Роль любовной интриги в романе И. Л. Гончарова
«Обломов»
Отношение к любви,
способность любить в русской литературе XIX века стали своего рода мерилом человеческой
ценности героев, их исчерпывающей характеристикой.
Проходя через испытание любовью,
личность проявляет свои сильные и
слабые стороны, закаляется и побеждает в трудных обстоятельствах. Она
или утверждает высокие жизненные ценности»
или терпит поражение, не сумев
реализовать свои положительные
качества. Такой всесторонней проверке
в романе И. А. Гончарова подвергаются все главные персонажи: Илья Ильич
Обломов, Андрей Штольц, Ольга Ильинская и
даже Агафья Пшеницына.
В центре повествования — отношения Ильи Ильича Обломова с Ольгой Ильинской. Познакомив Обломова с Ольгой, Штольц рассказал ей, как
несчастлив его друг, как гибнет в нем все доброе
от недостатка деятельности и дружеского участия. Своим рассказом он пробудил в
Ольге интерес к Обломову. Однако истинная причина их сближения была в них самих: естественность в их характерах приводила к тому, что они чувствовали
себя одиноко среди светских людей. Между
Ольгой и Обломовым развертывается роман
эмоционально напряженный и бурный. Пенье Ольги, восхищение
Обломова ее артистической красотой и природа в своей летней прелести
сопутствуют им. Увлечение, охватившее героев, обнажило лучшее из того, что было
в натуре каждого. Чистая душа Обломова, его
сердце, полное доброты, открылись
Ольге и увлекли ее. Обломов же, чуждый самодовольства, удивляется, как можно любить его, «такого смешного, с сонным взглядом и дряблыми щеками». Однако он не уступает Ольге в душевной тонкости и
также способен на высокие эмоциональные переживания.
Люди типа Обломова выдают
всю красоту и
всю слабость своей натуры через любовь к женщине, Любовь
к Ольге была самой яркой страницей
в жизни героя. Он без всякого сопротивления,
с радостью подчиняется воле своей возлюбленной, ставшей для него «путеводной
звездой». Герой хватается за любовь как за смысл существования. Однако любовь Обломова — это любовь романтикамечтателя, пушкинского Ленского; она возвышенна, восторженна, идеальна. Ее книжная природа не раз приоткрывается в романе. Такая
любовь питается мечтой о счастье, его ожиданием.
Ольга — идеал для Обломова, но идеал для него всегда
только мечта. Ольга и любима им как мечта. Попытки
реализовать мечту для таких влюбленных таят в
себе опасность потерять ее вообще.
Романтической любви противопоказано столкновение с
бытом, а ведь оно неизбежно при всякой попытке
превратить мечту о счастье в реальность.
Побуждая Обломова к действию, Ольга искушает их
любовь. Поэтому их роман с самого начала таит в
себе элемент разрушения. Кроме того, подобная
любовь оккупировала сердце не юного
Ленского, а тридцатилетнего Обломова, «душой
целомудренного юноши, а в привычках старика». Илью
Ильича угнетает сознание собственного
ничтожества. Он сомневается в своем праве любить,
быстро устает от любовных перипетий. Экзальтация
чувств легко сменяется у него апатией, восторг — разочарованием.
Первым испытанием любви стал ее счастливый венец. Обломов сделал предложение Ольге, и оно принято. Мечта романтика, готовая превратиться в реальность, сразу начинает «линять, терять радужные краски». Обломов просто испугался, «когда вникнул в практическую сторону
вопроса о свадьбе», и увидел, что это не только поэтический, но и практический шаг, связанный с выполнением строгих обязанностей. Неспособность к практическим поступкам, привычка к иждивенчеству заявили о себе.
Причина несостоявшегося возрождения Обломова, на которое надеялась Ольга, таится также и в отсутствии самостоятельного, позитивного начала в его
жизни. Все его существование оказалось
сосредоточенным только на любви и повторяло
жизнь Ольги. Его «деятельность» могла быть
охарактеризована лишь в отрицательных предложениях: не спит
днем, не бранится с Захаром, не валяется
на диване. «Ты заметь, что сама жизнь
и труд есть цель жизни, а не женщина»,—
скажет позднее Штольц своему другу, пытаясь
объяснить ему причину постигшей его неудачи.
В характере Ильи Ильича достоинства и недостатки неразрывно связаны, более того, они подчас предопределяют друг друга. «Задание» Ольги Обломов
не выполнил: он не в состоянии стать деловым, гибким. Но ведь во многом
благодаря этим качествам и существует тот
Обломов, которого полюбила Ольга.
Его неясная душа, нравственная
чистота, честность сохранились во всей пер
воз данности отчасти в силу особых «оранжерейных условий» его жизни, вдали от суеты, карьеры, добывания денег. Не ожесточившись, сохранив душу ребенка, он и в деловом отношении
остался им. Когда, по настоянию Ольги, Обломов попытался сразу включиться в деловые хлопоты, все его добрые
качества и редкие свойства обратились против него. Честность, чистота
обернулись инфантильностью, наивной беспомощностью.
Разрывом с Ольгой завершается динамическое повествование романа. Жизнь Обломова на Выборгской стороне в своей статике прямо перекликается с жизнью его на Гороховой
улице. Круг завершился — возрождение героя не состоялось.
Однако однозначность
характеристики Обломова подрывается его отношениями с Агафьей Матвеевной
Пшеницыной. Не обнаружив в себе энергии для
активной деятельности, устранившись от нарушавшей его покой жизни,
Обломов всетаки отчасти реализовал тот
природный потенциал добра и человечности, который был заложен в нем. Прожив с Агафьей Матвеевной семь лет,
он не просто оставил о себе память в сердце женщины, он вдохнул в нее душу. Из
«хозяйки» она стала человеком, личностью. Самопознание, осенившее ее у гроба мужа, резко изменило и представление Пшеницыной о мире: она поняла, что
потеряла, и это потерянное стало для нее мерилом человеческой ценности.
Слабый, пассивный, нуждавшийся в чужой воле. Обломов обладал тем талантом доброты, который
неожиданно превратил его в активную по отношению
к другим людям натуру. На его честную
и добрую душу отзывалось лучшее в них. Вызванное
им чувство оказывалось подлинно воспитывающим. Рядом с Обломовым
расцвела Ольга. Агафья Матвеевна только и
жила те семь лет, что протекли рядом с ним.
Более практичный и энергичный Штольц также не является идеалом автора, мечтавшего об одухотворенной личности, способной соединить в себе и чистоту сердечных помыслов, и действенность добра. Сердечная черствость и несостоятельность
Штольца перед высокими запросами человеческого
духа очень быстро обнаружили себя. Ему нечего сказать Ольге, обеспокоенной тревогой «мятежных вопросов» о смысле жизни. Он только предостерегает ее, говоря о возможных
суровых испытаниях в будущем.
История любви каждого из
героев романа проявляет сильные и слабые стороны их человече
скои природы» позволяет судить о степени зрелости
их личности и способности нести практическую
и нравственную ответственность за свою жизнь и жизни людей, судьба
которых связана с ними. Ни одного из героев
романа Гончарова нельзя назвать
безупречным. Мечтая о гармонии ума и
сердца, об одухотворенном бытии, писатель не находит воплощения своего
идеала ни в одном из изображенных им героев. Однако с правдивостью художник аре а л иста он изображает человеческие типы и характеры, которые можно встретить в действительности. |