Литература
Вторник, 24.10.2017, 11:00
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1134
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Декабрь » 15 » Образ родины в творчестве М. Ю. Лермонтова
23:21
Образ родины в творчестве М. Ю. Лермонтова

Образ родины в творчестве М. Ю. Лермонтова

Тема родины проходит через все творчество Лермонтова, Воплощение этой темы в его произ­ведениях связано с художественным методом, Лермонтов — романтик, поэтому кроме конкрет­ного образа России в его творчестве появляется обобщен но-с им во л и чески и образ родины.

Трижды побывавший на Кавказе в детстве вместе с бабушкой, Лермонтов сохранил воспо­минание об экзотической красоте южных гор. «Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взле­леяли детство мое; вы носили меня на своих оди­чалых хребтах, облаками меня одевали, вы к не­бу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да об небе». В ранних стихах Лермонтов изо­бражает Кавказ как свою поэтическую родину. Стихотворение «Кавказ» 1830 года — это своего рода «сладкая песня», которую поэт поет «от­чизне своей», многократно повторяя: «Люблю я Кавказ».

Тема родины в лирике Лермонтова также свя­зана с темой поэта и поэзии. Лирический герой раннего стихотворения «Нет» я не Байрон, я другой.,.», написанного в 1832 году, осознает се­бя избранником» поэтом. Ему предстоит разде­лить судьбу, общую для всех поэтов: он беглец по воле рока, обреченный на гонения и вечные странствия. Однако он чувствует свои нацио­нальные корни, он «с русскою душой»,

Образ «малой» родины в более поздних стихах также связан с воспоминаниями детства. Поэт воскрешает в своей памяти уголок родной земли, Тарханы, где он провел годы отрочества, В стихо­творении «Как часто пестрою толпою окру­жен...» 1840 года лирический герой, оказавшись на маскараде, чувствует себя чужим среди весе­лящейся равнодушной толпы. Ему тяжело отто­го, что его окружают «образы бездушные людей, приличьем стянутые маски», неспособные на проявление человеческого тепла, сочувствия, со­страдания. Чтобы найти утешение, герой устрем­ляется мечтой в мир детства, где сосредоточено для него все самое, дорогое. Бегство в память, в мечту — любимый романтический мотив Лер­монтова-поэта. Герой стихотворения вспоминает себя ребенком, воссоздает в своем соображении отрадные для него картины детства: «высокий барский дом», «сад с разрушенной теплицей», «спящий пруд», село, «туманы над полями», темная аллея, шорох желтых листьев под но­гами. Описывая дорогую его сердцу усадьбу и окрестности имения» принадлежавшего его ба­бушке, Лермонтов следует пушкинской тради­ции, заложенной в стихотворениях «Деревня» и «Вновь я посетил.,,».

Родина — это также недосягаемый романтиче­ский идеал. В поэме «Мцыри», написанной в 1839 году, любовь к родине — это романтическая страсть, подчиняющая себе все помыслы героя» Он говорит о себе, что «знал одной лишь думы власть, / Одну, но пламенную страсть». Эта страсть «изгрызла» и «сожгла» его душу, она звала его «от келий душных и молитв» на волю, «в тот чудный мир тревог и битв». Мечта героя поэмы о родине связана с мечтой о свободе, о вольности, она ассоциируется с волей орла. Од­нако настоящая родина, родина сердца, оказыва­ется столь же недоступной для романтического героя, как самые нереальные желания. Мцыри умирает, не осуществив своей мечты.

В поздних стихах Лермонтова появляется мо­тив тоски по родине, подобный антеевскому. Ото­рванность от родины означает страдание и смерть для поэта, связь с родной землей дает ему силы жить. В стихотворении «Листок» 1841 года поэт использует образ-символ, чтобы показать, насколько тяжело он переживал гонения, на­стигшие его- Дубовый листок, оторвавшийся «от ветки родимой?, напоминает самого поэта, на­сильно разлученного с «отчизной суровой», ко­торую он любит, несмотря пи па что. Гонимый жестокою бурей, засохший и увядший «от хо­лода, зноя и горя», листок докатился до Черно­го моря, но и там ему не суждено найти себе приюта.

Одновременно поэт испытывает презрение к тем, у кого нет родины, кто не способен пережи­вать боль от разлуки с ней. В стихотворении «Ту­чи» 1840 года лирический герой подчеркивает разницу между собой, обреченным на скитания, и «вечными странниками» тучами: «Вечно хо­лодные, вечно свободные, / Нет у вас родины, нет вам изгнания».

Для Лермонтова характерен интерес к нацио­нальной истории, это объясняется стремлением найти в прошлом героические характеры, кото­рых так не хватало в современном ему обществе. В поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашни­кова» он создает образ Калашникова, связанный с романтической концепцией русского нацио­нального характера. По словам В. Г. Белинского, поэт от не удовлетворяющей его русской действи­тельности переносится в историческое прошлое, подслушивает биение его пульса, проникает в глубочайшие тайники его духа, сливается с ним всем существом своим, усваивает склад старин­ной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувств. Удалой купец, изображенный Лермонтовым, — настоящий русский богатырь, честный, отваж­ный, сильный духом, способный стоять за прав­ду до последнего.

Лермонтовская концепция русского нацио­нального характера находит свое развитие также в стихотворении «Бородино», написанном в 1837 году по поводу празднования двадцатипятилет­него юбилея Бородинской битвы. Стихотворение имеет форму своеобразного диалога поколения поэта с поколением героев 1812 года. Тринадцать из четырнадцати куплетов — монолог старого солдата о Бородинском сражении — начинаются характерным для Лермонтова противопоставле­нием нынешнего поколения предыдущему: «Да, были люди в наше время / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри— не вы!» В стихотворении звучит «жалоба на настоящее поколение» дрем­лющее в бездействии, зависть к великому про­шедшему, столь полному славы и великих дел», Пафос стихотворения героический, появляются мотивы патриотизма, раскрывается русский на­циональный характер с его готовностью постоять головою «за родину свою». Лермонтов также по­лемизирует с концепцией славянофилов, для ко­торых народ — патриархальная масса. Для него народ — это совокупность сильных личностей.

Полемика с другими концепциями продолжа­ется в стихотворении «Родина», написанном в 1841 году на Кавказе. Это стихотворение — одно из немногих произведений Лермонтова, где пре­обладают реалистические принципы изображе­ния, в нем он также следует пушкинской традиции. Рассказывая о своей любви к родине, поэт подчеркивает, что она странная и не определяет­ся ни идеями декабризма, ни концепцией славя­нофильства, ни концепцией официальной народ­ности. Его любовь — это исключительно личное чувство, не имеющее рационального объяснения. Далее он создает образ родины, России, изобра­жая ее бескрайние просторы, увиденные как бы с высоты птичьего полета. Затем точка зрения ме­няется, и перед читателем предстает родина, уви­денная глазами путника, проезжающего в телеге по ее бесконечным дорогам. В конце стихотворе­ния поэт окунается в стихию русской жизни, на­блюдая детали народного быта, «с отрадой» отме­чая достаток в крестьянском хозяйстве: «полное гумно, избу, покрытую соломой» и «с резными ставнями окно».

Сознание неразрывной связи своей судьбы с судьбой России, с судьбой русского народа помо­гало Лермонтову преодолеть чувство трагическо­го одиночества и отверженности, придавало ему силы и мужество выдержать изгнание.

Просмотров: 3358 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Образ родины в творчестве М. Ю. Лер | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика