Литература
Вторник, 25.04.2017, 17:38
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1108
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Декабрь » 15 » М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (1814-1841) Любовная лирика М. Ю. Лермонтова
23:11
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (1814-1841) Любовная лирика М. Ю. Лермонтова

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

(1814-1841)

Любовная лирика М. Ю. Лермонтова

В любовной лирике Лермонтова почти всегда прослеживаются автобиографические мотивы, в этом отношении она более субъективна, чем ли­рика Пушкина. Исследователи выделяют циклы стихов, посвященных Наталье Ивановой, Екатерине Сушковой, Варваре Лопухиной и др. Харак­тер любовного чувства, воплощенный в стихах Лермонтова, также отличается от «лелеющей ду­шу гуманности» пушкинских стихотворений. Ес­ли у Пушкина любовь — это светлое чувство, то у Лермонтова с самой ранней юности оно окрашено в мрачные тона.

Лирический герой его любовных стихотворе­ний — это одинокая личность, противостоящая всему миру. Он ни в чем не может найти себе уте­шения, даже в любви его преследуют измена и предательство. В стихотворении 1832 года «Я не унижусь пред тобою.,.», относящемся к Иванов­скому циклу, поэт упрекает свою возлюбленную, которую он боготворил и ради которой он «был готов на смерть и муку», в коварной измене. Ему горько оттого, что она не оценила его любовь, что сне была сначала, какою стала наконец».

В связи с мотивом одиночества и обмана б сти­хах Лермонтова появляется образ нищего, отвер­женного и презираемого всеми. В стихотворении «Нищий» 1830 года, которое принадлежит Суш-конскому циклу, жаждущий ответной любви ли­рический герой сравнивает себя с бедняком, про­сящим подаяния, чтобы не умереть с голода. Но его надежда на помощь и сострадание людей не оправдалась: кто-то в насмешку положил камень в его протянутую руку. Так, лучшие чувства ге­роя стихотворения были обмануты. Любовь, о которой он молил, оказалась ему недоступной, а сам он отвергнут своей возлюбленной.

Из юношеских увлечений наиболее глубокий след в сердце Лермонтова оставила Варвара Ло­пухина» в замужестве Бахметева. Ей посвящен ряд стихотворений, в том числе «Молитва», на­писанная в 1837 году. Лирический герой, пред­ставляющий себя «странником в свете безрод­ным», тоже нуждающимся в заступничестве, мо­лится о счастье дорогой ему женщины. Он хочет вручить ее Божьей Матери, «теплой заступнице мира холодного»« Герой просит «окружить счас­тием душу достойную», дать ей «сопутников, полных внимания», «молодость светлую, ста­рость покойную». Однако этому не суждено сбыться: Варенька Бахметева умерла в возрасте тридцати шести лет, через десять лет после Лер­монтова.

В последние дни жизни Лермонтов встречался на Кавказе со своей родственницей Екатериной Быховец, напоминавшей ему Вареньку. С ней он охотнее всего разговаривал о «подруге юных дней». Оттого посвященное Быховец стихотворе­ние 1841 года начинается словами: «Нет, не тебя так пылко я люблю...» Здесь не говорится, что поэт все еще любит другую, он любит «прошлое страданье» «и молодость погибшую» свою. В от­личие от «Молитвы», в этом стихотворении, как обычно у Лермонтова, речь идет прежде всего о нем самом, о его собственных чувствах и пережи­ваниях. Прошлое для него не умерло и образ лю­бимой еще жив в памяти, хотя о «подруге юных дней», навсегда потерянной, лирический герой думает как об умершей. Он, глядя на присутст­вующую девушку, видит «в устах живых уста давно немые», а «в глазах огонь угаснувших очей». Разлука для его ранней возлюбленной оказалась подобной смерти: продолжающаяся жизнь проходит в печальном молчании, ее «очи» угасли и потеряли блеск.

За несколько месяцев до смерти, в 1841 году на Кавказе, Лермонтов написал пророческий «Сон» («В полдневный жар в долине Дагеста­на...»), Лирический герой этого стихотворения рассказывает свой сон, в котором он видит себя убитым» лежащим в долине Дагестана. Однако и в «мертвом сне? он видит «вечерний пир в роди­мой стороне», вероятно в Петербурге, хотя для сосланного на Кавказ «родимая сторона» — это уже вся Россия, На сияющем огнями вечернем балу, по контрасту с тем, что случилось в Дагес­тане, между юными женами идет веселый разго­вор о герое. Однако одна из них не вступает в этот разговор, она тоже видит сон, в котором ей снит­ся долина Дагестана, «знакомый труп», вернее труп знакомого, и рака, дымящаяся в его груди. Разделенные пространством, герой и одна из юных жен оказались близки внутренне в роковой час его кончины. Однако эта близость не прино­сит им счастья, она лишь усугубляет трагизм происшедшего. «Он теряет вместе с жизнью ее, она теряет его, и оба в грезах видят друг друга: мертвый — живую, живая — мертвого».

В 1840 году написано «Завещание» стихо­творение также об умирающем от раны в грудь офицере, дающем последние поручения боевому товарищу. Однако этот персонаж явно не из свет­ской среды, он скорее близок к Максиму Макси-мычу из « Героя нашего времени», но моложе его. Герой ничуть не идеализирован, он даже не зна­ет, живы ли его родители, потому что «писать ле­нив». вЕсли кто из них и жив», ему было бы жаль опечалить их известием о своей смерти. Не жаль лишь соседку, которая о нем и не спросит. Он хочет, чтобы его товарищ рассказал ей всю правду, «пустого сердца» жалеть не нужно: «Пускай она поплачет... / Ей ничего не значит!» Герой этого стихотворения — человек, чьей судь­бой никто особенно не озабочен. Однако он не окончательно огрубел на войне, вдалеке от дома. Характерно и его обращение к другу («брат>), и то, что он не забыл своей давней личной драмы, хотя любимая оказалась недостойной его, Лю­бовь и смерть у Лермонтова и здесь оказываются рядом. Однако внимание поэта к простому, бес­хитростному человеку другого социального кру­га свидетельствует о его гуманности, и это нечто новое в творчестве Лермонтова. Теперь он не только сам страдает оттого, что не видит рядом родной души, но и сострадает другому, также об­реченному на одиночество,

Любовь для Лермонтова всегда оставалась пре­красным романтическим идеалом, недосягаемым и противоречащим действительности. В стихо­творении «Как часто, пестрою толпою окру­жен...» 1840 года лирический герой, находясь на новогоднем балу, который не приносит ему ра­дости, вспоминает о своем прошлом, мечтает о любви. Бегство в память и в мечту — любимый романтический мотив Лермонтова-поэта. Не имея возможности полюбить ни одну из надменных и холодных светских красавиц, присутст­вующих на балу, он создает в своем воображении портрет прекрасной возлюбленной: «С глазами, полными лазурного огня...» Этот вымышленный образ, создание его мечты, целиком овладевает сердцем героя, он любит ее, думает только о ней и плачет. Но мечта — это не реальность, опом­нившись, лирический герой узнает обман, и ему хочется бросить в лицо светскому обществу «же­лезный стих, облитый горечью и злостью».

Тоска по родной душе, сопровождавшая Лер­монтова на протяжении всей его жизни, осталась неудовлетворенной. Об этом говорится в стихо­творении «И скучно и грустно...» 1840 года. Об­реченному на полное одиночество даже «в мину­ту душевной невзгоды» лирическому герою неко­му подать руку, рядом с ним нет близкого, любящего человека, способного выразить сочув­ствие и понимание, оказать поддержку. Любовь как временное чувство не приносит ему удовлет­ворения, а вечная любовь невозможна. Отто­го вся жизнь кажется ему «пустой и глупой шуткой».

Любовная лирика Лермонтова свидетельству­ет о полном разочаровании поэта в любви, кото­рая оказалась недосягаемым романтическим идеалом. Он переживает свою отверженность и одиночество, остро чувствует роковое неустрой­ство его собственной и всеобщей жизни. Эта все­общая разобщенность, трагическая безысход­ность осознаются им как непреложный закон бытия.

Просмотров: 1067 | Добавил: $Andrei$ | Теги: М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (1814-1841) Любовна | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика