Литература
Четверг, 28.03.2024, 18:53
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1344
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Декабрь » 7 » Любовная интрига и общественный конфликт в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
20:29
Любовная интрига и общественный конфликт в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Любовная интрига

и общественный конфликт

в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

В основе сюжета пьесы А. С, Грибоедова «Горе от ума» согласно классицистической традиции лежит любовная интрига. Однако по жанру эта пьеса — общественная комедия, и основной конфликт здесь социальный. Он выражается в столкновении «века нынешнего* с «веком ми­нувшим». Конфликт комедии оказывается шире любовного сюжета. Эту особенность произведе­ния отметил Гончаров в своем критическом этю­де «Мильон терзаний*: *Две комедии как будто вложены одна в другую: одна.,, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчали-ным и Лизой: это интрига любви, вседневный мо­тив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и дей­ствие завязывается снова, частная комедия ра­зыгрывается в общую битву и связывается в один узел».

Сюжет комедии «Горе от ума» строится на раз­витии «любовного треугольника», соответствую­щего в основном классицистической системе амплуа. Этот треугольник образуют героиня — Софья Фамусова, в свои семнадцать лет расцвет­шая прелестно, и два героя — Чацкий и Молчалин. Один из них наделен положительными чер­тами характера, ему свойственно благородство, пылкость чувств, способность на самоотвержен­ные поступки ради своей возлюбленной* Дру­гой — «услужлив скромен, тих», но за этими ка­чествами скрывается карьеризм, стремление к собственной выгоде, граничащее с подлостью, Однако оба героя выходят за рамки классицисти­ческих амплуа. Молчалив, изображенный с нега­тивной авторской оценкой, удачлив в любви, именно его выбирает Софья. Чацкий же, пафос изображения которого в основном положитель­ный, терпит крах в любви. Отступление от прин­ципов классицизма обнаруживается и в финале пьесы: порок не наказан, а добродетель не тор­жествует. Молчалину почти удалось избежать разоблачения, так как он до появления Фамусова скрывается у себя в комнате» а Чацкому вместо награды достается «мильон терзаний», он даже вынужден покинуть Москву*

Отличительная черта пьесы — наличие еще двух «любовных треугольников*, которые, рас­крываясь, усиливают комизм положения» Абсо­лютно уверенная в своем возлюбленном, Софья не подозревает, что Молчалин не только не лю­бит ее, но увлечен ее служанкой Лизой и даже пытается завоевать ее расположение подарками* Лиза же, в свою очередь, безответно любит бу­фетчика Петрушу, Кроме того, с ней пытается безуспешно флиртовать сам бария.

Конфликт комедии определяется столкнове­нием жизненных принципов консервативного фамусовского общества и Чацкого, представи­теля передовой дворянской интеллигенции. Сю­жет и конфликт, связанные в один узел, развива­ются параллельно. Все узловые моменты разви­тия сюжета комедии сопровождаются монолога­ми Чацкого, выражающего свою неприязнь к барской Москве, к косному застойному быту, отсутствию новизны в общественной жизни дво­рянства.

В экспозиции, сценах комедии, предшествую­щих появлению Чацкого в доме Фамусова, из разговора Софьи и Лизы становится известно» что Софья когда-то любила Чацкого, с которым она в детстве воспитывалась. Однако три года на­зад он отправился путешествовать, и к началу действия комедии его в Москве нет. Теперь ей нравится другой человек. Предпочитая Молча-лина Чацкому, Софья основывает свой выбор не просто на чувствах, а на осознании того, что жиз­ненные принципы молодого вольнолюбца не соответствуют ее представлениям о семейном счастье. Тогда как на Молчалина, по ее мнению, она вполне может положиться. Софья осознает, что слишком беспокойный и независимый Чац­кий не будет покорным мужем, над которым можно безраздельно властвовать, как Наталья Дмитриевна властвует над Платоном Михайло­вичем. Уже в экспозиции комедии намечается конфликт между жизненными принципами геро­ев, по сути принадлежащих к разным обществен­ным лагерям. По мере развития действия этот конфликт будет развиваться и углубляться, пока не разрешится полным разрывом отношений между его участниками.

При встрече с Софьей в монологе «Ну что ваш батюшка?..* Чацкий слегка затрагивает их об­щих знакомых, сетует на пустоту интересов, на отсутствие положительного содержания в свет­ской жизни Москвы. Хотя Чацкий настроен вполне миролюбиво и готов терпеть недостатки тех, с кем ему предстоит жить, становится оче­видно, что Софья к нему холодна.

В развитии любовной интриги, связанной со стремлением Чацкого узнать, любит ли его Со­фья, а если не его, то кого, окончательно выясня­ется, что Софья предпочитает Молчалина. Она почти признается Чацкому в своей любви к скромному секретарю ее отца, который кажется ей привлекательным. Развитие любовной линии во втором действии дополняется общественными разногласиями, возникшими между Чацким и Фамусовым. Один намек со стороны Чацкого на его возможное сватовство обнаружил, что между ним и известным московским тузом существуют неразрешимые противоречия, связанные с раз­личным отношением к службе, карьере, управле­нию имением, богатству, свободе суждений.

В монологе «И точно, начал свет глупеть...* Чацкий противопоставляет два века: «век ны­нешний* и «век минувший* с их разными жиз­ненными ценностями. При этом Фамусов даже затыкает уши, не желая слушать молодого чело­века, улавливая в его речи крамольные настро­ения, В монологе «А судьи кто?* Чацкий после­довательно излагает жизненную программу лю­дей его круга, состоявших в активной оппозиции к властям и существующему порядку. В резуль­тате этих столкновений Чацкий оказывается не­желательным женихом для дочери Павла Афа­насьевича не только потому, что он небогат и не преуспел в службе, а потому, что он «карбона-ри*, он *хочет вольность проповедать*. Фамусов даже серьезно опасается, что Чацкий может втя­нуть его в беду.

   Кульминация в развитии конфликта и любов­ной интриги наступает в третьем действии, Со­фья» рассерженная нападками на Молчалина, намеренно объявляет Чацкого сумасшедшим, что­бы отомстить ему. Все гости охотно верят этой клевете, подхватывая, распространяют сплетню и отворачиваются от человека, который выска­зывает опасные, с их точки зрения, убеждения. Сплетня объединяет любовный сюжет и общественный конфликт. В момент, когда Чацкий про­износит свой монолог о французике из Бордо, никто из присутствующих его не слушает, все с усердием кружатся в взльсе. Герой оказывается в полном одиночестве, общество отвернулось от него.

В четвертом действии наступает развязка: Со­фья случайно узнает об истинных чувствах Мол-чалина. Ей становится стыдно оттого, что он ока­зался таким низким человеком, недостойным ее любви, что она так слепо заблуждалась, высоко оценивая его личные качества. Для Чацкого фи­нальное отрезвление, о котором он говорит в мо­нологе «Не образумлюсь... виноват*, означает не только утрату надежды на взаимность Софьи, по­терю возлюбленной, но он понимает, что его пути с фамусофским обществом окончательно разо­шлись и их примирение невозможно.

Параллельное развитие общественного конф­ликта и любовной интриги отражает реальное противостояние общественных сил в жизни дво­рянского общества и придает психологическую достоверность переживаниям героев, вовлечен­ных в этот конфликт. Любовная линия заверша­ется разоблачением Молчалина и разрывом Со­фьи с Чацким.

Просмотров: 15312 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Любовная интрига и общественный кон | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика