М. А. ШОЛОХОВ
(19051984)
Проблема
личной свободы
и
классовой необходимости
в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»
Роман-эпопея «Тихий Дон» — одно из ярких явлений русской литературы XX века, стал воплощением большого художественного таланта советского прозаика М. А. Шолохова. Быт и нравы
родного Дона, исторические судьбы казачества, за которыми проглядывает
судьба всего русского народа, трагедия
человеческой личности, оказавшейся
перед сложным выбором жизненного пути
в эпоху войн и революций, — таково вкратце содержание четырех книг
эпопеи Шолохова. Тема революции и Гражданской войны нашла свое отражение уже в ранних произведениях Шолохова, например в «Донских рассказах». В них все герои, как правило, резко делятся на
положительных и отрицательных: бойцов Красной армии, советских активистов,
белых бандитов, кулаков и
подкулачников. Излюбленным
сюжетом молодого писателя
становится смертельное столкновение
ближайших родственников: отца и сына, родных
братьев. Свою верность коммунистической идее
молодой Шолохов неизменно подтверждает, подчеркивая приоритет социального
выбора над любыми человеческими отношениями,
включая семейные. В «Тихом Доне»
позиция автора оказывается более сложной: несмотря на его прямые декларации выражающие просоветскую позицию, в романе все же проявляется
художественная объективность и общечеловеческий
гуманизм Шолохова-писателя.
Революция и Гражданская война, изображению которых посвящена большая часть романа-эпопеи Шолохова, разделяют некогда единый народ на враждующие станы, непримиримо отстаивающие
свою классовую правду. «Ты гляди, как народ
разделили, гады! Будто с плугом проехались...» — восклицает на первых страницах
третьей книги Петр Мелехов, Отчуждение возникает
даже между братьями Мелеховыми, выбравшими
разные дороги в жизни. Уверенный в том, что он попал «на свою борозду», Петр
опасается за Григория, который может переметнуться к красным. «И ему и Григорию было донельзя ясно: стежки, прежде сплетавшие их, поросли непролазью
пережитого, к сердцу не пройти». Распадается
многолетняя человеческая дружба. Дружившие
с детства, Григорий Мелехов и Мишка
Кошевой становятся непримиримыми идейными
врагами. Исходя из логики Гражданской войны»
Кошевой лично расстреливает Петра, родного
брата Григория Мелехова, восставшего с другими
казаками против большевиков. А впоследствии
требует, чтобы уволенный из Красной армии
и только что вернувшийся домой Григорий немедленно шел в военкомат для
регистрации, зная, что его арестуют и скорее
всего казнят как потенциального врага
советской власти.
Классовая непримиримость враждующих сторон, каждая из которых была уверена в своей правоте, достигает предела. И хотя на словах никто не хочет Гражданской войны, но на деле ни один из противостоящих лагерей не желает отступить от своих политических притязаний. Столкновение интересов оказывается неотвратимым, виноваты в этом и большевики, и представители контрреволюции. Возможно, если исходить из
анализа образной системы, Шолохов большую
ответственность возлагает на большевиков,
которые и совершили революцию. Илья Бунчук
первым застрелил своего боевого товарища
Калмыкова за оскорбление Ленина. Потом, в ноябре
1918 года, увидев, как двое красногвардейцев
пристреливают пленного офицера, он говорит
Анне Погудко: «Вот это мудро! Убивать их надо,
истреблять без пощады!» Не менее решителен
в этом вопросе и Штокман. По приказу Подтелкова
без суда порубили пленных офицеров во главе
с Чернецовым вопреки поручительству взявшего
их в плен Голубова. В Вешенской расстреляли
без особого разбирательства первых семерых
арестованных с хутора Татарского, в том числе
Мирона Григорьевича Коршунова и АвдеичаБреха,
оправдывая это логикой классовой борьбы.
Далее число жестокостей все возрастает, что
порождает и самозащиту и месть. Даже самый
мягкий из последователей Штокмана, Иван Алексеевич
Котляров, претерпев страшные муки в
плену, перед своей гибелью ожесточается: «Воевал
с ними и их же жалел сердцем... Не жалеть
надо было, а бить и вырубать все до корня!» Автор едва ли солидаризируется в
этом вопросе с кем-нибудь из персонажей,
но именно поэтому бесспорны его большая
художественная объективность и общечеловеческий
гуманизм.
Стремление с корнем вырвать «сорную
траву» характерно для обоих
враждующих сторон. Однако, как предупреждает дед
Гришка Мишку Кошевого, пришедшего сжечь курень Коршуновых: «Аще какой мерой меряете, тою и воздается вам».
Правда, среди персонажей-большевиков нет такого палача-любителя,
как Митька Коршунов, среди белых. Упоминается
только комендант-взяточник в Ростове, «форменный
садист, безобразник, сволочь», на место
которого во второй книге назначают Бунчука. Бунчук
же, занимаясь расстрелами, пытается сохранить
свою человечность, он думает, что, расстреливая классовых
врагов, приносит пользу. Он приходит в смятение лишь во время расстрела человека, у которого все руки оказались в мозолях. И его совесть не выдерживает,
он заболевает от такой работы, а потом
уходит на фронт. Этот относительно положительный из заметных персонажей-большевиков погибает в середине романа, расстрелянный вместе с другими членами экспедиции Подтелкова.
Разворачивающаяся борьба все глубже засасывает самых разных героев. И опять казаки, мечтающие о
мире, о работе на земле, вновь вынуждены
браться за оружие. Никто не хочет брать на себя ответственность за накаляющуюся
обстановку. Подтелков упрекает своих политических
противников: «Не мы, а вы зачинаете гражданскую
войну!» — но условием прекращения наступления
Красной армии ставит передачу власти
ревкому. В ответе донского правительства ревкому говорится о том, что оно не желает гражданской войны: « Правительство полагает, что, если посторонние области отряды не будут идти в пределы области, — гражданской войны и не будет, так как правительство только защищает Донской край...» Но виноваты все-таки обе враждующие стороны, и белые и красные, а затем и повстанцы, поначалу избравшие, как казалось, третий путь: выступая против большевиков, они сохранили обращение «товарищ».
Шолохов явно не сочувствует идее донского сепаратизма, связанной с образами Чубатого и Изварина.
Но без комментариев остаются высказывания
ряда персонажей о советской власти. «Хоу я ист венному человеку эта
власть жилы режжет»,— утверждает богатый
Мирон Григорьевич. По словам здорового казачины, встреченного Григорием у Кудинова, лодырям «самая жизня с этой властью». С другой стороны, в третьей книге старовер говорит Штокману: «Потеснили вы
казаков, надурили, а то бы вашей власти и износу
не было. Дурастного народу у вас много, через это и восстание
получилось».
Шолохов, как и многие его герои, включая Григория и Ивана Алексеевича, приветствует идею
равенства. Если Пантелей Прокофьич гордится
своими сыновья ми офицера ми и особенно Григорием, который, как генерал, командует дивизией, то
Подтелкова он не может признать во главе Донского края, поскольку тот по чину
всего лишь вахмистр* Григорий же, еще во
время призыва в армию столкнувшийся с брезгливым отношением к нему врачей и офицеров, а потому чувствующий себя
совершенно чужим среди тех, к кому он по чину принадлежит, так и не смиряется с социальным расслоением, высказывается против «ученых людей* и «господ», которые «спутали* таких простых людей, как он. Особенно показательно его столкновение с генералом Фицхелауровым, от которого он требует отношения к нему как к такому же командиру дивизии. Потому-то Григорий, по выражению командующего повстанческой армией Кудинова, «недоделанный большевик». Но тот же Кудинов, в сущности, признает воздействие революции на народную психологию: «Гордость в народе выпрямилась* .Казак-рабочий Иван Алексеевич Котляров
и вовсе сияет, побывав у председателя окружного
ревкома: «Вошел к нему в кабинет.
Он норучкался со мной и говорит: «Садитесь, товарищ*. Это окружной! А раньше как было? Генерал-майор! Перед ним как стоять надо было? Вот она, наша власть-любушка! Все ровные!» Однако Григорий возражает ему «по старой дружбе»: «Этим темный народ большевики и приманули... А куда
это равнение делось? Красную армию возьми: вот шли через хутор. Взводный в
хромовых сапогах, а *Ванек* в обмоточках. Комиссара видал, весь в кожу залез, и штаны и тужурка, а другому и на
ботинки кожи не хватает. Да ить это год ихней
власти прошел, а укрепятся они, — куда равенство
денется?..» И потом добавляет: «Уже ежли пан
плох, то из хама пан во сто раз хуже!» Автор тут
определенно больше на стороне Григория. «Твои слова— контра!— холодно сказал Иван Алексеевич, но глаз на Григория не поднял*. Вскоре казак, который подвез Штокмана и получил сорокарублевую керенку, заметит: «Ишь вон ты, сорок целковых отвалил, а ей» поездке, красная цена пятерик*.
Григорий не раз сознается в своей неправоте, думает об ответственности. Еще во время восстания он говорит: «Неправильный у жизни ход, и, может,
и я в этом виноватый,..» А ближе к концу романа Григорий призывает убийцу
своего брата к примирению и признает свои
«прошлые грехи*. После этого ему
снится, как перед атакой под ним
сползает седло, к его стыду и ужасу: с
Пол к пошел в атаку без него...* Можно видеть в этом символе натяжку, упрощенное объяснение того, что прежде
представало во всей сложности, объяснение,
вызванное обстановкой конца 30х
годов, когда дописывался «Тихий Дон*. Но вне политической конъюнктуры возможен и вопрос о том., полноценен ли «полк» без правдоискателя Григория Мелехова. Во всяком случае, Григорий
и вместе с ним автор не склонны безоговорочно
признавать чью бы то ни было правоту.
«Неправильный ход» жизни обусловлен явно не только шатаниями людей, подобных
Мелехову. Кончается все хоть и «огромным, сияющим»,
но «под холодным солнцем миром», с которым героя
«пока еще роднило* только маленькое существо,
сирота, напоследок взятый на руки исстра
давши мел отцом. |