Литература
Пятница, 19.04.2024, 02:41
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1345
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Декабрь » 15 » Образ поэта в лирике М. Ю. Лермонтова
23:13
Образ поэта в лирике М. Ю. Лермонтова

Образ поэта в лирике М. Ю. Лермонтова

Образ поэта занимает особое место в лирике Лермонтова. Обращаясь к традиционной в рус­ской литературе теме поэта и поэзии, он создает художественный образ, отражающий действи­тельность 30-х годов XIX века с ее трагическими противоречиями ^наружного рабства» и стремле­нием к «внутреннему освобождению».

Следуя традиции Пушкина, Лермонтов гово­рит об уникальности личности поэта и его при­звания, а также о его трагическом бытии. В сти­хотворении «Нет, я не Байрон, я другой..,» 1832 года лирический герой осознает себя из­бранником. Однако осознание этого избранниче­ства у Лермонтова не сопровождается чувством радости и ликования, как в ранних стихотворе­ниях Пушкина. Оно омрачается предчувствием неизбежных страданий, связанных с выполнени­ем поэтической миссии. В этом стихотворении также появляется мотив изгнания и пророческое предсказание собственной безвременной кончины.

Поэт Лермонтова, как и поэт Пушкина, верит, что на земле он выполняет поручение, возложен­ное на него самим Богом, что его назначение в современном обществе— быть пророком. Биб­лейские пророки, водимые Божьим Духом, про­возглашали истину, и Бог имел возможность го­ворить их устами. Лермонтовское стихотворе­ние «Пророк» 1841 года сюжетно продолжает одноименное стихотворение Пушкина. Получив дар всеведения и поручение от Всевышнего -аглаголом жечь сердца людей», поэт-пророк, верный своему призванию, начинает «провозглашать любви и правды чистые ученья». Однако люди полностью отвергают его слово, побивают его камнями, и он вынужден покинуть человеческое общество и удалиться в пустыню. Так, используя легенду, Лермонтов говорит о трагическом про­тиворечии, возникшем между поэтом и общест­вом, в котором он живет. Поэт как личность обречен на одиночество, непонимание и даже гибель.

В стихотворении «Смерть поэта», написанном в 1837 году по поводу кончины Пушкина, Лер­монтов показал реальную судьбу русского поэта, пережившего гонения, злобные насмешки свет­ской толпы, предательство и раннюю смерть. В последних строках этого стихотворения гово­рится, что истинным убийцей поэта, направляв­шим руку стрелявшего, был высший свет, вер­нее, та его часть, которая была непосредственно приближена к трону царя. Это они стали палачами «Свободы, Гения и Славы».

Собственные горестные переживания трагиче­ской неразрешимости конфликта между поэтом и светским обществом Лермонтов воплощает в стихотворении «Как часто пестрою толпою ок­ружен...» 1840 года. Лирический герой этого стихотворения — поэт, осознающий себя совер­шенно чужим в толпе, веселящейся на бал-мас­караде. Его окружают «образы бездушные лю­дей, нриличьем стянутые маски», лишенные внутреннего содержания, человеческого тепла, любви, сочувствия» Его протест против этого об­щества выражается в желании «смутить весе­лость их», бросив им в лицо «железный стих, об­литый горечью и злостью».

Лермонтовский поэт — это романтический бунтарь, гордая, одинокая личность, противо­стоящая толпе и страдающая от невозможности гармонических отношений с окружающим ми­ром. Он чувствует себя одиноким не только в све­те, но и среди своих сверстников. Итогом фило­софских раздумий поэта о состоянии современно­го общества и судьбе его поколения явилось стихотворение «Дума» 1840 года- В числе недос­татков и даже пороков, в которых Лермонтов об­виняет свое поколение» упоминаются бездейст­вие и бесплодие, равнодушие к добру и злу, раб­ская покорность перед властью, отсутствие высоких идеалов. Однако поэт не исключает себя из числа тех, кому он выносит свой приговор. Употребляя местоимения «мы», «нас», он тем са­мым признает, что разделяет все недостатки по­коления, к которому он принадлежит.

Размышляя о состоянии, в котором оказалась поэзия после смерти Пушкина, Лермонтов при­знает, что она не всегда оставалась верной своему высокому призванию. В стихотворении «Поэт» 1838 года появляется образ осмеянного поэ­та-пророка, променявшего «на злато» дарован­ную ему свыше власть. Соблазнившись земным благополучием, увлеченный «блестками и обма­нами», поэт утратил свое влияние на общество, а его слово потеряло силу воздействия на сознание людей. Вместо того чтобы быть боевым оружием, оно превратилось в безвредную игрушку, подоб­но кинжалу, ставшему со временем украшением в богатом доме. В конце стихотворения, несмот­ря на долю скептицизма, Лермонтов выражает надежду» что современный поэт вновь станет тем, кому свет когда-то «внимал в немом благого-венье», что он вернет былую власть и уважение людей к его «пророческой речи».

Несмотря на трагическое одиночество, лер­монтовский поэт все же полон желания обрести утраченную цельность мироощущения и соеди­ниться с окружающим миром» Переживание гар­монии он часто достигает к общении с природой.

 В отличие от человеческого общества, где царит злоба, тщеславие, гордыня, в природе все по­слушно воле Творца, все находится во взаимном общении и любви» В стихотворении «Выхожу один я на дорогу».,» 1841 года лирический герой преодолевает душевную боль, страдание, приоб­щаясь к покою и благости, царящей во вселен­ной, В редкие минуты просветленного сознания он счастлив, соединив небо и землю, преодолев трагическую разорванность земного мироощуще­ния, В стихотворении «Когда волнуется жел­теющая нива...» 1837 года поэт освобождается от тревоги в душе, чувствует себя счастливым на земле и может созерцать Бога в небесах. Лермон­товский поэт, как и поэт Пушкина, тоже «сын небес», томящийся на земле и тоскующий по не­бесным звукам. Однако небесное и земное в ли­рике Лермонтова противопоставлены более рез­ко, чем у Пушкина.

В поздний период творчества одним из воз­можных путей преодоления конфликта поэта с обществом становится его обращение к народной стихии. В стихотворении «Родина» 1841 года он говорит о любви, которая связывает его с родной землей, отчизной. Эту любовь он называет стран­ной, не соответствующей общепринятым пред­ставлениям. Особенность лермонтовской любви к родине в том, что она носит демократический ха­рактер. Поэту доставляет наслаждение созерцать стихию народной жизни, погружаться в ее глу­бину. В стихотворении «Бородино», написан­ном в 1837 году и посвященном двадцатипяти­летнему юбилею победы над Наполеоном» поэт воссоздает портрет героического поколения бога­тырей 1812 года и противопоставляет их своим современникам. Повествование о славных собы­тиях народной войны он поручает простому сол­дату, рядовому участнику Бородинского сраже­ния, подчеркивая его мужество, самоотверженность, готовность жертвовать жизнью ради оте­чества.

Противостояние поэта и общества, воплощен­ное в лирике Лермонтова, оказалось неразреши­мым. Обреченный на страдания в течение своей жизни, он, как и Пушкин, трагически гибнет на дуэли, оказавшись жертвой клеветы и гонений со стороны светского общества. Однако эта ги­бель утвердила те духовно-нравственные ценнос­ти» которые он отстаивал в жизни и воплотил в своей поэзии.

Просмотров: 3687 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Образ поэта в лирике М. Ю. Лермонто, Лирика, Пророк, лермонтов, образ поэта в лирике лермонтова соч | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика