Литература
Вторник, 26.09.2017, 16:02
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1130
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Январь » 14 » Образ "вишневого сада» и его художественный смысл в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад»
19:48
Образ "вишневого сада» и его художественный смысл в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад»


Прекрасный сад, на фоне которого показаны герои, не понимающие хода вещей или понимаю­щие его ограниченно, связан с судьбами несколь­ких поколений — прошлых, настоящих и буду­щих. Ситуация из жизни отдельных людей внут­ренне соотнесена в пьесе с ситуацией в жизни страны — так уже было у Чехова в «Палате

•N1; 6», «Человеке в футляре», отчасти в «Трех сестрах». Многогранно символическое наполне­ние образа сада: красота, прошлая культура, на­конец, вся Россия. Одни видят сад таким, каким он был в невозвратимом прошлом, для других разговор о саде — только повод для фанаберии, третьи, думая о спасении сада, на деле губят его, четвертые гибель этого сада приветствуют.

Многие толкования «Вишневого сада» восхо­дят к первой постановке пьесы в Московском Ху­дожественном театре в 1904 году. В этом знаме­нитом спектакле на первый план выдвинулись (в блестящем исполнении К. С. Станиславского и О. Л. КнипперЧеховой) образы Гаева и Ранев­ской: так в центр спектакля оказалась постав­ленной линия дворянского оскудения, бессилия перед надвигающимся жизненным крахом. Сложными, неоднозначными характерами пред­стали прежние владельцы вишневого сада. Про­явлением высочайшей театральной культуры в игре Книппер и Станиславского было сочетание в теме «прощания с прошлым» сатирических кра­сок с лирической силой, заставлявшей сжимать­ся сердца зрителей.

Художественный театр дал пьесе лучших из возможных исполнителей ролей представителей старшего поколения. Но, несмотря на это (а мо­жет быть, именно благодаря этому), в спектакле произошло такое смещение акцентов по сравне­нию с авторским замыслом, что, как писал Че­хов, в театре игралось «положительно не то, что я написал», театр «сгубил» пьесу.

Именно этот спектакль заставил уже первых зрителей отыскивать в чеховской пьесе вариации на темы «Леса», толковать «Вишневый сад» как пьесу о «смене общественноэкономических фор­маций и культур», с иерархией персонажей по отношению к этому процессу и соответственно их авторского освещения (осуждение одних, показ

несостоятельности других, сочувствие третьим). А такая иерархичность в расположении героев противоречит тем драматическим принципам, которые Чехов утверждал в теории и отстаивал на практике в то время, когда работал над своей пьесой.

Образ вишневого сада, стук топора, возвещаю­щий о его гибели, как и «отдаленный, точно с не­ба» звук лопнувшей струны, замирающий, пе­чальный», воспринимались современниками как глубокие и емкие символы.

Чеховская символика отличается от понятия символа в художественных произведениях и тео­риях символизма. У него даже самый таинствен­ный звук — не с неба, а «точно с неба». Дело не только в том, что Чехов оставляет возможность реального объяснения («...гденибудь в шахтах сорвалась бадья.Но гденибудь очень далеко»).Происхождение звука герои объясняют, может быть, и неверно, но ирреальное, мистическое здесь не требуется. Тайна есть, но это тайна, по­рожденная причиной земной, хотя и неведомой героям или неверно ими понятой, не осознавае­мой вполне.

Вишневый сад и его гибель символически мно­гозначны, не сводимы к видимой реальности, но здесь нет мистического или ирреального напол­нения. Чеховские символы раздвигают горизон­ты, но не уводят от земного. Сама степень освое­ния, осмысления бытового в произведениях Че­хова такова, что в них просвечивает бытийное, общее и вечное.

Таинственный звук, дважды упоминаемый в «Вишневом саде», Чехов действительно слышал в детстве. Но помимо реального предшественни­ка, можно вспомнить и одного литературного предшественника. Это звук, который слышали мальчики в тургеневском рассказе «Бежин луг». Об этой параллели напоминают сходство обстановки, в которой слышится непонятный звук, и настроения, которые он вызывает у героев рас­сказа и пьесы: ктото вздрагивает и пугается, ктото задумывается, ктото реагирует спокойно и рассудительно.

Тургеневский звук в «Вишневом саде» приоб­рел новые оттенки, стал подобен звуку лопнув­шей струны. В последней пьесе Чехова в нем со­единилась символика жизни и родины, России: напоминание о ее необъятности и о времени, про­текающем над ней, о чемто знакомом, вечно зву­чащем над русскими просторами, сопровождаю­щем бесчисленные приходы и уходы все новых поколений.

В своей последней пьесе Чехов запечатлел то состояние русского общества, когда от всеобщего разъединения, слушания только самих себя до окончательного распада к всеобщей вражды ос­тавался лишь шаг. Он призвал не обольщаться собственным представлением о правде, не абсо­лютизировать многие «правды», которые на са­мом деле оборачиваются «ложными представле­ниями», осознать вину каждого, ответственность каждого за общий ход вещей. В чеховском изо­бражении российских исторических проблем че­ловечество увидело проблемы, касающиеся всех людей в любое время, во всяком обществе.

Просмотров: 1006 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Образ вишневого сада» и его художес | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика