М.А. БУЛГАКОВ
(1891 — 1940)
Образ Пилата в романе М, А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
В
состав романа М. А, Булгакова «Мастер и Маргарита» входят два романа. Роман Мастера о Понтии Пилате — римском прокураторе»
наместнике Иудеи в конце 20х—
начале 30х годов нашей эры,
при котором был казнен Иисус Христос, и роман о судьбе Мастера. Эти два романа находятся в сложных отношениях, но
создают художественную
целостность, содержание которой
связано не столько с судьбой отдельной личности,
сколько с судьбой человечества, что необычно для традиционного романа.
Роман о Пилате занимает шестую часть текста, но роль его в структуре произведения огромна — это содержательный центр созданного Булгаковым
художественного мира. Роман о Пилате состоит
из четырех глав, «рассыпанных» в тексте
«Мастера и Маргариты» и введенных в основной роман разными способами.
Так, глава «Понтий Пилат» — это рассказ
Воланда, который выслушивают
Берлиоз и Иван Бездомный на Патриарших прудах, В дальнейшем легенда проникает
в состав романной композиции, становясь тем самым частью повествования о
Мастере и Маргарите. Так, глава с Казнью
преподносится как сон Ивана
Бездомного; главы «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа» и
«Погребение» вводятся как главы из сожженной
рукописи Мастера, восстановленной
Воландом. Ее читает Маргарита. В романе
Булгакова Понтий Пилат не может
избавиться от видения казненного по
его приказу Иешуа и мечтает воссоединиться с ним на лунной дорожке. Такое воссоединение благодаря Мастеру происходит в финале. Когда Мастер, Маргарита, Воланд и его свита встречаются с Пилатом на лунной дороге, выясняется, что Иешуа прочел роман Мастера и простил Пилата.
Хронологически
последовательные главы вставного повествования, вместе взятые, составляют повествование об одном дне римского прокуратора Иудеи и его встрече с ИешуаГаНоцри, проповедником добра и справедливости. Эта встреча стала важнейшим событием христианской
истории. Писатель прибегает к хорошо известным
в мировой литературе образам Священного Писания, это раздвигает
масштабы его произведения в вечность, придает
особую весомость изложенному в кем
нравственному кредо.
Встреча Пилата с бродячим философом, совершившая переворот в его душе, происходит как
бы на двух уровнях: событийном и глубинном. На событийном уровне Пилат расспрашивает Иешуа о его деяниях и приговаривает его к смертной казни. На «тайном», глубинном уровне Иешуа будит в Пилате истинную человечность, раскрывает
ему возможности новой жизни.
Жизнь опостылела Пилату, он всех презирает, в
его душе царят жестокость и коварство, но он еще способен почувствовать
и понять весь ужас своего положения. Отсюда
и постоянные тяжкие думы, и мучающая
его мигрень. Пилату очень хочется все
бросить и идти странствовать с Иешуа и
Левием Матвеем. Но это только мечты, в действительности же Пилат
вынужден вынести смертный приговор Иешуа и обречь себя на вечные душевные муки.
В романе Булгакова Пилат
выступает как сильная, яркая личность,
как достойный собеседник Иешуа, Это выделяет
прокуратора из его окружения, возвышает его
над ершалаимской чернью. Секретарь Пилата, услышав разговор Пилата и Иешуа,
который показался ему слишком свободным, отреагировал на него с ужасом.
Для создания образа Понтия
Пилата, кроме Священного Писания, Булгаков использовал и другие литературные, фольклорные и исторические
источники, Пилат упоминает битву при Идиставизо,
в Долине Дев, где будущий прокуратор
Иудеи командовал кавалерийской турмой и спас от гибели
окруженного германцами великана Марка
Крысобоя. Долина Дев — это долина реки Везер в Германии, где в 16 году н. э.
римский полководец Германик,
племянник императора Тиберия, разбил войско Арминия, предводителя германского
племени херусков, или хеврусков. Турма — это подразделение эскадрона» или алы, римской кавалерии. Сама кавалерия в императорский
период набиралась исключительно из неримлян.
Ала носила название народное
ти, из которой она формировалась. Понтий Пилат как
служивший в кавалерии, бел сомнения, римлянином
по рождению не был, а скорее всегопроисходил
из германцев. Значительная часть тех
же хеврусков не признала власти Арминия и сражалась
против него вместе с римлянами. Сам Арминий в молодости служил в римских легионах и получил звание римского всадника. Понтий Пилат у Булгакова не случайно пожалован тем же званием.
Германское происхождение Понтия Пилата в романе подтверждается многими деталями. Упоминание, что прокуратор был сыном королязвездочета
и мельничихи Пилы, восходит к средневековой
легенде о королеастрологе Ате и дочери
мельника Пилы, живших в прирейнской Германии. Однажды Ат, находясь в походе, узнал
по звездам, что зачатый им тотчас ребенок станет могущественным и знаменитым.
Королю привели первую попавшуюся женщину, ею
оказалась Пила. Родившийся мальчик
получил имя от сложения их имен.
Булгаков использовал эту средневековую
немецкую легенду в своем романе,
познакомившись с ней в поэме Г. Петровского «Пилат».
Также, возможно, что имя Пилат на древнегерманском
означает — копейщик. В поэме Петровского Пилат — херуск по имени Ингомар — был сметливым в ратном деле юношей. За меткий глаз и любовь к золоту он был прозван Пилатом, то есть копейщиком. У Булгакова прокуратор именуется Всадником Золотое Копье, очевидно, так же как за меткий глаз, так и за любовь к золоту.
Как и в поэме Петровского, у Булгакова звучит мотив трусости Понтия Пилата: прокуратор в «Мастере и Маргарите» видит несостоятельность обвинения ГаНоцри в «оскорблении величества», но ничего не предпринимает сам, а пы
тается убедить иудеев отпустить его вместо Варравана. Также в поэме после оглашения приговора надвигается
туча, и Понтий Пилат чувствует приближающуюся грозу.
Германское происхождение
булгаковского Понтия Пилата подчеркивает его
функциональную связь с сатаной Воландом, тоже немцем по имени и происхождению — от гётевского Мефистофеля.
В «Мастере и Маргарите»
казнь ИешуаГаНоцри становится главным событием в жизни Понтия Пилата, и память о казненном не дает прокуратору покоя всю оставшуюся жизнь. В образе Понтия Пилата Булгаковым запечатлен человек,
терзающийся муками совести за то, что отправил
на смерть невинного. Он остается в полном
одиночестве. Единственным другом всадника
был преданный пес Банга. В финале романа Понтию Пилату даруется прощение,
Булгаковский Понтий Пилат кончает свою жизнь в финале романа также в полном соответствии с еще
одной легендой, тоже связанной с германским
миром. В статье «Пилат» Брокгауза и
Ефрона с судьбой прокуратора Иудеи связывалось название одноименной горы в
Швейцарских Альпах, где «он будто бы и доселе появляется в великую пятницу и умывает себе руки, тщетно стараясь очистить себя от соучастия в ужасном преступлении9, Читатели «Мастера и Маргариты» помнят Понтия Пилата, сидящего при свете пасхального полнолуния на плоской горной вершине
и жаждущего покоя, избавления от мук совести
и прощения. В поэме Петровского этот покой нес людям Иисус, и им же в конце концов награждаются у Булгакова и прокуратор Иудеи, и несчастный в земной жизни Мастер.
Понтий Пилат в «Мастере и Маргарите» сверхъестественным образом
прозревает свое грядущее бессмертие,
связанное с предстапшим
перед его судом нищим бродягой ИешуаГаНоцри. Когда прокуратор начинает сознавать, что придется утвердить смертный приговор Синедриона,
его впервые посещает «какаято совсем нелепая»
мысль «о какомто долженствующем быть
— и с кем?! — бессмертии, причем бессмертие почемуто вызывало нестерпимую тоску». После утверждения
приговора «тоска осталась необъясненной, ибо
не могла же ее объяснить мелькнувшая
как молния и тут же погасшая какаято
короткая другая мысль: <«Бессмертие... пришло бессмертие.,,»Чье бессмертие
пришло? Этого не понял прокуратор,
но мысль об этом загадочном
бессмертии заставила его похолодеть
на солнцепеке». Такая трактовка во многом оказалась новаторской в
художественном воплощении евангельской темы.
Возможно, именно из романа Булгакова
она перешла в либретто популярнейшей
рокоперы «Иисус Христос— суперзвезда»,
написанное Тимом Райсом в 1968 году.
Характерно, что во всех легендах последний приют Понтия Пилата оказывается в горах. Этой традиции следовал и Булгаков в «Мастере и Маргарите», Ему была известна легенда из книги И. Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки». В ней рассказывалось, что император Тиверий, получив исцеление от «гнойного струпа» на лбу с помощью платка Вероники, на котором отпечаталось изображение Иисуса, разгневался на Понтия Пилата, казнившего столь искусного врача. Цезарь вызвал его в Рим в хотел предать смерти, но Пилат» узнав об этом, сам
умертвил себя своим собственным ножом. Тело Пилата было брошено в Тибр; но Тибр
не принимал его; потом бросали в другие места, пока не погрузили в один глубокий колодец, окруженный горами, где оно до сих пор находится.
ьда 381 ?
В «Мастере и Маргарите» в финале главные герои видят Понтия Пилата в горной местности. В ней можно найти сходство и с Альпами, и с хорошо знакомой Булгакову Столовой горой, у подножия которой находится Владикавказ. Интересно, что швейцарская легенда о гибели Понтия Пилата была задолго до Булгакова использована в отечественной литературе. Николай Михайлович Карамзин еще в конце XVIII века в «Письмах
русского путешественника» восклицал: «Не увижу
и тебя, отчизна Пилата Понтийского! Не взойду
на ту высокую гору, на ту высокую башню, где сей несчастный сидел в
заключении; не загляну в ту ужасную пропасть, в которую он бросился из отчаяния!»
В образе Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита» прослеживается отчетливая связь с идеями Л. Н. Толстого, Булгаков был знаком с рассказом Толстого, приведенным в книге В. А. Поссе «Мой жизненный путь$, о стражнике, присланном по просьбе Софьи Андреевны для охраны Ясной Поляны. Присутствие стражника, видимо, очень мучило Льва Николаевича, и он его однажды спросил, что это висит у него сбоку, не нож ли? Стражник ответил, что это не нож, а тесак. Толстой поинтересовался, что стражник собирается делать этим тесаком? Может быть, хлеб резать? В
конце концов стражник вынужден был признаться, что
тесаком он будет мужика резать, потому что
такова его должность и ему платят за это в месяц
тридцать два целковых, потому он и пошел на эту должность. Ответ стражника, заметил Толстой, объяснил ему много непонятных вещей в жизни. Взять хотя бы, рассуждает Толстой, тогдашнего председателя Совета министров П. А. Столыпина, который для подавления революционных выступлений ввел военнополевые
суды, нередко применявшие смертную казнь. Он вешает,
потому что такова
его должность. А на эту должность Столыпин пошел,
потому что ему платят тысяч восемьдесят в год.
И таковы все эти порядочные люди из так называемого
высшего общества, заключает Толстой.
Вне своей должности они милы, любезны, учтивы,
а по должности — звери и палачи.
У Булгакова Понтий Пилат
сначала говорит выполняющему роль палача
Марку Крысобою, на боку у которого, правда,
не тесак, а короткий римский меч: «У вас тоже
плохая должность, Марк. Солдат вы калечите...»
Прокуратор пытается убедить себя, что
именно должность заставила его отправить на казнь
невинного Иешуа, что изза плохой должности
все в Иудее шепчут, будто он — «свирепое чудовище». И в финале, когда Маргарита и Мастер видят сидящего в кресле на плоской горной вершине Понтия Пилата, Воланд
сообщает им, что прокуратор все время
говорит одно и то же. Он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность.
Как и Толстой, Булгаков
утверждал, что никакими должностными
обязанностями нельзя опрандать преступного насилия
над людьми. Для Понтия Пилата слова о
должности только попытка успокоить больную
совесть. Интересно» что в свете толстовских слов
о Столыпине, который готов вешать ради повышенного жалованья, рассуждения Понтия Пилата о плохой должности можно прочитать и как скрытый намек на широко известное лихоимство пятого прокуратора Иудеи. Впрочем, в этом отношении он, если и отличался в худшую сторону от других римских наместников, то лишь немного. Известно, что именно изза
непомерных поборов с населения Пилат и был смещен в конце
концов со своего поста. Булгаковский Понтий
Пилат сильно облагорожен по сравнению с
прототипом, поэтому его взяточничество и стремление
к наживе спрятаныв подтекст. |