Литература
Воскресенье, 30.04.2017, 21:48
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1111
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Январь » 13 » Н.А. НЕКРАСОВ (1821-1877) Народ, родина, поэт в лирике Н. А» Некрасова
22:27
Н.А. НЕКРАСОВ (1821-1877) Народ, родина, поэт в лирике Н. А» Некрасова

Н.А. НЕКРАСОВ

(1821-1877)

Народ, родина, поэт в лирике Н. А» Некрасова

Н. А. Некрасов, в отличие от других русских поэтов, наиболее правдиво умел говорить от лица русского народа, от лица трудящихся масс. Так случилось, что поэт, принадлежавший к дворян­ской среде, порвал со своим классом, возненави­дел все то, чему служили поколения его предков, и на всю жизнь ушел «в стан погибающих за ве­ликое дело любви».

Этому во многом способствовали детские и юношеские годы, проведенные поэтом в имении его отца Грешневе. Переживания этого времени описаны в стихотворении «Родина», напечатан­ном в 1846 году в альманахе «Петербургский сборник». Под словом «родина»« здесь имеется в виду не только деревня его отца, но и вся Россия — «большая» родина поэта.

Воспоминания детства, проведенные в родном доме, тяжелы: отец поэта предстает крепостни­ком, развратником, семейным тираном, мать — прекрасной безропотной страдалицей, безвре­менно сошедшей в могилу, и теперь словно бы ее призрак бродит здесь:

Вот темный, темный сад,.. Чей лик в аллее дальний

Мелькает меж ветвей, болезненно-печальный? Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!

Мать поэта, Елена Андреевна, мечтательная, кроткая женщина, очень страдала в замужестве, Она была человеком высокой культуры, а ее муж был невежественный, сварливый и грубый. Не­счастная, глубоко оскорбленная женщина в сво­ей семье чувствовала себя как в тюрьме. Бывали такие дни, когда она, играя на рояле, целыми ча­сами плакала и пела о своей горькой неволе. Ее трагический образ увековечен Некрасовым не только в стихотворении «Родина», но и во мно­гих других. Поэт утверждал, что именно страда­ния матери побудили его написать столько сти­хов, протестующих против угнетения женщин.

Размышляя над годами своей юности, он не находит в своих воспоминаниях ничего отрад­ного:

Но все, что жизнь мою опутав с первых лет, Проклятьем на меня легло неотразимым, — Всему начало здесь, в краю моем родимом!..

В конце стихотворения он со злорадством ви­дит запустение этого «дворянского гнезда», потому что в доме его отца всем жилось плохо, и лишь отец, названный палачом, «свободно и ды­шал, и действовал, и жил».

В 1839 году Некрасов вместо того чтобы посту­пить в военную школу, куда направил его отец, поступил в Петербургский университет вольно­слушателем. Узнав об этом, отец рассердился и отказался высылать сыну деньги. Поэт остался в столице без всяких средств. Он часто голодал, не имел пристанища, спал в ночлежных домах, це­лую зиму ходил без пальто. Но его влекло лите­ратурное поприще, и ради того, чтобы стать ли­тератором, он обрек себя на голод и холод. Бедст­вовал он пять лет. Эта печальная молодость, «убитая под бременем труда», оказала большое влияние на все его дальнейшее творчество. Ис­пытав на себе, каково живется бедноте, в услови­ях унижения и рабства, он еще сильнее вознена­видел ее притеснителей.

В начале 1843 года в жизни Некрасова случи­лось большое событие: он познакомился с вели­ким русским критиком В. Г. Белинским. Бла­годаря их беседам Некрасов понял, что ограбле­ние трудящихся есть многовековая система, узаконенная государственным строем. Ему стало ясно, что все благополучие «сильных и сытых» основано на эксплуатации миллионов людей, за­кабаленных и крепостниками-помещиками, и буржуазией. Слушая Белинского, поэт по-ново­му прочувствовал впечатления детства, вспом­нил деспота-отца и страдалицу-мать, вспомнил горькую жизнь крестьян и решил посвятить все свое дальнейшее творчество борьбе за народное счастье.

Поэт вполне разделял эту веру Белинского в чудотворные силы народа, в огромность его исто­рических судеб. Не раз повторял он в поздней­ших стихах, что русский народ — богатырь и что революционное служение народу есть наш пат­риотический долг:

Иди в огонь за честь отчизны, За убежденье, за любовь... Иди и гибни безупречно. Умрешь не даром: дело прочно, Когда под ним струится кровь...

Белинский первый пробудил это революцион­ное сознание в Некрасове. Он помог Некрасову найти самого себя, и после встречи с ним творче­ство молодого поэта определилось раз и навсегда. Поэт до конца жизни остался благодарен учите­лю и всегда вспоминал те уроки, которые полу­чил от него. Свое преклонение перед ним и его жизненным подвигом Некрасов выразил в та­ких произведениях, как «Памяти приятеля», «В» Г, Белинский», «Кому на Руси жить хо­рошо» и в следующем отрывке из «Медвежьей охоты»:

Учитель! перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени!

<...>

Ты нас гуманно мыслить научил, Едва ль не первый вспомнил о народе, Едва ль не первый ты заговорил О равенстве, о братстве, о свободе...

«Свобода, братство и равенство» были лозун­гом французской революции 1789 года. Этими словами Некрасов попытался высказать в под­цензурной печати, что Белинский учил его рево­люционной борьбе.

Другим учителем Некрасова был Н. В. Гоголь, которого, как и Белинского, поэт считал «народ­ным заступником», обличителем полицейско-са-модержавного строя, «великим вождем» страны «на пути сознания, развития, прогресса»» У Некрасова есть  стихотворение о  Гоголе,  которое кончается такими строками:

Со всех сторон его клянут, И, только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он — ненавидя!

«Любить, ненавидя» — этому научился Не­красов у своих великих наставников.

В конце 1846 года лучшие литературные си­лы, объединенные ненавистью к «проклятой рас-сейской действительности», сосредоточились в журнале «Современник», который Некрасов вместе с писателем И, И. Панаевым начал изда­вать при поддержке друзей. В «Современник» перешел и Белинский. Но в начале 1848 года, когда правительство Николая  испуганное крестьянскими восстаниями и революцией во Франции, приняло полицейские меры для борь­бы с прогрессивными идеями, издание передо­вого журнала стало делом почти невозможным. Наступила эпоха цензурного террора, «Темная, семилетняя ночь пала на Россию», — писал Гер­цен. Под гнетом цензуры журнал был вынужден временно ослабить свои боевые тенденции. Одна­ко Некрасов продолжал писать гражданские сти­хи, например «Вчерашний день, часу в шес­том».». Они оставались в рукописи, и поэт даже не пытался печатать их, так как знал, что цензу­ра их запретит»

Некрасовский «Современник» воспрянул в 1855 году, когда поражение в Крымской войне обнаружило слабость кнутобойной монархии и несокрушимую силу простого народа. Нико­лай I скончался, а новое правительство Алек­сандра II вынуждено было пойти на уступки, Громко заговорили о близком освобождении крестьян. В стране оживилось общественное движение.

 С 1855 года наступил расцвет творчества Не­красова. Были написаны такие стихи, как «За­бытая деревня», «Школьник», «Поэт и гражда­нин». Он стал любимейшим поэтом демократиче­ской интеллигенции, которая именно в то «благодатное время» сделалась влиятельной об­щественной силой в стране.

Еще в начале пятидесятых годов Некрасов тяжело заболел. Болезнь поразила его горло, он лишился голоса, сильно исхудал, стал каш­лять. На душе у него было тяжело. Ему каза­лось, что его дни сочтены. Страдания поэта вы­разились в стихотворении «Умру я скоро. Жал­кое наследство...». Однако понемногу его силы восстановились, он с новой страстью вернулся к труду.

Приближалась эпоха шестидесятых годов. Еще за несколько лет до нее Некрасов пришел к убеждению, что у закабаленных крестьян, кроме явных, открытых врагов, таких как царские чи­новники, крепостники, есть еще тайные враги. Это дворяне-либералы, лицемерно объявляющие себя друзьями народа, выражающие свои чувст­ва к народу не делами, а громкими фразами. Не­красов был уверен, что путь частичных реформ, так называемый «мирный прогресс», который прославляют либералы, не только не принесет крестьянам никаких облегчений, но, напротив, сделает их рабство еще более тяжелым. Поэту было ясно, что» как бы громко ни заявляли либе­ралы о своих благожелательных чувствах к наро­ду, их народолюбие — маска, под которой они скрывают свои корыстные интересы и цели. Рез­ко отмежевавшись от представителей либераль­ного лагеря, поэт стал разоблачать реакционный характер их деятельности.

Отсюда многочисленные сатиры поэта, клеймя­щие «народолюбцев» либерального лагеря, этих

 Самодовольных болтунов, Охотников до споров модных,

Где много благородных слов, А дел не видно благородных.

В знаменитом диалоге   «Поэт  и  гражданин»

Некрасов ставил либеральных «мудрецов» на од­ну доску со «стяжателями и ворами»:

Одни — стяжатели и воры, Другие — сладкие певцы, А третьи... третьи мудрецы: Их назначенье — разговоры, —

разговоры, в которых сказывается «презренная логика» этих людей, пытавшихся высокими сло­вами о благе народа затушевать свою постыдную трусость. Борьбы с либералами Некрасов не пре­кращал до конца своей жизни. Либерал сороко­вых годов, по утверждению поэта, был еще «чес­тен мыслью, сердцем чист», но не таков он стал в более поздний период.

Весь реакционный смысл либеральных речей раскрылся Некрасову в шестидесятых годах, когда в связи с реформами Александра II обличи-тельство мелких общественных зол стало счи­таться в среде либералов великим гражданским подвигом. Пресловутая крестьянская реформа 1861 года привела либералов в восторг. Эту ре­форму они прославляли как великодушное бла­годеяние царя, якобы дарующего крестьянам свободу.

Но Некрасов, как и Чернышевский и другие революционные демократы, хорошо понимал, что эта «свобода» есть, в сущности, новая кабала для крестьян, и в противовес всем восторгам ли­берального лагеря написал в том же 1861 году:

Мать-отчизна! дойду до могилы, Не дождавшись свободы твоей? —

 подлинной свободы и социальной справедливос­ти для тех, кто страдает от гнета и произвола. А об этой ложной «свободе», так громко восхва­лявшейся в либеральных кругах, Некрасов на­стойчиво спрашивал в стихотворении «Элегия»;

Народ освобожден, но счастлив ли народ?,. « В последней строфе лирический  герой этого стихотворения благословляет «сельские труды», шлет проклятия народному врагу, молится за «друга» и поет:

И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы, И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, И лес откликнулся... Природа внемлет мне, Но тот, о ком пою в вечерней тишине. Кому посвящены мечтания поэта, — Увы! не внемлет он и не дает ответа...

У разных поэтов, например в «Пророке» Лер­монтова или «Эхе» Пушкина, варьируется сход­ный мотив: пророк или проповедник, певец или поэт заворожил природу, которая благодарно прислушивается к нему или откликается на его песню, а вот живые люди, к которым он обраща­ется, глухи, невосприимчивы к его вдохновенно­му слову. Некрасов, как видно, подключается к этой традиции. Заключительная же строка пря­мо перекликается с концовкой 1-го тома «Мерт­вых душ» Гоголя: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа».

Сороковые — семидесятые годы XIX века — время, когда работал Некрасов, были годами тя­желой борьбы за интересы народа, потребовав­шей от поэта напряжения всех сил и гражданско­го мужества. Именно Некрасов сумел уловить глубинные процессы, происходящие в русском обществе, и поставить в своих стихах проблемы, имеющие общечеловеческое значение. В этом за­ключается подвиг Некрасова как поэта.

Просмотров: 247 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Родина, поэт в лирике Н. А» Некрасова, Н.А. НЕКРАСОВ (1821-1877) Народ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика