Литература
Четверг, 27.07.2017, 13:29
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1117
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Январь » 14 » Л. Н. ТОЛСТОЙ (1828-1910) Духовные искания Пьера Безухова
19:30
Л. Н. ТОЛСТОЙ (1828-1910) Духовные искания Пьера Безухова

Л. Н. ТОЛСТОЙ

(1828-1910)

Духовные искания Пьера Безухова

Пьер Везухов» как и Андрей Болконский, со­вершает духовный путь поиска и обретения исти­ны, постепенно освобождаясь от веры в ложные идеалы и в великих людей, ставших его кумира­ми. В начале романа в салоне А. П. Шерер еще молодой и наивный Пьер Безухов, желая пора­зить присутствовавших на вечере гостей пара­доксальностью своих суждений, выступает горя­чим защитником Наполеона. Его симпатии на стороне французского императора, который «ве­лик, потому что он стал выше революции, пода­вил ее злоупотребления, удержав все хорошее — и равенство граждан, и свободу слова и печати — и только потому приобрел власть». Даже казнь герцога Энгиенского без суда и следствия, по мнению Пьера, была государственной необходи­мостью, и совершивший ее Наполеон продемон­стрировал величие своей души, не побоявшись принять на себя ответственность за этот посту­пок. В то время Пьер был готов простить своему кумиру все, подыскав оправдания его преступле­ниям, потому что он еще не понимал сущности Наполеона.

Однако жизнь» проводя героя через новый опыт, разрушает его сложившиеся представле­ния. Жизненные неурядицы, несчастья, страда­ния, через которые проходит Пьер Безухов, раз­бивают его прежние убеждения и заставляют ис­кать новые, более совершенные, которые дают ему гармонию, смысл и радость жизни» В этом заключается духовное движение человека, его возможность приблизиться к истине через сомне­ния, разочарования и отчаяние. Дуэль с Долоховьш, разрыв с женой были для Пьера крахом его надежд, его счастья. Он потерял интерес к жиз­ни, и весь мир казался ему бессмысленным и безо­бразным. Найти счастье — значит снова обрести гармонию и связь с миром, И Пьер ищет спасе­ние от горя, боли и страдания. Оказавшись на од­ной из станций по дороге из Москвы в Петербург он напряженно размышляет о смысле жизни. Од­нако он уже не увлекается мыслью так, как это было на приеме у Анны Павловны Шерер, не хо­чет никого удивить или поразить своими взгля­дами, а думает так настойчиво и упорно, как бо­рются за жизнь»

В этот момент Пьеру нужны были ответы на самые простые и насущные вопросы, решением которых люди занимались и будут заниматься вечно. «Что дурно? Что хорошо? Что надо лю­бить, что ненавидеть? Для чегр жить, и что я та­кое? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» — спрашивал он себя». Пека Пьер не найдет ответа на эти вопросы, ему будет казаться, что жить не для чего. Он доходит в сво­ем мышлении до последней черты, до осознания того, смерть обессмысливает и обесценивает Жизнь.

Однако с таким итогом он не может прими­риться. Для того чтобы жить дальше, ему нужно ощущать свою связь с бесконечностью или стре­миться обрести ее. Цель жизни — радость, кото

юеаоз

рую дает человеку внутреннее согласие и гармо­ния с миром. В несчастье человек всегда в разла­де с миром. «Все в нем, — пишет Толстой о Пьере, — и вокруг него представлялось ему запу­танным, бессмысленным и отвратительным». Можно сказать, что герои « Войны и мира» ищут истину, которая даст им радость существования, возможную только в согласии с миром.

Истина для Пьера — это путь, ведущий через череду кризисов и возрождений, состоящий в по­следовательности потерь и обретений. На стан­цию Пьер приехал несчастным, не видящим в жизни смысла, а покидал ее радостным, обрет­шим цель жизни человеком. На станции он встречается со старым масоном Еаздеевым, кото­рый, зная о его несчастьях, предлагает свою по­мощь. Однако, не веря в Бога, Пьер сомневается в том, что его собеседник может облегчить его со­стояние.

