Литература
Среда, 24.04.2024, 06:31
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1345
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Январь » 14 » Роль справедливости и правды в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
19:37
Роль справедливости и правды в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Роль справедливости и правды в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

На общей системе моральнофилософских оце­нок, в частности на понимании справедливости и правды, в «Преступлении и наказании» отрази­лись теологические воззрения Ф. М. Достоевско­го. С размышлениями о возможной спасительной силе религии писатель дошел до конца своей творческой жизни. В «Братьях Карамазовых» он даже желал дать генеральное сражение атеизму, при этом проанализировав его социальнонравст­венные корни и показав неизбежность возникно­вения этого явления в современном неустроен­ном и разлаженном мире.

Справедливость и правда — это соответствие истине, или порядок, утвержденный на закон» ных и честных основаниях. V Достоевского спра­ведливость и правда связаны с идеей Бога, и им надо служить по их необходимой для человека сущности. Этого пока еще не постиг практицисти атеист Раскольников, отрицающий существую­щий миропорядок, с его бесчеловечностью и злом, и стремящийся поставить себя по ту сторо­ну добра и зла. С позиции веры и доверия Богу выступает Соня, отвергающая насилие как спо­соб установить более совершенный миропорядок. То, как верит Соня и как возражает ей Расколь­ников, дает материал для серьезных размыш­лений.

«— Так ты очень молишься Богуто, Соня? — спросил он ее. Соня молчала, он стоял подле нее и ждал ответа.

  Что ж бы я без Богато была? —  быстро,
энергически прошептала она, мельком вскинув
на него вдруг засверкавшими глазами, и крепко
стиснула рукой его руку.

  А тебе Бог что за это делает? — спросил он,
выпытывая дальше.

Соня долго молчала, как бы не могла отвечать. Слабенькая грудь ее вся колыхалась от волнения.

— Молчите! Не спрашивайте! Вы не стои­те!,, — вскрикнула она вдруг, строго и гневно смотря на него»«

Позиция Сони освещена в романе светом рели­гии, христианской веры. Раскольников же оппо­нирует ей с позиций атеизма. «Уж как Божий промысел замешается, так уж тут ничего не по­делаешь, — угрюмо проворчал Раскольников». Главная положительная категория для Сони — справедливость. Категория строгая, ответствен­ная. На вопрос: «Ты с Лизаветой дружна была?& — Соня знаменательно отвечает: «Да,.. Она была справедливая...» Ее безграничная привя­занность к мачехе тоже основана на том, что Ка­терина Ивановна «справедливая, справедли­вая!». «Она справедливости ищет,.. Она чистаяОна так верит, что во всем справедливость долж­на быть, и требует,.,» Человеку, устремленному к справедливости как высшей жизненной цен­ности, быть пассивным не дано. И своими отно­шениями с Раско льни ковы м Соня полностью под­тверждает эту истину. Ее любовь к нему — борь­ба, упорная и не прекращающаяся ни на минуту вплоть да самого его воскресения.

В этой борьбе есть примечательная особен­ность: Соня вкладывает в нее очень много энер­гии и горячности, однако озлобления, ожесточе­ния у героини нет. Сопротивление враждебным обстоятельствам и противостоящим силам не обязательно связано с ожесточением, как дока­зывает Соня всей своей позицией. Наоборот, жес­токость гораздо более сродни отрицаемому До­стоевским злому, несправедливому миру, чем со­страдание и прощение. Злоба разъединяет лю­дей; а цель Достоевского — преодоление гибель­ного разобщения; она «расчеловечиваетп писа­тель же занят «поисками человеческого и очело

веч и ваю щегол для своих современников. Зло­ба — это нечто инородное, проникшее внутрь человека, и ожесточившийся в своем неприя­тии мира Раскольников должен преодолеть ее в себе через покаяние, то есть изменение мыш­ления.

Именно этого добивается от Раскольникова Соня, очень простого и одновременно страшно трудного: перешагнув через гордыню, обратить­ся к людям с покаянием о соделанном и принять от них прощение. В системе этических ценностей у Достоевского исключительно важна одна — способность дать прощение и принять его. Это требует огромной внутренней силы. «Для бес­сильных простить и принять прощение закрыт путь любви и радости жизни».

На этот путь я хочет вывести Раскольникова Соня, он же упорно отказывается от раскаяния. Те, перед кем Раскольников не хочет каяться, хозяева жизни, «властители и судии», действи­тельно этого не стоят: «Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают. Плуты и подлецы они. Соня!., Не пойду». И сра­зу за этим Достоевский дает зпизод столкновения Катерины Ивановны с «генералами», от которых она ожидала справедливости и защиты. Но Соня, как и Порфирий в последнем разговоре с героем, обращается к нему от имени жизни. Она видит нечто более глубокое, чем верхний слой офици­альной «структурый с ее правосудием. На пер­вый взгляд здесь прав Раскольников: и генера­лы — «подлецы», и убитая «старушонка» не бы­ла «полезным» существом. Однако с позиции жизни права простая душа Соня: «А житьто, житьто как будешь? Житьто с чем будешь? Ну как ты с матерью будешь говорить? <...> Ну как же, как же без человекато прожить?» Эти дово­ды убеждают Раскольникова пойти и покаяться перед людьми.

Эпизод покаяния на площади — один из важ­нейших в романе. Когда Соня говорит об этом ис­товом обряде, с поклоном, поцелуем земли, кото­рый подсказывает ей ее душа, здесь чувствуется чтото очень древнее, народное, В ее представле­нии о покаянии, безусловно, есть высшая спра­ведливость, но достичь ее можно, только посвя­тив всю жизнь добру. Как показывает вся после­дующая сцена, конкретному жителю сегодняш­него Петербурга, «бывшему студенту» т а не «че­ловеку вообще», не такто легко обратиться к пе­тербургской уличной толпе, к прохожим. Поэто­му в сцене покаяния много горечи; своими мучи­тельнокомическими подробностями она замет­но перекликается с эпизодом, когда Катерина Ивановна бежит на петербургскую улицу в зеле­ном драдедамовом платке вза справедливостью»«.

Не только Раскольников сейчас не такой, ка­ким должен быть, по мысли Достоевского, ис­тинный герой современности, но и народ, люди тоже пока не такие. Народ, которому поклонил­ся Раскольников, тоже еще должен дожить до своего истинного «образа». Не случайно в романе два совершенно разных человека— два «моло­дых парня» из простонародья носят одно и то же имя: Миколка, Так зовут и то обезумевшее от ожесточения и злобы существо, которое бессмыс­ленно убивает кроткое животное, так же зовут и «художника», маляра Миколку, взявшего на се­бя расплату за несовершенное им преступление, желая пострадать ради высшей справедливости. Его возвышенный строй души поразил много­опытного ГГорфирия Петровича. Представлен­ный в романе народ может быть и таким, и дру­гим; и убийцей безвинного существа, и тем, кто бесстрашно готов вынести на своих плечах тя­жесть чужой вины.

Справедливость требует наказания за преступ­ление, и Раскольников расплачивается сполна.

Сначала страдая от чувства разъединенности с людьми, затем искупая свою вину на каторге. Однако его страдание необходимо для последую­щего воскресения и воссоединения с людьми, но на уже ином, чем прежде, основании. К новой жизни герой воскресает благодаря самоотвер­женной любви Сони, которая спасла его от духов­ной смерти, как любовь Иисуса Христа спасла от физической смерти Лазаря и освободила его из гробницы»

Просмотров: 7231 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Роль справедливости и правды в рома | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика