Литература
Суббота, 20.04.2024, 03:29
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1345
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Январь » 14 » С. А. ЕСЕНИН (1895-1925) Мотивы одиночества и тоски в лирике С. А. Есенина
22:20
С. А. ЕСЕНИН (1895-1925) Мотивы одиночества и тоски в лирике С. А. Есенина
С. А. ЕСЕНИН
(1895-1925)
Мотивы одиночества и тоски в лирике С. А. Есенина
Мотивы тоски и одиночества появились в лирике Сергея Есенина после пережитого им краха
революционных иллюзий. В 1920 году он пришел к выводу о том, что революционные потрясения не дали России долгожданного рая, а реальный социализм «без мечтаний» умерщвляет все живое, в том числе и личность. Из его творчества ушли утопии о религиознореволюционном преображении России, появились мотивы утекания, увядания жизни, отрешенности от совре¬менности, а в сознании лирического героя проявилась внутренняя оппозиционность самого поэта.
Лирический герой его стихов, написанных после пережитого им кризиса, — это уже не юно¬ша, воспринимающий мир вего гармонической
целостности как земной рай, а чаще всего поэт, воспевающий обреченный, уходящий в небытие, но дорогой ему мир деревни. В стихотворении 1920 года аЯ последний поэт деревни...» мотив одиночества получает свое выражение в слове «последний». Лирический герой здесь, действи¬тельно, единственный и последний, кто чувству¬ет одухотворенную неповторимость уходящего мира деревенской жизни. Все стихотворение звучит как прощальная обедня, панихида по Россиихраму, уходящей Руси, крестьянской культуре. Тема гибели старого мира и победы новой, «железной» культуры решается трагически. Развивается и мотив гибели лирического героя: «И луны часы деревянные / Прохрипят мой двенадцатый час». Даже ветер, справляя свой панихидный пляс, также выражает тему обреченности.
В стихотворении «По осеннемукычет сова.,,» чувство тоски связано с процессом постепенного умирания, которое касается не только неодушев-ленной природы, но и души лирического героя. Он осознает, что наступит момент, когда без него «будут юноши петь», не его «будут старцы слушать», а с поля придет другой «новый поэт». Ли¬рическому герою Есенина грустно представить этот столь любимый им мир без себя.
Логическим развитием оппозиционных настроений Есенина в лирике явился мотив изгойства. В стихотворении 1923 года «Мир таинст¬венный, мир мой древний...» возникает образ затравленного волка, зажатого охотниками в тиски облавы. Герой уподобляет себя этому отваж¬ному зверю: «Как и ты — я, отовсюду гонимый, / Средь железных врагов прохожу». Поэт также готов в «последнем, смертельном прыжке» сра¬зить своего противника, пролив его кровь.
Сергей Есенин не находит себе места в том реальном социализме, черты которого прояви¬лись после революции и Гражданской войны.

В одном из писем 1923 года он писал: «Я пере¬стаю понимать, к какой революции я принадле¬жал. Вижу только одно, что ни к февральской, ни к октябрьской, повидимому, в нас скрывался и скрывается какойнибудь ноябрь».
Мотивы драматической судьбы поэта, его оди¬ночества, покаяния, бесприютности, обманутости революцией, «мертвечины», «навек» утрачен-ной тихой жизни нашли свое выражение в сбор¬нике 1924 года «Москва кабацкая». Душа лирического героя — озорного повесы или забулдыги и хулигана — устала от мятежа и тянется к уюту деревянного дома, к миру полевой соломы. В стихотворении «Эта улица мне знакома...» его уже не привлекают дальние экзотические стра¬ны, в которых он немало странствовал. Закрывая глаза, он с тоской вспоминает свое деревенское детство, деревянный дом, «сад в голубых накра¬пах». Строки «Только ближе к родимому краю / Мне б хотелось теперь повернуть» своей проник-новенностью напоминают пушкинские «Но бли¬же к милому пределу / Мне все б хотелось по¬чивать» .
В любовной лирике этого периода переплета¬ются мотивы опустошенности, усталости и омертвелости с надеждой на возрождение через чистую любовь девушки со строгим иконным ли¬ком. В стихотворении 1923 года «Мне грустно на тебя смотреть.„» лирический герой осознает, что и он, и его возлюбленная растратили свое душев¬ное тепло, не сберегли себя «для тихой жизни, для улыбок». Им «не осталось ничего, / Как только желтый тлен и сырость», напоминающие о смерти.
В 1924 году Есенин написал стихотворение «Русь советская», в котором хотел поделиться с кем-нибудь этой грустной радостью», что он ос¬тался жив после пронесшегося над страной ура¬гана революции и Гражданской войны. Вторя
пушкинскому «Чем чаще празднует Лицей / Свою святую годовщину, / Тем робче старый круг друзей / В семью стесняется едину», Есенин начал свое стихотворение словами: «Тот ураган прошел. Нас мало уцелело. / На перекличке дружбы многих нет». Действительно, друзей уцелело так мало, что поэт ни в чьих глазах не находит себе приюта. Строящая социализм де-ревня отвергла поэта, ему тоскливо и одиноко: «Я никому здесь не знаком, / А те, что помнили, давно забыли. / И там, где был когдато отчий дом, / Теперь лежит зола да слой дорожной пы¬ли». Даже язык сограждан оказался для него чу¬жим, а в своей стране он чувствует себя как иностранец с болью осознает: «Моя поэзия здесь больше не нужна. Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен». Он увидел, что на смену его поколению пришли иные люди с некрестьянским мышлением: «Уж не село, а вся земля им мать». Пушкинский мотив встречи лирического героя с «племенем младым, незнакомым», его тема гармонии и естественной преемственности поколений решается Есениным трагически: он — иностранец в своей стране и «пилигрим угрюмый» в родном селе, юноши которого «поют другие песни».
И все же в «Стансах», написанных в том же 1924 году, признавая победу новой жизни в Рос¬сии, Есенин говорит о своем желании стать настоящим, а не сводным сыном в «великих шта¬тах СССР». В этом стихотворении, подобно Пуш¬кину, стремившемуся объединить идеал свободы с идеалом империи, Есенин делает миротворче¬ский жест в сторону власти. Однако ему, как и его великому предшественнику, не удалось гар¬монически разрешить конфликт между потреб¬ностью поэта в творческой свободе и жесткими требованиями новой власти. Подобно Пушкину, Есенин стойко переживал свою обреченность на гонения и был далек от мысли рабски смириться с ситуацией: «Я вам не кенар! / Я поэт!» Когда начались гонения на писателей» чье творчество не соответствовало большевистской идеологии, Есенин вместе с М. Волошиным» С. Клычковым, Б. Пильняком, А. Толстым, О. Мандельштамом и другими писателями подписал письмо в отдел печати ЦК РКП(б) в защиту гонимых.
Лирический герой поздних стихотворений Есенина одинок в предчувствии своей близкой смерти. Предсказание близкого ухода, прозву-чавшее в «Руси советской»: «А я пойду один к неведомым пределам, / Душой бунтующей наве¬ки присмирев», — повторяется во многих сти¬хах, что придает им ощущение глубины траге¬дии» После смерти поэта находившаяся в эмигра¬ции 3. Н, Гиппиус написала статью «Судьба Есенина», в которой заметила, имея а виду «Русь советскую»: «В стихах о родине, где от его дома не осталось и следа, где и родных частушек даже не осталось, замененных творениями Демьяна Бедного, он вдруг говорит об ощущении своей « ненужности». Вероятно, это было ощущение бо¬лее страшное: своего.,, уже «несуществования».
Избавление от разлада, конфликтности и стремление к гармонии — эмоциональный и фи¬лософский стержень поздней лирики Есенина, к какому бы тематическому направлению она ни относилась» Стремление поэта преодолеть отчая¬ние и найти гармонию выразилось & его желании без ропота принять жизнь такой, какая она есть, со всеми ее противоречиями.
Просмотров: 3022 | Добавил: Qa1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика