Роль справедливости и правды в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
На общей системе
моральнофилософских оценок, в частности на
понимании справедливости и правды, в «Преступлении и
наказании» отразились теологические
воззрения Ф. М. Достоевского. С размышлениями о возможной
спасительной силе религии писатель дошел до конца своей творческой жизни. В «Братьях Карамазовых» он даже желал дать генеральное сражение атеизму, при этом проанализировав его социальнонравственные корни и показав неизбежность возникновения этого явления в современном неустроенном и разлаженном мире.
Справедливость и правда — это соответствие истине, или порядок, утвержденный на закон» ных и честных основаниях. V Достоевского справедливость и правда связаны
с идеей Бога, и им надо служить по их необходимой
для человека сущности. Этого пока еще не постиг практицисти атеист Раскольников, отрицающий существующий миропорядок, с его бесчеловечностью и злом, и стремящийся поставить себя по ту сторону добра и зла. С позиции веры и доверия Богу выступает Соня, отвергающая насилие как способ установить более совершенный миропорядок. То, как верит Соня и как возражает ей Раскольников, дает
материал для серьезных размышлений.
«— Так ты очень молишься Богуто, Соня? — спросил он ее. Соня молчала, он стоял подле нее и ждал ответа.
— Что ж бы я без Богато была? — быстро,
энергически прошептала она, мельком вскинув
на него вдруг засверкавшими глазами, и крепко
стиснула рукой его руку.
— А тебе Бог что за это делает? — спросил он,
выпытывая дальше.
Соня долго молчала, как бы
не могла отвечать. Слабенькая грудь ее вся колыхалась от волнения.
— Молчите! Не спрашивайте!
Вы не стоите!,, — вскрикнула она вдруг, строго и гневно
смотря на него»«
Позиция Сони освещена в романе светом религии, христианской веры. Раскольников же оппонирует ей с позиций атеизма. «Уж как Божий промысел замешается, так уж тут ничего не поделаешь, — угрюмо проворчал Раскольников». Главная положительная категория для Сони — справедливость. Категория строгая, ответственная. На вопрос: «Ты с Лизаветой дружна была?& — Соня знаменательно отвечает: «Да,.. Она была справедливая...» Ее безграничная привязанность к мачехе тоже основана на том, что Катерина Ивановна «справедливая, справедливая!». «Она справедливости ищет,.. Она чистаяОна так верит, что во всем справедливость должна быть, и требует,.,» Человеку, устремленному к справедливости как высшей жизненной ценности, быть пассивным не дано. И своими отношениями с Раско льни ковы м Соня полностью подтверждает эту истину. Ее любовь к нему — борьба, упорная и не прекращающаяся ни на минуту вплоть да самого его воскресения.
В этой борьбе есть
примечательная особенность: Соня вкладывает в
нее очень много энергии и горячности, однако
озлобления, ожесточения у героини нет.
Сопротивление враждебным обстоятельствам и противостоящим силам не обязательно связано с ожесточением, как доказывает Соня всей своей позицией. Наоборот, жестокость гораздо более сродни отрицаемому Достоевским злому, несправедливому миру, чем сострадание и прощение. Злоба разъединяет людей; а цель Достоевского — преодоление гибельного разобщения; она «расчеловечиваетп писатель же занят «поисками человеческого и очело
веч и ваю щегол для своих современников. Злоба — это нечто инородное, проникшее внутрь человека, и ожесточившийся в своем неприятии мира Раскольников должен преодолеть ее в себе через покаяние, то есть изменение мышления.
Именно этого добивается от Раскольникова Соня, очень простого и одновременно страшно трудного:
перешагнув через гордыню, обратиться к людям
с покаянием о соделанном и принять от
них прощение. В системе этических ценностей у Достоевского исключительно важна
одна — способность дать прощение и принять его. Это требует огромной внутренней
силы. «Для бессильных простить и
принять прощение закрыт путь любви и
радости жизни».
На этот путь я хочет
вывести Раскольникова Соня, он же упорно
отказывается от раскаяния. Те, перед кем Раскольников не хочет каяться, хозяева жизни, «властители и судии», действительно этого
не стоят: «Они сами миллионами людей изводят, да еще за
добродетель почитают. Плуты и подлецы они. Соня!., Не пойду». И сразу за этим Достоевский дает зпизод столкновения Катерины Ивановны с «генералами», от которых она
ожидала справедливости и защиты. Но Соня, как и Порфирий в последнем разговоре
с героем, обращается к нему от имени
жизни. Она видит нечто более глубокое, чем верхний слой официальной «структурый с ее правосудием. На первый взгляд здесь прав Раскольников: и генералы
— «подлецы», и убитая «старушонка» не была
«полезным» существом. Однако с позиции жизни
права простая душа Соня: «А житьто, житьто как будешь? Житьто с чем
будешь? Ну как ты с матерью будешь говорить?
<...> Ну как же, как же без человекато прожить?» Эти доводы убеждают Раскольникова пойти и покаяться перед людьми.
Эпизод покаяния на площади — один из важнейших в романе. Когда Соня говорит об этом истовом
обряде, с поклоном, поцелуем земли, который
подсказывает ей ее душа, здесь чувствуется чтото
очень древнее, народное, В ее представлении
о покаянии, безусловно, есть высшая справедливость,
но достичь ее можно, только посвятив всю жизнь добру. Как показывает вся последующая сцена, конкретному жителю сегодняшнего Петербурга, «бывшему студенту» т а не «человеку вообще», не такто легко обратиться к петербургской уличной толпе, к прохожим. Поэтому в сцене покаяния много горечи; своими мучительнокомическими подробностями она заметно перекликается с эпизодом, когда Катерина Ивановна бежит на петербургскую улицу в зеленом
драдедамовом платке вза справедливостью»«.
Не только Раскольников сейчас не такой, каким должен быть, по мысли Достоевского, истинный герой
современности, но и народ, люди тоже
пока не такие. Народ, которому поклонился
Раскольников, тоже еще должен дожить до своего
истинного «образа». Не случайно в романе два
совершенно разных человека— два «молодых
парня» из простонародья носят одно и то же имя:
Миколка, Так зовут и то обезумевшее от ожесточения
и злобы существо, которое бессмысленно
убивает кроткое животное, так же зовут и «художника»,
маляра Миколку, взявшего на себя расплату за несовершенное
им преступление, желая пострадать ради высшей
справедливости. Его возвышенный строй души поразил многоопытного ГГорфирия
Петровича. Представленный в романе народ может быть и таким, и другим; и убийцей безвинного существа, и тем, кто бесстрашно готов вынести на своих плечах тяжесть чужой вины.
Справедливость требует
наказания за преступление, и Раскольников
расплачивается сполна.
Сначала страдая от чувства разъединенности с людьми, затем искупая свою вину на каторге. Однако его страдание необходимо для последующего
воскресения и воссоединения с людьми, но на
уже ином, чем прежде, основании. К новой жизни герой воскресает благодаря
самоотверженной любви Сони, которая
спасла его от духовной смерти, как
любовь Иисуса Христа спасла от физической
смерти Лазаря и освободила его из гробницы» |