Убежденный в истинности и неопровержимос­ти своих атеистических взглядов, Везухов стал­кивается в разговоре со своим попутчиком с нео­жиданным и сильным аргументом. «Вы не знаете Его, государь мой, и оттого вы очень несчастны... Ежели бы Его не было, — сказал он тихо, — мы бы с вами не говорили о Нем, государь мой». Неожиданно для себя Пьер услышал ответ, пора­жающий глубиной мысли: откуда и каким обра­зом явилась в сознании человека идея Бога? И Пьер не нашел, что возразить,

Вера, которой учил Баздеев, не соответствова­ла представлению Пьера о религии и требовала от человека постоянной духовной работы, само­совершенствования и «внутреннего очищения». Оказывается, что для постижения духовной ис­тины необходимы не только интеллектуальные, но и духовные усилия, по мере которых человек становится способным в своем понимании при­ближаться к истине Бога. Поэтому наставник

Пьера предупреждает его, что Бог «не постигает­ся умом, а постигается жизнью». Жизнь посто­янно приносит человеку новый опыт, который и позволяет ему лучше понимать мир и себя,

Первым и еще самым легким испытанием но­вых убеждений Пьера стал его спор с князем Андреем, в котором он выступает как человек, знающий смысл жизни, а его друг как разуве­рившийся в нем. Пьер пытается убедить князя Андрея, что делать людям добро «есть единствен­ное верное счастие жизни». Он рассказывает о преобразованиях в своих деревнях, облегчивших жизнь крестьян. Князь Андрей соглашается лишь с тем, что дело Пьера — добро для него са­мого, но не для крестьян. Опять оказывается, что нет однозначного ответа на вопросы: Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Потому что герои Толстого жаждут истины, ко­торая была бы достоверной и неизменной. Реше­нием может быть только одно — существование Бога, олицетворяющего высшую справедливость и истину, «Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и выс­шее счастье человека состоит в том» чтобы стре­миться к достижению их. Надо жить, любить, надо верить» — говорил Пьер, — что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и бу­дем жить вечно там, во всем (он указал на небо)».

И все же этот разговор о вечности, о назначе­нии человека, о Боге, который затеял вдохнов­ленный своими новыми убеждениями Пьер, вер­нул скептически настроенного князя Андрея к жизни. То» что герои Толстого обретают, вовсе не оказывается для них совершенно новым, о чем они никогда не слыхали ранее. Пьер и Андрей ищут то, что жило глубоко в их душах, чем они были пронизаны изнутри. Они жаждут обрести вечность, неизменную истину среди меняющего­ся мира. Их не может устроить ни временное, ни жизнь, ни истина. Если бы они отказались от вечности и признали временное за истинное, тог­да бы они изменили духу христианства»

И убеждает их не чье-нибудь учение, а сама жизнь и смерть. Человек не обязан постижением этой истины другому человеку и потому он неза­висим и свободен. Высшую истину никто, кроме Бога, ему не может предписать. Ее главным про­водником является то, что сопутствует каждому человеку на жизненном поприще: смерть, рожде­ние, любовь, природа. Небо Аустерлица, звезды, распускающийся дуб, рождение ребенка, угроза смерти— вот, что оказывает сильнейшее влия­ние на героев, меняет их жизнь и открывает не­что новое, несомненное, твердое.

Человек у Толстого всегда может спастись, но также в любой момент может и потерять свою ве­ру. Это дважды происходит с Пьером. В первый раз любовь, а во второй раз смерть не оставили камня на камне от его убеждений, подтвердив истинность слов Андрея Болконского: «жизнь и смерть, вот что убеждает >... и разубеждает.

Жизнь не подтвердила веру Пьера в то, что де­лать людям добро «есть единственное верное счастие жизни». Когда он после сватовства князя Андрея к Наташе без всякой очевидной причины вдруг почувствовал невозможность продолжать прежнюю жизнь, это означало, что вера Пьера рухнула, обнаружив свою неяодлинность. Счас­тье Андрея и Наташи открыло Пьеру неполноту его жизни, лишенной любви и семейного счас­тья, И опять с новой силой Пьеру открывается зло и бессмысленность жизни. Но в этот раз он не находит решения проблемы, его ничто не спаса­ет: ни религия, ни масонство, ни идея самосовер­шенствования. И Пьер сдается, прекращает борь­бу и смиряется со своим несчастьем, принимая «зло и ложь жизни» за истину. Но жить с таким взглядом человек не может, потому что жизнь —

это любовь. Чтобы жить, Пьеру надо не видеть действительности» вызывающей в нем отвраще­ние, для чего он прибегает к забвению во всех до­ступных ему формах» от вина до книг.

«Слишком страшно было быть под гнетом этих неразрешимых вопросов жизни, и он отдавался первым увлечениям, чтобы только забыть их. Он ездил во всевозможные общества, много пил, по­купал картины и строил, а главное читал». В глазах Пьера любое занятие было средством забвения, нужным только для того, чтобы не ви­деть ужаса жизни. Все представлялись ему людь­ми, «спасающимися от жизни: кто честолюбием, кто картинами, кто писанием законов, кто жен­щинами, кто игрушками, кто лошадьми, кто по­литикой, кто охотой, кто вином, кто— государ­ственными делами 9.

Состояние человека, уверенного в безнадеж­ной сущности жизни, Толстой называл бо­лезнью, которая проявляется не «резкими при­падками» «отчаяния, хандры», а постоянно при­сутствует в жизни. Если прежде острые про­явления «болезни» заставляли Пьера отчаянно искать и в конце концов находить спасение, то теперь болезнь «была вогнана внутрьй. В даль­нейшем Пьера спасают не мысли, а любовь к На­таше, преобразившая его. Именно благодаря ей он снова обрел смысл и радость существования.

Но на этом его испытания не кончились. Ему предстоит еще раз пережить сильнейшее разоча­рование в жизни, уже во время войны. Зрелище расстрела французскими солдатами мирных рус­ских жителей разрушило его веру. Страшная картина насильственной смерти ни в чем не по­винных людей обессмыслила мир в глазах Пье­ра. Он увидал страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, И в душе его как будто вдруг была выдернута та пружина, на которой все держалось и представлялось жи

вым. И все завалилось в кучу бессмысленного со­ра. Хотя «он и не отдавал себе отчета, уничтожи­лась вера и в благоустройство мира, и в человече­скую, и в свою душу, и в Бога». Мир всегда кажется человеку бессмысленным и хаотичным в момент отчаяния.

Однако такое представление? носит временный характер и преодолевается героями Толстого. Мир опять обретает для них свою гармонию, ве­личие и красоту, несмотря на разрушающие их человеческие пороки, несправедливость, зло, страдания, смерть. Преодолевает и Пьер свое от­чаяние и вновь обретает веру в Бога и возмож­ность жизни. Эта вера та же и в то же время дру­гая. По содержанию она не изменилась, но стала глубже и прочнее, а мир, в представлении Пьера, стал величественнее и прекраснее.

Это произошло благодаря тому, что Пьер встретился в бараке для пленных с Платоном Ка­ратаевым, который помог ему возвратиться к ве­ре в жизнь. Платон становится для Пьера «непо­стижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды». Благодаря общению с простым русским солдатом, речь которого состо­яла в основном из поговорок и пословиц, Пьер почувствовал, что «прежде разрушенный мир те­перь с новой красотой, на какихто новых и не­зыблемых основах, двигался в его душе».

Простота, то, что окружает человека постоян­но, к чему он привык и чему не придает значе­ния, и составляет сущность жизни. Поэтому простое, чем часто пренебрегают люди, есть необ­ходимый признак истины и красоты. Однако осознание этого не стало итогом всех исканий Пьера. Пьер признает, что счастье человека не может быть только в удовлетворении естествен­ных потребностей, но он также испытывает чув­ства совсем иного порядка, приводящие его к са­мым возвышенным мыслям. Помимо земных.

повседневных забот о пище, крове, человек обра­щается и к небу, которое всегда было символом вечности.

В «Бойне и мире» небо можно назвать полно­правным персонажем книги. В жизни лучших героев Толстого оно появляется в звездный час их судьбы, напоминая им об их причастности к высшему, божественному началу. Так было с князем Андреем, когда он раненый лежал на Аустерлицком поле, так было с Пьером в плену, когда он неожиданно для всех расхохотался от мысли, что французы держат в плену его бес­смертную душу.

Изображая это небо, Толстой передает не прос­то мысль о бессмертии души, а живое, рождаю­щееся чувство. Во время разговора на переправе Пьер убеждал своего друга в том, что «живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и бу­дем жить вечно...». И вот Пьер не просто узнал, не только поверил, а пережил чувство бессмер­тия своей души. Там были слова о бессмертии, а здесь присутствует оно само как несомненная реальность,

Пьер живо осознает, переживает свою сопри­частность к бесконечности, его чувство преобра­жает мир, и в природе он находит отклик и под­тверждение своим чувствам, «Высоко в светлом небе стоял полный месяц. Леса и поля, невидные прежде вне расположения лагеря, открывались теперь вдали. И еще дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая в се­бя бесконечная даль. Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я!» — думал Пьер»» Это та вершина, которой достиг в своем жизненном восхождении герой Толстого, Пере­житое им в плену вело его к вершине бессмертия, И «впоследствии и во всю свою жизнь, Пьер с восторгом думал и говорил об этом месяце плена,

о тех невозвратимых, сильных и радостных ощу­щениях.,.»В плену он нашел гармонию с самим собой и с миром, увидел смысл своей жизни.

Просмотров: 742 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Л. Н. ТОЛСТОЙ (1828-1910) Духовные | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика