Изображение русского национального
характера в поэме Н. А. Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо»
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была написана в 1863—1877 годы, то есть в одну из переломных
эпох в истории России, когда было отменено
крепостное право, в стране проходили реформы,
потрясшие основы существующего строя.
В этом произведении Некрасова воплощены исконные, вечные черты русского
национального характера, его
незыблемые нравственные устои,
народное горе и народное счастье.
Несмотря на то что цепи
крепостного рабства распались, страдания
народа оставались неизменными; время
былинных богатырей давно прошло, а
русский мужик оставался все тем же богатырем, что и много веков тому назад. По мнению Некрасова, крепостное
право при всем его отталкивающем
уродстве, при всей тяжести гнета не в силах
было сломить русский народ. Крестьянин слишком
могуч и значителен для того, чтобы пасть
жертвой жестокостей со стороны эксплуататора-помещика. Образ русского
мужика, пахаря и труженика, возникающий на
страницах поэмы, — это образ богатыря, на котором земля держится, и
одновременно страдальца, несущего бремя собственной силы. Недаром слова некрасовского Савелия, «богатыря святорусского», почти дословно совпадают с текстом былины о богатыре Святогоре;
— А потому терпела мы, Что мы
— богатыри.
В том богатырство русское. Ты
думаешь, Матренушка, Мужик — не богатырь? И
жизнь его не ратная, И смерть ему не писана Б бою — а богатырь!
<-„>
Покамест тягу страшную Поднять-то поднял он. Да в землю сам ушел по грудь С натуги! По лицу его Не
слезы — кровь течет!
Сходные вещи высказывает Яким Нагой, говоря о подвигах тяжкого труда, которые совершает,
надрываясь, «рать-орда крестьянская». Так в своей
поэме Некрасов воплощает идею единства между былинными героями и их
потомками, живущими в XIX веке.
Одновременно создается
впечатление, что помимо крепостного права, которое само по себе не в силах
сломить крестьянина-богатыря, ему приходится
сражаться с многочисленными враждебными
силами: несчастья валятся на крестьянские
головы независимо от помещичьего гнета» от ужасов крепостного права. На первом плане — стихийные бедствия, трагические случайности, поединок человека с природой, которая хоть часто
спасает, но нередко и губит человека. Богатырь-каменщик
Трофим расхвастался своей силой»
как это часто описывается в былине, снес на второй этаж четырнадцать пудов груза — и надорвался. Богатырь Савелий задремал на солнышке — и горе, самое страшное и горькое, коварно подкралось к нему: оставшись без присмотра, погиб маленький правнучек Демушка. Так же и Яким Нагой: спасает от пожара купленные для сына картиночки, а в это время гибнет его имущество,
нажитое за всю жизнь: «Скорей бы взять целковые, / А он сперва картиночки / Стал со стены срывать».
У
Некрасова русский крепостной мужик представляется
скорее возвышенным, чем униженным. Все, что терпит
крестьянин от помещика, — все переносит он с достоинством,
сохраняя его и под розгами. Некрасов много говорит о крестьянском терпении. Мужик то и делает, что трудится да терпит. Его «богатырство», как объясняет Савелий, — труд и терпение. Эти два слова
неразлучны, как в народной пословице: « Терпение и труд все перетрут». Но
это вовсе не проповедь рабской покорности,
бессловесной верблюжьей выносливости.
Ведь бывают ситуации, в которых
терпение перестает быть христианской добродетелью и становится боевым
качеством ратника, делом чести и силы.
Потому и терпеливы некрасовские
ратники созидательного труда.
Рать поднимается — Неисч ис л и мая ] Сила в ней скажется Несок ру ш и мая!
Рать неисчислимая — это рать-орда крестьянская, а сила несокрушимая— сила нравственных
устоев трудящегося народа. Однако эти стихи
в поэме Некрасова зазвучали как призыв к крестьянской революции, к «топору».
Революционизирующее значение некрасовских образов несомненно. Но необходимо учитывать» что в «Кому на Руси жить хорошо» оно проступает сквозь специфическую жанровую оболочку народ но-эпического сказа. Жанр обязывает,
кое в чем ограничивает. Былина перестанет быть
былиной» если Илья Муромец с Добрыней и Алешей вздумают свергать князя Владимира, вместо того чтобы крушить «внешних» врагов Русской земли. Некрасов прекрасно это
чувствовал. Не случайно в его эпопее
классовое чувство крестьян — чувство
ненависти к угнетателям — лишь тогда
выливается в акт расправы, когда угнетатель является не только классово
антагонистическим, но и национально чуждым
русскому крестьянству субъектом.
Фогель, которого мужики закопали в
землю живьем, не просто эксплуататор,
он к тому же еще и немец» «немчура». Народно-эпическому
сознанию легче расправиться с таким врагом, который, по выражению Лермонтова, «заброшен к нам» из другой национальной среды, принес сюда свои привычки, хитро-лживый
ум и чуждые, несвойственные русскому человеку,
пороки. Кстати, пан Глуховский, убитый
бывшим разбойником Кудеяром, тоже ведь не
русский!
Но
эта жанровая окраска не снижает революционно-демократического
пафоса сцены, явившейся своего рода откликом на призыв Чернышевского: «К топору зовите Русь!» Фогель-немец отнюдь не заслоняет собой Фогеля-эксплуататора. Мотивировка эпическая, национальная совпадает с мотивировкой социальной.
Все
же критические и разоблачительные тенденции не
затмевают содержащееся в эпопее Некрасова
жизнеутверждающее начало. Автору свойственно
оптимистическое видение мира, его приятие.
Поэтому в поэме образ народа создается благодаря
песням, поговоркам, пословицам, шуткам и
загадкам, народным анекдотам и прибауткам.
Люди, природа, вещи — все зримо, осязаемо,
звучит, благоухает, В таком мире остро воспринимаются горе и радость, слезы
и смех. Совершается великое множество
событий — увлекательных,
заманчиво-интересных. Хорошо в таком мире быть вольным странником, скитаться по Руси, смотреть и слушать. Народ гуляет — и
чего только не случается при этом!
Некрасов не закончил
работу над своим главным произведением,
написал не все, что хотел написать. Однако в концовке главы «Пир на весь
мир», сыгравшей роль развязки всей эпопеи, прозвучал ответ на вопрос, поставленный в самом начале произведения: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» Счастливым человеком оказывается народный заступник Гриша До-бросклонов: «Пел он воплощение счастия народного!.»»
Насколько
счастлив Гриша Добросклонов? Находит ли Некрасов достаточно убедительные слова и совершенную форму для воплощения этого счастья? Доброе клонову, хотя все его помыслы связаны с пародом и Русью, понадобилось уединение,
чтобы прочувствовать наиболее счастливую
минуту в его жизни. Это наводит на мысль,
что счастье не персонифицируется, не вмещается
в пределы чьей-либо индивидуальной судьбы, а живет в общенародном
радостном ощущении бытия. Поэтому подлинного
завершения эпопеи нет, так же, как не
завершено развитие воплощенного в ней русского национального характера, неистощимого в своих проявлениях. |