СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕРМИНОВ
АЛЛЕГОРИЯ (греч.
— иносказание) — литературный прием или тип
образности, основой которого является
иносказание: запечатление умозрительной идеи в
предметном образе. В роли аллегории могут
выступать как отвлеченные понятия (добродетель,
совесть, истина и др.)» так и типичные явления,
характеры, мифологические персонажи» даже
отдельные лица. Так, для Лермонтова те, кто
привел к гибели Пушкина, «Свободы, Гения и Славы
палачи!». В аллегории присутствуют два
плана: образно-предметный и смысловой, но
именно смысловой план первичен: образ фиксирует
уже какую-либо заданную мысль. Поэтому
аллегорический образ, в отличие от
«самодостаточного» художественного
образа» в котором оба плана принципиально неразделимы
и равноценны, требует специального
комментариями последний либо может быть составной
частью аллегорического текста (например, басенная
мораль), либо подразумеваться. Так, в сюжете
эпической поэмы, согласно точке зрения
классицистической поэтики, персонажи
античной мифологии — не только самостоятельно
действующие лица, но и носители определенного,
закрепленного за каждым аллегорического содержания:
Минерва — мудрость, Диана — чистота, Купидон — любовь, Венера — красота. Традиционно аллегория трактуется как
однозначное иносказание: предметный план ее, как правило, легко разъясняется в категориях «добра»
и «зла». Однако как бы ни была прямолинейна
умозрительная основа аллегории» образное,
предметное ее воплощение создает дополнительные или даже новые художественные и смысловые нюансы. (Так, притчевые лев, волк, лиса ит. п. в сознании читателя уже имеют определенную репутацию и поэтому воспринимаются не только как опредмеченные аналоги отвлеченной морали» но и как «живые очеловеченные типы.) Особенно это относится к аллегориям —
олицетворениям («Безумие» Ф. Тютчева, некоторые баллады М, Лермонтова),
Аллегории, утратившие первоначальный «идейный» комментарий (например» притча о сеятеле, функционирующая в литературе вне своего истолкования в тексте Евангелия), подлежат дальнейшему «вторичному» осмыслению. В процессе
культурноисторического развития аллегорическому
истолкованию могут подвергаться не предназначенные
для такого восприятия мифологические
персонажи и представления, а также устойчивые
образы прошлых культур.
АНТИТЕЗА (от греч. — противоположение) — 1)
стилистическая фигура, основанная на резком
противопоставлении образов и понятий.
2) В современном литературоведении — обозначение всякого содержательно-значимого
контраста, хотя в отличие от него антитеза всегда
демонстрируется открыто (часто
через слова-антонимы), в то время как контраст может быть и неявным, намеренно скрытым. Так, Татьяна Ларина
размышляет в своем письме к Онегину: «Кто ты,
мой ангел ли хранитель, / Или коварный искуситель...» Как броское, эффектное украшение стиля антитеза интенсивно культивировалась в античной риторике, В литературе средних веков антитеза
смыкается с дуализмом иерархического
средневекового сознания,
реализуясь в оппозиционных парах «добро —
зло», «свет — тьма», неземное — небесное» и др. В драме и поззииклассицизма антитеза используется как эстетический и философский принцип изображения полярности
человеческой природы» который получает
наиболее полное и предельное выражение в поэтике романтизма. Для антитезы в поэзии XIX—XX вв. существен сам факт
смены одних антитез другими, знаменующий определенный сдвиг в художественном сознании поэта: «снятие »т погашение заявленной автором антитезы, при этом смысловая ее контрастность не уничтожается и не устраняется: «К добру и злу постыдно равнодушны»; «И ненавидим мы» и любим мы случайно» («Дума» М. Лермонтова); «Не отстать тебе! Я — острожник, / Ты — конвойный. Судьба одна» (М. Цветаева, из цикла «Ахматовой»); здесь антитеза включается в более сложные связи с миром
и отношения к нему.
ГЕРОИЧЕСКОЕ, или
героика, — эстетическая и этическая категория,
разновидность возвышенного (наряду с романтикой и
трагизмом), в искусстве один из видов идейно-эстетического
содержания, предполагающий мужественные, требующие подвига и самоотверженности поступки индивидуальности или масс во имя высоких целей, позитивных для общества и порой всего человечества.
Первоначально этическая, высокоморальная составляющая в героическом не была обязательной. Древние греки называли словом «герой» сына бога и
человека, полубога. Эти незаконнорожденные,
включая сильнейшего из них Геракла,
как правило, и совершали наиболее выдающиеся
подвиги ради собственной славы. Им наследовали
многие западноевропейские рыцари. Герои
русских былин чаще выступали защитниками
родины, заступниками за слабых. Однако
А. Пушкин по старинке
называл героями завоевателей Карла XII в поэме «Полтава» и Наполеона
в «Евгении Онегине», хотя и прославлял при этом не покорившийся последнему родной город Москву: «Не
праздник, не приемный дар, / Она готовила
пожар / Нетерпеливому герою». В стихотворении-диалоге «Герой» Пушкин
уже сказал устами Поэта по поводу легенды о
том, что Наполеон во время
египетского похода посетил чумной
госпиталь: «Оставь герою сердце; что же / Он будет без него? Тиран!»
Собственный поэтический труд во имя добра
он, по сути, считает героическим деянием, которое всегда будет ценимо
народом не меньше, а даже больше увековеченных
исторических свершений прошлого («Я памятник
себе воздвиг нерукотворный. .. » ). Раньше героями считались лишь великие государственные мужи, полководцы да наиболее отличившиеся воины, В стихотворении «Бородино» М. Лермонтова
впервые солдатская масса предстала коллективным
героем, впрочем, романтически осмысленным как поколение «богатырей?, противопоставляемое
новому, слабому поколению. При этом для
рассказчика в «Бородине» будто бы вовсе
не существует мотива славы — ни личной, ни общей, — нечто совершенно немыслимое для героев былых веков.
Л, Толстой в «Войне и мире» пошел дальше, утвердил непатетическую» скромную героику, развенчал прославленных участников войны 1812 г., приписал заслуги в деле победы над захватчиками людям незаметным (Тимохину, Денисову,
партизану Тихону Щербатому и др.)» непритязательным,
обиженным вниманием вышестоящих,
наконец, вообще народу. Наполеон же
предстал антигероем, ибо героическое возвышенно, величественно, а по Толстому, «нет величия там, где нет
простоты, добра и правды» (т. 4, ч. 3, гл. XVIII). Писатель счел слово «герой» совершенно дискредитированным и не применил его к Кутузову, наделенному «народным чувством», но охарактеризовал старого полководца как раз с точки зрения героики в ее новом понимании: «Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история» (т. 4, ч. 4, гл. V).
Советское литературоведение провозглашало социалистический реализм «героическим по преимуществу». Хватало в нем и трескучей патетики. Но в «Василии Теркине» А.Твардовского, романе В. Некрасова «В окопах Сталинграда», «Судьбе человека» М. Шолохова, романе В. Гроссмана«Жизнь и судьба?, лучших произведениях последующей военной прозы» в том числе повести В. Астафьева
«Пастух и пастушка», закрепилась не
официальнопатетическая, а восходящая к Л.
Толстому непритязательная героика. Говоря о солженицынской
Матрене солидарный с автором критик В. Я. Лакшин заявлял,
что героями людей делает не только
разовый подвиг, но и подвижничество, самоотверженная
жизнь ради других, доходящая до
самозабвения. Это была попытка расширить понятие «героическое» и тем самым защитить подозрительного для литературного официоза писателя. Но в последней трети XX в. догматические установки
в искусстве были существенно потеснены довольно широким
спектром других видов идейноэстетического содержания.
В разговорной речи по традиции, идущей от изобиловавших необычными, с верх орд и парными событиями эпических и драматических произведений, «героем» называют любой персонаж или же главное действующее лицо. Например, Пушкин
представляет читателю Евгения Онегина,
именуя его с героем моего романа».
ГИПЕРБОЛА (от греч. ЬурегЬо1е — преувеличение)
— стилистическая фигура или художественный
прием, основанный на преувеличении тех или
иных свойств изображаемого предмета или явления. Например,
количественное преувеличение: в кабинете
Евгения Онегина «щетки тридцати родов / и для ногтей и для зубов». Гипербола является
художественной условностью; вводится в
художественную ткань произведения для большей выразительности; характерна для поэтики эпического фольклора, для поэзии романтизма иособенно для жанра сатиры. Есть преувеличения, заведомо рассчитанные на нарушение всякой меры: знаменитые тридцать пять тысяч курьеров, посланных за гоголевским Хлестаковым,
чтобы пригласить его управлять департаментом, или в « Необычайном приключении,
бывшем с Владимиром Маяковским летом
на даче» ав сто сорок солнц закат
пылал». Гиперболизированными бывают
характеры персонажей, когда заостряются отдельные отрицательные черты: «премудрый пискарьа Салтыкова-Щедрина «жил — дрожал, умирал — дрожал&, то есть
весь был сосредоточен на мысли о
самосохранении. Противоположная
гиперболе стилистическая фигура — литота,
преуменьшение: Молчалин льстит
Хлестовои, отзываясь о ее собаке:
«Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более наперстка»,
ГРОТЕСК (франц. итал. — причудливый) — тип художественной образности (образ, стиль,
жанр), основанный на фантастике, смехе,
гиперболе, причудливом сочетании и контрасте
фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобии и карикатуры. В
истории и теории литературы в гротеске видели
то комический прием, то сатирическое
заострение, то акцентировали в нем смелость фантастической образности.
В реалистической литературе XIX в. гротеск обрел последовательную и
острую социально-историческую ориентацию и
конкретность. Н. Гоголь прибегал к гротеску и в сатире («Нося»), и
в драматическом сюжете («Портрет»), А.
Пушкин — в трагическом («Медный всадник»).
Нарастающий пафос обличения достиг вершины в остросатирическом гротеске в «Истории одного города» М.
Салтыкова-Щедрина.
В XX в. гротеск вновь становится характерной формой искусства, включая ряд направлений, затронутых модернистским умонастроением (экспрессионизм,
сюрреализм и др.) В модернистском гротеске
совершается внезапное превращение нашего, привычного мира в чужой и
враждебный мир, в котором правит «оно» —
непостижимая и бесчеловечная сила»
«безусловная необходимость», превращающая
человека в марионетку; гротеск пронизан «страхом жизни» и сознанием
абсурдности бытия (Э. Ионеско, С. Беккет, Дж.
Барт). Мотивы модернистского гротеска присутствуют в творчестве ряда
крупных художников XX в., гротескный мир которых в целом, однако, не
исключает реалистического начала («Превращение» и
«Процесс» Ф. Кафки, пьесы Л. Пиранделло),
«Реалистический» гротеск (Г, Уэллс, К. Чапек, Б,
Брехт, Дж. Келлер), оставаясь преимущественно
однонаправленным и острообличительным,
тяготеет к философскому обсуждению внутренних
духовных и социальных коллизий XX в,
В советской литературе гротеск получает различное наполнение в сатирических комедиях В. Маяковского («Клоп», «Баня»), пьесах-сказках Е. Шварца («Дракон», «Голый король»), романе М,
Булгакова «Мастер и Маргарита». Как элемент
стиля, заостренный комический прием
гротеска характерен для ряда комических жанров (памфлета, фарса, фельетона).
деталь
художественная (от франц. —подробность,
мелочь), выразительная подробность б произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку, К художественной детали относят преимущественно предметные подробности в широком понимании: подробности быта, пейзажа» портрета, интерьера, а также жеста, субъективной реакции, действия и речи (речевая характеристика), Первоначально
художественная деталь осознавалась как
средство изображения (описания) объемности,
конкретности предметного мира и служила
гарантией жизненной достоверности и художественной правды. В дальнейшем
эстетические функции детали усложнились,
хотя «верность деталей» осталась
одним из признаков классического реализма XIX в. В зависимости от конкретной ситуации деталь может быть уточняющей, проясняющей и
обнажающей замысел писателя» но она
может быть и смысловым фокусом,
конденсатором авторской идеи, лейтмотивом произведения (у А. Чехова);
частный случай такого рода — создание
одновременно реалистической и
символической детали.
Художественные детали бывают выделенными, демонстрирующими собственную значимость в художественном
единстве целого — у Н. Гоголя, Л. Толстого (которые как бы «пристают к читателю
« с художественной подробностью) и структурно
нейтральными, неприметными, уходящими и уводящими в подтекст— у Чехова (широко использующего разные виды детализации, включая созданный им тип «случайных» деталей»). С точки зрения стилистической окрашенности и по своему предметному содержанию детали бывают эффектными, экзотическими
(В.Катаев,
Ю. Олеша) и сдержанными, «скромными»,
даже тривиальными (И. Гончаров).
Нередко детали менее экспрессивные и менее характерные называют просто «подробностями», обычно они выступают как относительно нейтральные и
одномоментные « строительные» элементы
художественного образа, В поэме «Кому на
Руси жить хорошо» Н. Некрасова картина быта богатого торгового села
складывается из множества явно акцентированных
автором художественных деталей и из менее
значительных, но живописных подробностей.
Понятия «художественная деталь» и
«подробность» нередко употребляются и как синонимы — для обозначения мельчайшего, неразложимого структурного элемента произведения, средства художественной характеристики (в широком смысле).
Искусство художественной
детализации зависит от
культурных традиций (страны, региона), От литературного направления, школы, жанра, индивидуального стиля
писателя. Писатели-натуралисты перенасыщали произведения множеством мелочных подробностей,
представители модернизма нередко культивировали деталь, почти не связанную с
содержательным раскрытием
художественного образа, едва соотнесенную с ним ассоциативно. Современные писатели (Ю. Бондарев, С. Антонов и
др.) отмечают возрастание роли деталей в прозе» рассматривают мастерство художественной
детализации как непременное условие писательского мастерства |