Разговор Пилата с Афраннем
(Анализ эпизода из главы
25 части 2 романа М.А Булгакова «Мастер и
Маргарита»)
Встреча с бродячим философом, арестованным по
доносу Иуды из Кириафа, произвела на Понтия
Пилата большее впечатление, чем он этого ожидал. Внутренне затронутый проповедью Иешуа о добре и истине, прокуратор пытается совершить добрый поступок и сохранить невиновному Иешуа жизнь в надежде поселить его в Кесарии, своей резиденции. Пилату хотелось продолжить
разговор, начатый с философом.
Однако появившиеся
неожиданно для Пилата новые доказательства вины
Иешуа не позволили ему совершить задуманное.
Хотя прокуратор лично не видел опасности в
проповеди философа, он не захотел рисковать
своей должностью, зная, что донос может быть сделан
и на него. Сначала он приговаривает Иешуа к
смерти, чтобы «умыть руки о, затем безуспешно пытается добиться помилования у Каифы. Однако первосвященник оказался
непреклонным, освободив разбойника Варраввана.
Иешуа был казнен, а Пилат, терзаемый
угрызениями совести, обвинял себя в малодушии.
Не сумев спасти Иешуа и
оказавшись виновным в его смерти, Пилат
пытается хоть как-то загладить свою вину и совершить поступок, который кажется ему справедливым; отомстить предателю Иуде и подкупившему его первосвященнику
Кайфе, заинтересованному в смерти Иешуа и заплатившему за предательство. В
разговоре с Афранием, начальником
тайной службы, прокуратор выражает
желание, чтобы Иуда из Кириафа был
убит.
Однако о своем желании видеть Иуду мертвым Пилат говорит не прямо, а высказывает свою мысль намеками, оставляя за собой право при случае оправдаться, заявив, что был неправильно понят. Он просит начальника тайной службы негласно охранять предателя, мотивируя это своим
предчувствием, основанным на якобы непроверенных
сведениях, будто у казненного есть тайные друзья. Эти друзья, возмущенные чудовищным предательством, сговариваются со своими сообщниками убить Иуду ночью, а деньги, полученные им в уплату за донос, подбросить назад первосвященнику с запиской: «Возвращаю проклятые
деньги». Афраний, прекрасно понявший своего
начальника, в точности выполняет его волю.
Перед уходом Афрания Пилат вспоминает» что он был должником своего подчиненного, когда-то
заняв у него немного денег для подаяния нищим,
и отдает начальнику тайной службы кожаный мешок с суммой, намного превышавшей старый долг. Афраний охотно принимает деньги, ему ясно, что с ним щедро расплатились за очень важную
услугу.
В этой ситуации Пилат поступает в соответствии со своим пониманием добра и справедливости.
Однако совершенное им возмездие ничем не отличается
от поступка Каифы, организовавшего донос на Иешуа и заплатившего за это
тридцать сребреников. Первосвященник,
наверное, тоже думал, что он
совершает благое дело и спасает весь
иудейский народ от беды.
Желание делать добрые дела, не порывая со злом, автор Мастера и Маргариты»« считает преступным. В романе начальник тайной службы Афраний по
своим функциям тождественен Фаготу Коровьеву. Эта связь
отражается в именахперсонажей. Булгаков знал
из словаря Брокгауза и Ефрона, что изобретателем фагота был итальянский монах
Афранио. Булгаковский Афраний также напоминает одного из
современников Иисуса Христа —
благородного Афрания Бурре, занимавшего пост префекта претория Риме и руководившего городской полицией. Этот Афраний Бурре был тюремщиком апостола Павла и обращался с ним очень гуманно. Однако позже он был отравлен по приказу императора Нерона, В народе было широко распространено мнение, что этой печальной смертью он искупил свое преступное желание делать добрые дела, считаясь в
то же время со злом. |