Образ поэта в лирике М. Ю. Лермонтова
Образ
поэта занимает особое место в лирике Лермонтова.
Обращаясь к традиционной в русской литературе теме поэта и поэзии, он
создает художественный образ, отражающий
действительность 30-х годов XIX века с ее трагическими противоречиями ^наружного
рабства» и стремлением к «внутреннему освобождению».
Следуя традиции Пушкина, Лермонтов говорит об
уникальности личности поэта и его призвания,
а также о его трагическом бытии. В стихотворении
«Нет, я не Байрон, я другой..,» 1832 года лирический герой осознает себя
избранником. Однако осознание этого
избранничества у Лермонтова не сопровождается чувством радости и ликования, как в ранних стихотворениях Пушкина. Оно омрачается предчувствием неизбежных
страданий, связанных с выполнением поэтической миссии. В этом стихотворении также появляется мотив изгнания и пророческое предсказание собственной безвременной кончины.
Поэт Лермонтова, как и поэт Пушкина, верит, что на земле он выполняет поручение, возложенное на него самим Богом, что его назначение в современном обществе— быть пророком. Библейские пророки, водимые Божьим Духом, провозглашали
истину, и Бог имел возможность говорить их
устами. Лермонтовское стихотворение «Пророк» 1841 года сюжетно
продолжает одноименное стихотворение
Пушкина. Получив дар всеведения и
поручение от Всевышнего -аглаголом
жечь сердца людей», поэт-пророк, верный своему призванию, начинает «провозглашать любви и правды чистые ученья». Однако
люди полностью отвергают
его слово, побивают его камнями,
и он вынужден покинуть человеческое общество и удалиться в пустыню. Так, используя легенду, Лермонтов говорит о
трагическом противоречии, возникшем между поэтом и обществом, в котором он живет. Поэт как
личность обречен на
одиночество, непонимание и даже гибель.
В
стихотворении «Смерть поэта», написанном в 1837 году
по поводу кончины Пушкина, Лермонтов показал реальную
судьбу русского поэта, пережившего гонения, злобные насмешки светской толпы, предательство и раннюю смерть. В последних строках этого стихотворения говорится, что истинным убийцей поэта, направлявшим руку стрелявшего, был высший свет, вернее, та его часть, которая была непосредственно
приближена к трону царя. Это они стали палачами
«Свободы, Гения и Славы».
Собственные горестные переживания трагической неразрешимости конфликта между поэтом и светским обществом Лермонтов воплощает в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен...» 1840 года. Лирический герой этого стихотворения — поэт, осознающий себя совершенно чужим в толпе, веселящейся на бал-маскараде. Его окружают «образы бездушные людей, нриличьем стянутые маски», лишенные внутреннего
содержания, человеческого тепла, любви,
сочувствия» Его протест против этого общества
выражается в желании «смутить веселость их»,
бросив им в лицо «железный стих, облитый
горечью и злостью».
Лермонтовский поэт — это романтический бунтарь, гордая, одинокая личность, противостоящая толпе и страдающая от невозможности гармонических
отношений с окружающим миром.
Он чувствует себя одиноким не только в свете, но и среди своих сверстников. Итогом философских раздумий поэта о состоянии
современного общества и судьбе его поколения
явилось стихотворение «Дума» 1840 года- В
числе недостатков и даже пороков, в
которых Лермонтов обвиняет свое
поколение» упоминаются бездействие
и бесплодие, равнодушие к добру и злу, рабская покорность перед властью, отсутствие высоких идеалов. Однако поэт не исключает себя из числа тех,
кому он выносит свой приговор. Употребляя
местоимения «мы», «нас», он тем самым
признает, что разделяет все недостатки поколения, к которому он принадлежит.
Размышляя
о состоянии, в котором оказалась поэзия после смерти Пушкина, Лермонтов признает, что она не всегда оставалась верной своему высокому
призванию. В стихотворении «Поэт» 1838 года
появляется образ осмеянного поэта-пророка,
променявшего «на злато» дарованную ему свыше власть. Соблазнившись
земным благополучием, увлеченный «блестками
и обманами», поэт утратил свое влияние на общество, а его слово потеряло силу воздействия на сознание людей. Вместо того чтобы быть боевым оружием, оно
превратилось в безвредную игрушку, подобно
кинжалу, ставшему со временем украшением в богатом доме. В конце
стихотворения, несмотря на долю скептицизма,
Лермонтов выражает надежду» что
современный поэт вновь станет тем, кому
свет когда-то «внимал в немом благого-венье», что он вернет былую власть
и уважение людей к его «пророческой речи».
Несмотря на трагическое одиночество, лермонтовский поэт
все же полон желания обрести утраченную
цельность мироощущения и соединиться
с окружающим миром» Переживание гармонии
он часто достигает к общении с природой.
В отличие от
человеческого общества, где царит злоба,
тщеславие, гордыня, в природе все послушно
воле Творца, все находится во взаимном общении
и любви» В стихотворении «Выхожу один
я на дорогу».,» 1841 года лирический герой преодолевает душевную боль,
страдание, приобщаясь к покою и благости,
царящей во вселенной, В редкие минуты
просветленного сознания он счастлив,
соединив небо и землю, преодолев трагическую
разорванность земного мироощущения, В
стихотворении «Когда волнуется желтеющая
нива...» 1837 года поэт освобождается от тревоги в душе, чувствует себя счастливым на земле и может созерцать Бога в небесах. Лермонтовский поэт, как и поэт Пушкина, тоже «сын небес», томящийся на земле и тоскующий по небесным
звукам. Однако небесное и земное в лирике Лермонтова противопоставлены
более резко, чем у Пушкина.
В поздний период
творчества одним из возможных путей
преодоления конфликта поэта с обществом
становится его обращение к народной стихии. В стихотворении «Родина»
1841 года он говорит о любви, которая
связывает его с родной землей,
отчизной. Эту любовь он называет странной, не соответствующей
общепринятым представлениям. Особенность
лермонтовской любви к родине в том,
что она носит демократический характер. Поэту доставляет наслаждение
созерцать стихию народной жизни, погружаться
в ее глубину. В стихотворении
«Бородино», написанном в 1837 году и
посвященном двадцатипятилетнему
юбилею победы над Наполеоном» поэт воссоздает портрет героического поколения
богатырей 1812 года и противопоставляет
их своим современникам. Повествование о славных событиях народной войны
он поручает простому солдату, рядовому
участнику Бородинского сражения,
подчеркивая его мужество, самоотверженность, готовность жертвовать жизнью
ради отечества.
Противостояние поэта и общества, воплощенное в лирике Лермонтова, оказалось неразрешимым. Обреченный на страдания в течение своей жизни, он, как и Пушкин, трагически гибнет на дуэли, оказавшись жертвой клеветы и гонений со стороны светского общества. Однако эта гибель утвердила те духовно-нравственные ценности» которые он отстаивал в жизни и воплотил в своей поэзии. |