ДРАМА (греч.
— действие) — один из трех родов литературы (наряду с эпосом и лирикой).
Драма принадлежит одновременно театру и литературе: являясь
первоосновой спектакля, она вместе с тем
воспринимается и в чтении. Драма сформировалась
на основе эволюции театральных представлений:
выдвижение на первый план актеров,
соединяющих пантомиму с
произносимым
словом, знаменовало ее возникновение
как рода литературы. Предназначенная для
коллективного восприятия, драма всегда тяготела
к наиболее острым общественным проблемам
и в самых ярких образцах становилась народной;
ее основа — социально-исторические противоречия
или извечные, общечеловеческие антиномии, В драме доминирует драматизм — свойство человеческого духа, пробуждаемое ситуациями, когда заветное или насущное для человека остается неосуществленным или под угрозой.
Большинство
драм построено на едином внешнем действии с
его перипетиями (что соответствует
принципу единства действия, который восходит к Аристотелю), связанном, как
правило, с прямым противоборством героев. При этом действие либо прослеживается от завязки до развязки, захватывая большие промежутки времени, либо берется лишь в его кульминационном моменте, близком к развязке (^Бесприданница» А. Островского).
Классицистическая
эстетика XIX
в, абсолютизировала эти принципы построения
драмы. Рассматривая драму как
воспроизведение сталкивающихся
между собой волевых импульсов («акцийэ»
и «реакций»). В, Белинский полагал, что «...в драме не должно быть ни одного лица, которое не было бы необходимо в механизме ее хода и развития»
и что в решение в выборе пути зависит от
героя драмы, а не от события». Однако в хрониках У.Шекспира и в «Борисе Годунове» А. Пушкина единство внешнего действия ослаблено, а у А. Чехова отсутствует вовсе: здесь одновременно развертывается несколько равноправных сюжетных линий. Нередко в драме преобладает
действие внутреннее, при котором герои не столько
совершают чтолибо, сколько пережива
ют
устойчиво-конфликтные ситуации и напряженно
размышляют.
Универсальную основу композиции драмы составляет членение
ее текста на сценические эпизоды, в пределах которых один момент плотно
примыкает к другому, соседнему: изображаемое (реальное) время однозначно
соответствует времени восприятия
(художественное). Членение драмы на
эпизоды осуществляется поразному. В
«Борисе Годунове» Пушкина место и время действия меняются часто, что
сообщает изображению как бы эпическую
свободу. Европейская драма XVII—XIX вв. основывается, как
правило, на немногочисленных пространных сценических эпизодах, совпадающих с актами спектаклей, что придает показанному колорит жизненной достоверности. На максимально компактном овладении пространством и временем настаивала эстетика классицизма; провозглашенные Н. Буало «единства» сохранились до XIX в, («Горе от ума» А. Грибоедова).
В драме решающее значение имеют высказывания персонажей,
которые знаменуют их волевые действия и активное
самораскрытие, повествование же (рассказы
персонажей о происшедшем ранее, сообщения
вестников, введение в пьесу авторского голоса) является подчиненным, а то и вовсе отсутствует; произнесенные действующими лицами слова составляют в тексте сплошную,
непрерывную линию. Речь в драме и театре имеет адресацию двоякого рода: персонаж-актер вступает в диалог со сценическими партнерами и монологически апеллирует к зрителям. Монологическое начало речи бытует в драме,
во-первых, подспудно в виде включенных в
диалог реплик, не получающих отклика (таковы высказывания чеховских героев, знаменующие всплеск эмоций разобщенных
и одиноких людей), во-вторых, в виде
собственно монологов.
которые выявляют потаенные
переживания действующих лиц и тем самым
усиливают драматизм действия, расширяют
сферу изображаемого, впрямую выявляют его смысл. Соединяя диалогическую
разговорность и монологическую риторичность,
речь в драме концентрирует действенные возможности языка и обретает особую художественную
энергию,
На исторически
ранних этапах драма, преимущественно
стихотворная, широко опиралась на монологи
(излияния души героев в « сценах пафоса», высказывания вестников, реплики в
сторону» прямые обращения к публике), что сближало ее с ораторским искусством и лирической поэзией. В пору расцвета
реализма склонность героев
традиционно-поэтической драмы «витийствовать до полного истощения сил»
воспринимается отчужденно-иронически, как
дань рутине и фальши» В драме XIX в., отмеченной пристальным интересом к частной, семейно-бытовой жизни, господствует раз говор нодиалогическое начало (А.Островский, А. Чехов), монологическая риторика сводится к минимуму. В XX в. монолог возрождается в драме,
обратившихся к глубочайшим социально-политическим
коллизиям современности (М. Горький, В.
Маяковский),
Речь в драме,
предназначенная для произнесения в широком
пространстве театрального помещения,
рассчитана на массовый эффект, потенциально звучна, полноголоса, то есть
исполнена театральности («без красноречия нет драматического писателя»,
— отмечал Д, Дидро). Театр и драма нуждаются
в ситуациях, где герой высказывается
перед публикой (кульминации «Ревизора»
и «Грозы», опорные эпизоды комедий В.
Маяковского), а также в театрализующей гиперболе:
драматическому персонажу нужно больше
громких и внятно произносимых слов, нежели
того требуют изображаемые положения
(например,
публицистически яркий монолог одиноко
катающего детскую коляску Андрея в 4м акте «Трех сестер» А, Чехова). О тяготении драмы к условности образов говорил
Пушкин («изо всех родов сочинений самые неправдоподобные
сочинения драматические»). Готовность безоглядно
предаваться страстям, склонность к внезапным решениям, к острым интеллектуальным реакциям, броскому выражению мыслей и чувств
присущи героям драмы гораздо больше, чем
персонажам повествовательных произведений. Сцена соединяет в тесном
пространстве, в промежутке каких-нибудь двух часов все движения, которые даже и страстное существо может часто только пережить в долгий период жизни.
ИРОНИЯ (от греч. — притворство, когда человек притворяется
глупее, чем он есть)
— 1) в стилистике — выражающее
насмешку или лукавство
иносказание, когда слово или высказывание обретают в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его, ставящее под сомнение. Пример:
Слуга
влиятельных господ, С
какой отвагой благородной Громите
речью вы свободной Всех
тех, кому зажали рот. (Ф. И,
Тютчев)
Ирония есть поношение и противоречие под маской одобрения и согласия; явлению умышленно приписывают свойство, которого в нем заведомо
быть не может («Откуда, умная [осёл], бредешь ты голова?».И. Крылов) или
оно отсутствует, хотя по логике авторской
мысли его надо было ожидать. Намек на
притворство, «ключ» к иронии содержится обычно не в самом выражении, а
в контексте или интонации; иногда (особенно
в прозе) лишь в ситуации высказывания.
Когда ироническая насмешка становится едкой
издевкой, ее называют сарказмом.
2) В эстетике — вид комического, идейно-эмоциональная оценка. Ироническое отношение предполагает превосходство или снисхождение, скептицизм или насмешку, нарочито запрятанные, но определяющие собой стиль художественного
произведения («Похвала Глупости» Эразма Роттердамского) или организацию
образной системы (характеров, сюжета, всего
произведения, напр. «Волшебная гора»
Т. Манна). «Скрытность» насмешки, маска серьезности отличают иронию от юмора и особенно от сатиры.
Ироническое отношение реализуется весьма многообразно: с помощью гротеска (М. Салтыков-Щедрин), парадокса (А. Франс, Б. Шоу), пародии
(Л. Стерн), остроумия, гиперболы, контраста,
соединения различных речевых стилей и
т.д. Смысл иронии как эстетической категории в разные эпохи существенно видоизменялся.
КОМИЧЕСКОЕ (от греч. — веселый, смешной, веселая ватага
ряженых на сельском празднестве Диониса в Древней Греции) — смешное. Начиная с Аристотеля, существует огромная литература о комическом; трудность его исчерпывающего объяснения обусловлена, во-первых, универсальностью комического (все на свете можно рассматривать «серьезно» и о комически) а во-вторых, его природой, игровой
способностью скрываться под любой личиной.
Комическое часто противопоставляли трагическому, возвышенному, совершенному, серьезному,
трогательному, ко достаточно известны трагикомический
и высокий, серьезный и трогательный
(особенно в юморе) виды смешного. Сущность
комического усматривали в «безобразном», в «самоуничтожении безобразного», в
разрешении чегото важного в
«ничто», но чаще всего определяли
формально, видя ее в несообраз
ности, несоответствии (между действием и результатом, целью и средствами, понятием и объектом и т. д.), а также в неожиданности. Однако существуют и комические « соответствия», и нередко впечатляет как раз комическое «оправдавшегося ожидания» (суждения признанного комика, «шута», в его устах сугубо смешны).
Общую природу комического легче уловить, обратившись сначала к известному у всех народов с незапамятных времен игровому, праздничновеселому (нередко с участием ряженых), коллективно самодеятельному смеху, например в карнавальных играх. Это смех от радостной беспечности, избытка сил и свободы духа — в противовес гнетущим заботам предыдущих и предстоящих будней, повседневной серьезности и вместе с тем смех возрождающий. Этот «воскрешающий» смех, восстанавливающий силы, можно сравнить со смехом в школе во время перемены» между двумя уроками.
В синкретическом смехе потенциально или в зачаточном виде заложены многие виды комического, обособляющиеся затем в
ходе развития культуры.Это прежде всего
ирония и юмор, противоположные по «правилам
игры», по характеру личины, В иронии смешное скрывается под маской серьезности, с преобладанием отрицательного (насмешливого) отношения к предмету; в юморе — серьезное под маской смешного, обычно с преобладанием положительного («смеющегося») отношения. Среди всех видов комического юмор отмечен в принципе миросозерцательным характером и сложностью тона в оценке жизни. В юморе «диалектика фантазии» приоткрывает за ничтожным — высокое, за безумием — мудрость, за смешным — грустное, «незримые миру слезы» (Н. Гоголь).Напротив, обличительный смех сатиры, предметом которого служат пороки, отличается вполне определенным — отрицательным, изобличающим — тоном оценки. Начиная с античности (Ювенал) существует, впрочем, и не комическая сатира, воодушевляемая одним негодованием. Но именно великим сатирикам
(М. СалтыковЩедрин) нередко свойственно перемежать
серьезное (социально значительное) с алогично
забавным, абсурдным, как бы шутливо
незначительным (персонаж с « фаршированной головой» у
Салтыкова-Щедрина) — восстанавливающая
функция смеха, в которой наглядно сказывается
генетическая связь сатиры с собственно
комическим.
По значению (уровню, глубине комического) различаются высокие виды комического (величайший образец в литературе — Дон Кихот Сервантеса, смех над наиболее высоким в человеке) и всего
лишь забавные, шутливые виды (каламбур,
реализованные метафоры, дружеские шаржи
и т. п.). Для комического обычно важна чувственно
наглядная природа конкретного предмета,
игра на утрировке величины элементов (карикатура),
на фантастических сочетаниях (гротеск);
но наряду с этим остроумие (острота)» вырастая
из сравнения, строится также на сближении
далеких, более или менее отвлеченных понятий;
комический эффект при таком сопряжении как
бы играет роль доказательства.
По характеру эмоций, сопровождающих комическое, и их культурному уровню различают смех презрительный, любовный, трогательный, жестокий (едкий и
«терзающий», или саркастический), трагикомический,
утонченный, грубый, здоровый (естественный),
больной и т. п. |