальского и образом Николая Чудотворца в углу. И здесь он тоже посторонний со своей странной любовью на закате дней без всякой надежды на взаимность.
Роман Тургенева, написанный накануне решительного
поединка аристократии с демократией, призван подчеркнуть издержки в споре у обеих борющихся сторон. Вспыхивающая между соперниками взаимная социальная неприязнь заходит так далеко, что неизмеримо обостряет разрушительные стороны кирсановского аристократизма и
базаровского нигилизма. |