Литература
Суббота, 20.04.2024, 04:13
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1345
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Ноябрь » 6 » Сюжеты и образы античной мифологии
16:42
Сюжеты и образы античной мифологии

Где ты, светлый мир? Вернись, воскресни, Дня земного ласковый расцвет! Только а небывалом царстве песни Жив еще твой баснословный след.

Б царство скпзок возвратились боги, Покидая мир, который сам» Возмужав, уже йез их подмоги Может плыть по небесам.

Ф. Шиллер. Боги (Перевод М.

Люди, жившие тысячи лет назад» ощущали свою беспомощность перед окружающей их грозной приро­дой, а потому пытались объяснить происходящее влия­нием божественной силы. Разбушевавшуюся морскую стихию они связывали с действиями владыки морей По­сейдона, посылаемые на землю гром и молнии воспри­нимали как наказание разгневанного Зевса.

Создавая мифы» предания и легенды, человек пытал­ся проникнуть в тайны мировой гармонии и мирового разлада, жизни и смерти. Несмотря на наивность, фан­тастичность мифов, в них в то же время ощущалась глу­бина постижения важнейших сторон бытия и нравст­венности. Идеалы человеческой Личности того времени нашли отражение в античных мифах. Даже тогда, когда речь шла о богах, в них легко угадывалась сложная и противоречивая земная жизнь человека.

Величественные боги порой удивительно похожи на простых смертных! Они, как и люди, могли быть вели­кодушны и мстительны, добры и злы, непостоянны, ревнивы и преданны в любви. У них, как и у людей, бы­ли собственные дети, которых они строго наказывали или щедро одаривали своей божественной милостью.

Античный миф, воспевший грандиозные потрясения как в самой природе, так и в душе человека, жив и се­годня. С полным правом можно сказать, что он сущест­вует вне времени и пространства» Им живет и дышит ис­кусство многих исторических эпох и народов.

В богатом художественном наследии античности каждая эпоха черпала свои образы и идеалы, выражая в них собственное отношение к жизни. Сегодня древние боги, герои, фантастические существа спокойно и ве­личественно взирают на нас с полотен крупнейших художников мира. Они общаются с нами со страниц ху­дожественной литературы, передают нам свои чувства и мысли на языке танца, в ритмах музыкальных про­изведений. Герои античных мифов, воплощенные в кам­не и бронзе, украшают круп­нейшие города мира. В своей речи, часто не замечая этого, мы используем крылатые выражения, почерпнутые из античной мифологии. Совре­менная наука также исполь­зует имена мифологических героев в названиях химиче­ских элементов, планет Сол­нечной системы и созвездий. Выберите ясный погожий вечер и вглядитесь в звезд­ное небо. Не правда ли, оно завораживает нас своей кра­сотой и безмолвным величи­ем, А ведь вид звездного не­ба не изменился, мы видим его таким, каким он откры­вался взору людей, живших тысячи лет назад. Вот, на­пример, что рассказали нам древние греки о созвездиях
 

...Зевс, верховный олимпийский бог, был пленен красотой ним­фы Каллисто, находящейся в окружении богини охоты Артемиды. Узнав об этом, разгневанная богиня изгнала нимфу из своей свиты. А ревнивая Гера, жена Зевса, решила наказать Каллисто еще более жестокой карой. Она лишила ее человеческого облика vi преврати­ла красавицу нимфу в медведицу. Тут же ее тело покрылось шерстью, на руках появились звериные когти, а лицо превратилось в хищную пасть, из которой вырывался страшный рык. В отчаянии Каллисто бросилась бежать и скрылась от людей в чаще глухого ле­са. Долго блуждала медведица по лесам, пока не прибрела в укромную пещеру. Там она родила сына и дала ему имя Аркад, что означает «счастливый».

Не могла Каллисто в образе медведицы ухаживать за своим сы­ном, а потому Зевс позаботился о нем, отдав его на воспитание нимфе Майе — богине гор и полей. А медведица продолжала хо­дить по высоким горам день и ночь, скрываясь от охотничьих стрел.

Шло время... Аркад возмужал, стал отличным охотником. Од­нажды, когда он пас стадо, он увидел медведицу и, испугавшись, натравил на нее собак. И погибла бы Кэллис-то-медведица, не окажись рядом Зевс. Он взял ее на небо» превратив в созвездие Большой Медве­дицы. А любимую служанку нимфы» с которой она не хотела расставаться, превратил в созвездие Малой Медведицы...

Первоначально у древних греков ми­фы существовали только в устной форме* Позднее их начали записывать. Многое рассказали нам литературные произведе­ния, написанные на мифологические сю­жеты. В греческой литературе это прежде всего знаменитые «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Теогония» Гесяода, драмы Эс­хила, Софокла и Еврипида. Важнейшим произведением римской литературы яви­лись «Метаморфозы* («превращения*) Овидия. Это своеобразная мифологичес­кая энциклопедия, объединившая 246 ми­фов в 15 книгах и в более чем 12 тысячах стихов. Равной ей нет во всей античной литературе, а поэтому в дальнейшем на страницах нашего учебника большинст­во примеров будет взято именно из нее. Следует также назвать «Энеиду* Верги­лия, труды историка Геродота и археоло­га Павсания. В большинстве названных произведений созданы яркие картины, увлекательные описания, живо и легко запоминающиеся образы и сюжеты
.
 

Один и тот же миф, рассказанный раз­ными авторами, вовсе не одно и то же. Иногда его просто невозможно было узнать, так как он * обрастал* новыми героями, художественными деталями и подробностями. Наверное, этим в какой-то мере можно объяснить и различные интерпретации (толкования) од­ного и того же мифа в произведениях искусства, создан­ных в разные эпохи различными авторами.

Знакомство с произведениями искусства на мифоло­гические темы рождает сегодня множество вопросов, та­ит в себе удивительные открытия. Давайте попробуем вместе разобраться в том, что нам кажется интересным, но не всегда ясным и понятным,

Вопросы и задания

  1. Чем можно объяснить происхождение мифов'3 Можно ли утверждать,
    что в них нашла отражение земная жизнь человека? Поясните свой ответ.
  2. О каких легендах может рассказать карта звездного неба?
  3. Из каких произведений литературы можно почерпнуть знания об ан­
    тичной мифологии? Расскажите ой одном из них подробнее.

,0^

Творческая мастерская

  1. Рассмотрите карту звездного неба, на которой запечатлена область
    вокруг Полярной звезды. Именно эта ее часть хорошо видна в Северном по­
    лушарии, где мы живем. Здесь находятся созвездия Дракона, Цефея, Кае-
    сиогееи, Лебедя... Познакомьтесь с мифами, нашедшими отражение на кар­
    те звездного неба, и проездите экскурсию для своих одноклассников.
  2. Знаете ли вы, под каким знаком зодиака родились? Связан ли ваш
    знак с какой-либо мифологической легендой? Передайте ее содержание.

 

  1. Познакомьтесь с книгой Е Н. Бахтиной "Книга звезд* (М/, Интербук,
    1997) и совершите вместе с ее автором путешествие по звездному небу. Что
    нового вы узнали из нее о мифологическом происхождении названий со-
    звездий. о смысле крылатых выражений, используемых в современной ре­
    чи? Понравилась ли вам эта книга? Оформите своп впечатлений о ней в виде
    отзыва.
  2. Используя справочную литературу и издания по греческой мифоло­
    гии, объясните смысл следующие выражений: ахиллесова пята, гордиев
    узел, дамоклов ме^, мукм Тантала, панический страх и др.
  3. Названия многих цветов своим происхождением также обязаны ан­
    тичным мифам. Что вам известно об этом? Приведите примеры.

Сотворение мира

Не было мг>ря, земли и над всем распростертого неба, —

Лик был природы един ни всей широте мирозданья, —

Хаосом звали его.-.

Там, где суша была, пребывали и море и воздух.

И ни на суше стоять, ни по водам нельзя было плавать.

Воздух бил света лишен, и форм ничего не хранило.

Все еще было в борьбе» затем что в массе единой

Холод сражался с теплом^ сражалась с влажностью сухость,

Битву с весомым вело невесомое, твердое с мягким,

Овидий. С.

Как был сотворен мир? Что было источником жизни на Земле? Как появились боги и люди? Эти и многие другие вопросы задавал себе человек уже в глубокой древности. Мир представлялся ему беспорядочным на­громождением, лишенным соразмерности гармонии и красоты. Ничего, кроме ужаса и страха, он не внушал людям.

Если бы мы заглянули в словарь, то убедились бы в том, что слово «хаос» имеет греческое происхождение и переводится как «зияние», «бездна», «беспорядок». Мы и сейчас употребляем его, когда хотим подчеркнуть неразбериху и беспорядок. Как видим, первоначальное значение слова вполне соответствовало представлениям древних греков о происхождении мира. 

 Позднее возникший из Хаоса мир греки стали назы­вать Космосом, что, наоборот, означало «порядок», «мир*, «красота*. Действительно, Космос - - это упоря­доченный, совершенный и гармоничный мир. Он состо­ит из Земли, Неба и подземного царства. На Небе обита­ют боги, на Земле — обычные люди, а подземный мир населен духами умерших. Из Хаоса возникли и первые божества: Гея (Земля), Нйкта (Ночь), Эреб (Мрак), Тар­тар (Бездна) и Эрос (Любовь). Позднее из Земли роди­лись Уран (Небо) и Поит (Море). Это были природные стихии, которые определяли жизнь людей на земле.

Вот как об этом писал древнегреческий поэт Гесиод в поэме «Теогония»:

Прежде всего во Вселенной Хаос зародился, а следом Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный, Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких. И, между вечными всеми богами прекраснейший — Эрос. Сладкоистомный — у всех он богов и людей земнородных Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает. Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса,.,

Гея же прежде всего родила себе равное ширью Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных,,. Также еще родила... шумное море бесплодное, Понт. (Перевод В В Вересаева]

Итак, именно Хаос воспринимался как источник жизни, а Земля (Гея) была матерью, колыбелью мира, Вам, конечно, известны слова, имеющие этот корень: география, геометрия, геология, геодезия, геофизика, геополитика... Все они имеют отношение к Гее - - боги­не Земли, которая, согласно мифам, произвела на свет богов, титанов и людей.

Среди многочисленных детей Геи было немало чудо­вищ, многие из которых походили на змей и драконов, выползающих из земных недр. От Урана у Геи родились сторукие великаны и одноглазые циклопы, от Тарта­ра - - огромное чудовище Тифон (от греч. «смерч*, отсю­да слово «тайфун» — дующий с моря ураганный ветер) и Ехидна — чудовище в виде полуженщины и полу­змеи, ставшее воплощением двойственности характера.

Порождением Тифона и Ехидны были злой пес Кёрбер (у римлян — Цербер, собака с тремя головами), Химера (чудовище с головой и шеей львицы, туловищем дикой козы и хвостом дракона), а также Сфинкс — странное существо с женской головой, львиным телом и птичьи­ми крыльями. Именно Сфинкс задавал людям загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех»? Всем, кто не мог отга­дать ее, грозила смерть.

Двенадцать детей Геи и Урана получили название ти­танов. Старшим среди них был Океан, олицетворявший бескрайние воды, омывающие со всех сторон Землю. Младшим — Кронос (у римлян Сатурн), который ока­зался наиболее смелым среди своих братьев. Было у ти­танов еще шесть сестер, которых называли титанидами. Самыми известными среди них были Мнемозйна - - бо­гиня памяти, Фемида - - богиня правосудия.

 

Невзлюбил Уран своих чудовищных детей. Одних он стал повер­гать в недра Земли, в Тартар (отсюда фразеологическое выраже­ние «провалиться в тартарары»), а других,., пожирать. Застонала Мать-Земля Гея от такого горя. На помощь матери пришел млад-шмй сын Кронос, однажды поразивший железным серпом спящего отца. Лишился Уран сил и был повергнут в Тартар. Все его дети вскоре были ос­вобождены, а Кроносу было предложено стать властелином мира. Он и положил начало новому племеьм богов, стал править на земле и на небе­сах. Но коварный и дерзкий Кронос понимал, что собственные дети могут отомстить отцу и лишить его верховной власти, вот почему он стал прогла­тывать их, как только они появлялись на свет,

В    картине    испанского    художника Франсиско Гойи «Сатурн, пожирающий своих детей» запечатлен один из самых страшных и чудовищных сюжетов антич­ной мифологии.  С  жадностью  хищника Сатурн уничтожает то, что создано им же самим,     - пожирает одного из сыновей, Мрачный колорит картины (первоначаль-     своих детей, но это была фреска, перенесенная худож-     1820г. ником на холст), созданный сочетанием    Мадрид

 

 
 

Н. Пуссен.

Детство Юпитера. 1637г. Картинная галерея колледжа, Данич*

 

черного, белого и коричневато-зеленоватых тоноа, пере­дает слепую жестокость и бессмысленность происходя­щего. Для престарелого, почти ослепшего художника Гойи, поселившегося вдали от людской суеты, эта карти­на стала воплощением горестных наблюдений над несо­вершенством мира.

Благодаря хитрости матери, сумевшей подсунуть му­жу вместо ребенка спеленутьгй камень, удалось спас­тись одному из сыновей — Зевсу, Младенец был отдан на воспитание лесным божествам на остров Крит. Фран­цузский художник Никола Пуссен (1594—1665) за­печатлел этот сюжет в картине «Детство Юпитера». Персонажи картины свободно располагаются среди жи­вописных деревьев и скал. Одна из нимф легким движе­нием, напоминающим танец, собирает мед из древесно­го дупла. Согласно легенде, младенец Зевс был вскорм­лен козой Амалфёей, После смерти своей кормилицы Зевс в знак признательности вознес ее на небо, превра­тив в созвездие Возничего. Шкуру козы он превратил в щит (эгиду) - - знак высшей божественной власти, а рог Амалфеи в рог изобилия, обладавший волшебным свойством давать все, что пожелает его обладатель.

Возмужав, Зевс силой заставил отца вернуть на зем­лю своих братьев и сестер. Начиналась славная эра бо­гов, которым еще предстояло победить в отчаянной схватке титанов...

 

Вопросы и задания

  1. Какими были представления древних грекод о происхождении мира?
    Что об атом рассказывает этичная мифология? Какой смысл в них имели
    понятия Хаос и Космос'3
  2. Какую роль в античной мифологии играла Земля (Гея)? Что вам из­
    вестно о детях Геи и Урана?
  3. Как удалось сохранить жизнь Зевсу? Что мы узнаем о его детстве из
    картины французского художника И. Пуссена?

Творческаа! мастерская

1- Познакомьтесь с мифсм о происхождении мира. Какую роль в нем иг­рали Гея и Уран? Что вам известно о появлении титанов — богов первого по­коления (Океане, Кроносе, Фемиде)?

  1. Сатурн [Кронос) — отец верховного феческого бога Зевса <в рим­
    ской мифологии Юпитера). Как Зевс лишил власти отца и стал во главе бо­
    гов-олимпийцев?
  2. Рассмотрите картину художника И, К. Айвазовского "Хаос (Сотворе­
    ние мира)». Как в ней передан античный миф о сотворении мира? Опишите
    эту картину.
  3. Подумайте, какое значение и почему имеют а нашем языке такие сло­
    ва и словосочетания, как ехидна, цербер, яммера, сфмнкс, проваляться
    и тартарары, рог мэобндия, находиться под эгидой.

 

 
 

Химера. Бронза. IV б. до н. Национальный

И. К. Айвазовский. Хаос (Сотворение миро). 1841 г. Музей армянской культуры,

 

5. Посмотрите на бронзовую скульптуру, запечатлевшую Химеру. Со­гласно античной легенде, это устрашающее чудовище с головой льва, туло­вищем козы и хвостом дракона, извергавшее языки пламени и сеявшее страх, было умерщвлено греческим героем яэ города Коринфа Белперо-фбнтом. С помощью крылатого коня Пегаса ему удалось сразить Химеру, на­садив на кончик копья кусок свинца, который расплавился под жаром огня разъяренного чудовища. Как удалось древним мастерам передать устра­шающий вид чудовища?

Просмотров: 2484 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Сюжеты и образы античной мифологии | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика