Мотив слухов и сплетен
и его художественная роль в произведениях А. С. Грибоедова и Н. В. Гоголя
Мотив слухов и сплетен, присутствующий в комедии
А.С.Грибоедова «Горе от ума» и в «Мертвых душах» Н, В. Гоголя, выполняет в
них сходную
функцию^ Он является средством сатирической
характеристики изображаемого общества
и его отдельных представителей, а также играет сюжетообразующую роль.
«Горе от ума» — это комедия, в которой любовная линия
переплетается с сатирическим изображением
московского дворянства первой четверти
XIX века.
Мотив сплетни здесь связан с жанром пьесы: в «общественной* комедии он характеризует
московские нравы и помогает разрешению социального конфликта.
Отличительной чертой дворянского общества, особенно
московского, в котором царил дух семейственности
и все друг про друга знали, было распространение
слухов» толков, вестей, которые переносились из дома в дом. Они
циркулировали в обществе, как кровь
циркулирует в организме. Сплетничали,
а порой и злословили даже о незнакомых
людях. Скалозуб рассказывает «весть* «о
какой-то* княгине Ласовой, упавшей с лошади и сломавшей два ребра.
Татьяна Юрьевна, с которой Чацкий даже не
был знаком лично, вернувшись из Петербурга» распространяется о его связи с министрами, а затем разрыве.
Сплетня также становится одним из средств раскрытия
сатирических характеров в комедии и отношение персонажей к ней — одиниз критериев, по которым можно оценивать их характер. Фамусов боится разговоров о себе и о своей семье,
он постоянно вспоминает княгиню
Марью Алек-севну, опасаясь, что эта
влиятельная дама может осудить его. О страхе перед пересудами свидетельствует
и его фамилия, в основе которой латинское
слово «:Гата* — молва. Сам же он охотно
поддерживает сплетню о Чацком. Софья не боится огласки своих огношений с Молчал и-ным: «Да что мне до кого? до них? до всей вселенной?* — и пускает сплетню о том же Чацком. Молчалин считает, что «злые языки страшнее пистолета*.
Особую, сюжетообразующую, роль в комедии Грибоедова
играет сплетня о сумасшествии Чацкого. Она связана с антитезой «ум — безумие*,
заданной уже в названии пьесы. По первоначальному замыслу предполагалось
назвать пьесу «Горе
уму». Сплетни о безумии были широко распространены в светском обществе во
времена Грибоедова. О Чаадаеве, который
является одним из прототипов
Чацкого, также ходила сплетня» что он сошел с ума. В обществе бытовала сплетня и о сумасшествии Байрона, пущенная его женой и дошедшая до России, Во фразе Загоредкого
* В горах был ранен в лоб... » видны отголоски сплетни о Якубовиче, которую он сам охотно поддерживал. Комедия Грибоедова представляет типическую для
светского общества ситуацию, и в этом
проявляется ее реализм.
Сплетня о сумасшествии в «Горе от ума» связывает
любовный сюжет и социальный конфликт, в комедии любовное сумасшествие переплетается
с социальным. Сначала в речи героев пьесы появляются реплики, в которых говорится о
безумии в любви. Чацкий говорит о себе: «От сумасшествия смогу я остеречься...* Софья
отзывается о нем с досадой: «Вот нехотя с ума свела** Молчалину
же она признается в своих чувствах: «Как во мне рассудок цел остался!*
Однако вскоре словам о сумасшествии придается
другой, менее невинный смысл. Пущенная Софьей сплетня из-за ее неприязни к Чацкому охотно
подхватывается фамусовским обществом и объединяет всех. Сплетня — это оружие борьбы,
избранное обществом, чтобы избавиться от Чацкого. Она выражает реакцию света на умонастроение
и поведение молодого человека, которое оценивается как социальное безумие. По словам Фамусова,
«ученье-- вот чума, ученость— вот причина* того, что в обществе «нынче, пуще, чем
когда», «безумных развелось людей, и дел, и мнений».
Грибоедов заставляет Чацкого дважды столкнуться
со сплетней. Он слышит, как разъезжающиеся после бала гости пытаются убедить
Реле-тилова в его сумасп!ествии. Чацкого также поражает
злость в словах людей, повторяющих в один голос нелепость о нем. В последней сцене он
узнает, что сумасшедшим его объявила Софья, которую
он любил и невозможность счастья с которой он так болезненно переживал.
Отношение к сплетне о сумасшествии Чацкого раскрывает
характеры всех персонажей. Горич сомневается в клевете на Чацкого, но не спорит, когда узнает, что это
общепризнанное мнение» Особая роль в
распространении сплетни принадлежит Загорецкому. Он переводит беседу о
причинах сумасшествия Чацкого в область
баснословных предположений, присочинив, что дядя-плут «упрятал» его в желтый дом и что Чацкий даже
посажен на цепь. Постепенно сплетня приобретает
все больший размах и доходит до гротеска.
Глухая графиня бабушка объявляет, что Чацкий стал «фармазоном», пошел «в
пусурма-ный, то есть изменил свое
вероисповедание. Аргументы в пользу
сумасшествия Чацкого, которые выдвигают Фамусов и его гости, делают их самих смешными, так как приводят факты, на самом деле доказывающие его нормальность. Чацкого же сплетня выставляет одновременно и как комического, и как трагического героя.
Мотив
сплетни связан с жанром пьесы: в «об-щественной»
комедии сплетня не только характеризует
изображаемое общество, но и помогает разрешению социального конфликта. Недаром
ее распространение среди гостей
знаменует наивысшую точку напряжения
в конфликте, возникшем между Чацким и
фамусовским обществом, В результате распространения слуха все общество отворачивается от Чацкого, и он остается в одиночестве. В развязке, наступающей вскоре после
этого, любовная и социальная линии опять соединяются,
что знаменует не только окончательный разрыв Чацкого с фамусовским
обществом, но и его разрыв с Софьей, так
как он узнает, что именно она была
источником слуха.
Традиции Грибоедова продолжает Гоголь в «Мертвых
душах*, где сплетня также становится неотъемлемой частью городской жизни, средством
создания образа центрального персонажа и движущим началом сюжета.
Все
узловые моменты композиции поэмы сопровождаются
разговорами о Павле Ивановиче Чичикове,
оценками его личности, его характеристиками
со стороны чиновников и помещиков. Завязка поэмы — появление Чичикова в
губернском городе. Однако въезд его, по
словам автора, пне произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным». Но уже визиты, которые он нанес губернским чиновникам, породили целую волну разговоров. Гоголь с протокольной точностью регистрирует все высказывания, произнесенные в адрес Чичикова. Прокурор сказал, что Павел Иванович дельный человек, жандармский полковник — что он ученый
человек, председатель палаты — что он знающий
и почтенный человек, полицмейстер — что
он почтенный и любезный и т. д. Словом, все чиновники были довольны приездом нового лица, и лестное мнение о нем держалось до тех пор, пока странное предприятие не привело в совершенное недоумение весь город. Развитие действия — это путешествие Чичикова по губернии
и скупка умерших крестьян с последующим оформлением
купчей крепости. Покупки Чичикова
сделались предметом разговоров. В городе пошли толки, мнения, рассуждения о том, выгодно ли покупать
крестьян на вывод. Иные размышляли, хорошо
ли будет крестьянам Чичикова в
южных землях без воды, не убегут ли эти крестьяне, не взбунтуются ли они и т, п. Никому в голову не пришло, что крестьян-то и нет. Кроме того, пронесся слух, что Чичиков— миллионщик. На этом благоприятные для Павла Ивановича
толки достигают кульминации: он возведен на
общественный пьедестал, с которого ему вскоре предстоит упасть, тоже в
результате слуха» Кульминация поэмы — это
отказ перепуганных чиновников общаться с ним, который произошел тоже по причине слухов, вызванных рассказом Коробочки о ее ночном госте и его требовании продать
мертвых. Развязка поэмы — отъезд Павла Ивановича из города во время похорон прокурора,
причиной смерти которого были все эти толки, мнения и слухи. Таким образом, мотив сплетен
не только служит средством характеристики губернского общества, но и является сюже-т
ообр азу ющим.
Особенную функцию мотив сплетни выполняет в создании
образа Чичикова, Для более глубокого понимания этого образа необходимо проанализировать
те слухи, которые появились вокруг его имени в губернском городе, после приезда
Коробочки.
По словам дамы, приятной во всех отношениях,
Чичиков — это романтический разбойник, «вроде Ринальдо Ринальдина»: он ночью при загадочных
обстоятельствах врывается к Коробочке. По мнению женской половины города,
целью странного предприятия Павла Ивановича был увоз
губернаторской дочки.
По словам почтмейстера, Чичиков — это капитан Копейкин,
герой Отечественной войны, инвалид, оставшийся без ноги и руки, грабивший казну.
(Почтмейстер, вероятно, забыл, что у Чичикова руки и ноги целы.) Кроме того, он
разбойник, бежавший из соседней губернии от законного
преследования, и он же делатель фальшивых ассигнаций.
Как ни странно, Чичиков — это и Наполеон, которого
выпустили с острова Святой Елены, и вот он теперь пробирается в Россию, будто бы Чичиков,
а в самом деле вовсе не Чичиков. Конечно, поверить этому чиновники не поверили, а,
впрочем, призадумались и, рассматривая это дело каждый про себя, нашли, что
лицо Чичикова, если он поворотится и станет боком, очень сдает
на портрет Наполеона. Полицмейстер, который служил в кампанию 1812 года и
лично видел
Наполеона, не мог тоже не сознаться, что ростом он никак не будет выше Чичикова и что складом своей фигуры Наполеон тоже, нельзя сказать, чтобы слишком толст, однако ж, и не так, чтобы тонок.
Далее Чичиков оказывается чуть ли не антихристом.
После уподобления незадачливого приобретателя Наполеону следует рассказ о
предсказании «одного пророка, уже три года сидевшего в остроге;
пророк пришел неизвестно откуда, в лаптях и нагольном тулупе, страшно отзывавшемся тухлой рыбой, и
возвестил, что Наполеон есть антихрист и держится на каменной цепи, за шестью
стенами и семью морями, но после разорвет
цепи и овладеет всем миром *.
Таким образом, используя самые невероятные домыслы,
в которых, казалось бы, нет никакой логики. Гоголь создает образ нового человека, появившегося в русской действительности. Он и дух зла, и светский человек, и воплощенный эгоист
— рыцарь наживы, и благородный разбойник,
который грабит, как и Копейкин, лишь казну. Соединяя все эти качества в
одном лице. Гоголь одновременно их
пародийно снижает. Однако дело не
ограничивается лишь пародией: Гоголь
неоднократно подчеркивал, что обыденное и ничтожное зло страшнее, чем
величественное. Чичиков— антизлодей,
антигерой, антиразбойник. Он
человек, лишенный признаков, «ни толстый,
ни тонкий», и оказывается истинным антихристом,
тем, кому предстоит завоевать весь свет. Этот образ характерен для
времени, когда порок перестал быть героическим, а зло — величественным.
Знаменуя
собой начало культуры и начало денег,
обмана, плутней и разбоя, Чичиков, как пишет Ю. М, Лотман, сохранил лишь безнадежную прозу авантюризма ради денег, И все же его связь с разбойником самая глубокая и органичнал.
Не случайно фамилия Копеикина невольно ассоциируется с основным лозунгом его жизни, тем
завещанием, которое он получил от отца: «Копи копейку».
Однако персонаж вставной новеллы Гоголя не простой
солдат, а капитан» то есть человек, имевший право на личное дворянство, героически сражавшийся
во время войны 1312 года. Капитан Копейкин, герой антинаполеоновских войн, и
сам Наполеон — это две фигуры, в совокупности характеризующие героик о-романтическую эпоху
1812 года. Синтез и пародийное измельчание этих образов в поэме Гоголя
порождают «героя копейки» Чичикова, как бы показывая, что наполеоновская
эпоха, оставившая после себя воспоминания о военной славе и подвигах, и денежный
век, с его «героем копейки», готовым на все ради наживы, связаны как два звена одной цепи.
Такова функция мотива слухов и сплетен в произведениях
А. С. Грибоедова и Н. В. Гоголя, благодаря которой обоим писателям удалось создать
полнокровные реалистические произведения, достоверно отражающие реальную
жизнь. |