Литература
Воскресенье, 30.04.2017, 21:43
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1111
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Январь » 15 » СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕРМИНОВ
21:43
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕРМИНОВ

ПЕРСОНАЖ (франц.  от лат.- лицо, маска) обычно то же, что и литературный герой. В литературоведении тер­мин в персонаж» употребляется и в более узком, но не всегда одинаковом смысле, который неред­ко выявляется лишь в контексте.

Чаще всего под персонажем понимают дейст­вующее лицо. Однако и здесь различаются два толкования: 1) лицо, представленное и характе­ризующееся в действии, а не в описаниях (ему соответствуют более всего герои драматургии, образыроли), — такое ограничительное понима­ние термина «персонаж» воспринимается уже как устарелое; 2) любое действующее лицо» субъ­ект действия вообще, представлен ли он непо­средственно или о нем рассказывается, — это по­нимание термина самое распространенное, при­меняется к различным литературным героям (кроме лирического героя; нельзя сказать «лири­ческий персонаж»). Часто под персонажем пони­мают лишь второстепенное лицо, не влияющее

существенно на события в произведении (эпизодический персонаж», но не «эпизодический ге­рой ).

Можно говорить также об образах собиратель­ных персонажей. К ним, например, относятся об­раз «фамусовского общества» в комедии «Горе от ума» А, Грибоедова, вета пустого? в седьмой главе пушкинского «Евгения Онегина», образ народа в «Войне и мире» Л. Толстого, «Кому на Руси жить хорошо» Н. Некрасова, «Петре Пер­вом» А.Толстого, образ донского казачества в «Тихом Доне» М, Шолохова, образ жителей вы­рождающейся деревни в рассказе А. Солженицы­на «Матренин двор».

Персонажи в произведении бывают главными и второстепенными, сквозными (проходящими через весь сюжет) и эпизодическими. Иногда их роли в сюжете и содержании далеко не совпада­ют. Многое определяется системой персонажей. В вГоре от ума» А. Грибоедова важны даже внесценические, не действующие, а только упоми­наемые персонажи, двоюродный брат Скалозу­ба, племянник княгини Тугоуховской князь Фе­дор (единомышленники Чацкого, который в сю­жетном действии одинок), некая княгиня Марья Алексевна, мнения которой боится сам Фамусов, Максим Петрович, Кузьма Петрович, Гильомефранцуз, «подбитый ветерком», графиня Ласоваи др.

«Внесценические» персонажи бывают и в эпо­се. Таковы умерший товарищ Раскольникова и его отец, также умершая невеста Раскольникова. Таковы персонажи многочисленных вставных рассказов (действующие в их рамках) в поэме « Кому на Руси жить хорошо» (Кудеяратаман из легенды вО двух великих грешниках», исходя­щей от соловецкого инока отца Питирима, идей­но важнейшая фигура наряду с «главным геро­ем» Гришей Добросклоновым, который появля

ется лишь в последней части поэмы «Пир — на весь мир»).

Соответственно своим характерам и поступкам персонажи делятся на положительных и отрица­тельных, В дореалистической официальной ли­тературе они обычно резко противопоставлялись: первые идеализировались, для вторых не жалели черной краски. В классицистическом произведе­нии персонажи всегда четко делятся на положи­тельных и отрицательных, ясно выражена автор­ская оценка. Каждый герой — носитель ка­койнибудь черты (добродетели или порока), что отражается в «говорящих фамилиях» (Скотинин.Простаков, Милон, Правдин, Стародум у Фонвизина). Для классицистических пьес харак­терна «система амплуа», то есть стереотипов ха­рактера, который переходит из пьесы в пьесу. Например» амплуа классицистической коме­дии — это идеальная героиня, геройлюбовник, второй любовник (неудачник); резонер — герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходя­щего; субретка — веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге. Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольни­ке» : героиня — геройлюбовник — второй любов­ник. В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует, на­пример в «Недоросле» Фонвизина.

Романтический персонаж, или герой, — этопрежде всего страстная личность, обладающая сильным характером, он на голову выше окру­жающих его людей. Его исключительному ха­рактеру в романтической эстетике соответствуют исключительные обстоятельства. Романтиче­ский герой несовместим с обыденным миром» Эволюция характеров в романтизме отсутствует, так как обстоятельства не влияют на личность. Ларра в рассказе М. Горького «Старуха Изер

гиль» отличается исключительным презрением к людям, которое мотивировано темт что он сын орла. Он в гордом одиночестве противостоит лю­дям и не боится их суда. Данко — лучший из всех, молодой красавец, в очах которого «свети­лось много силы и живого огня», ЛойкоЗобарпревосходит всех своей смелостью и красотой, подобна ему Радда, красоту которой невозможно описать, а можно лишь сыграть на скрипке.

Эпоха реализма отказалась от однозначной оп­позиции положительных и отрицательных пер­сонажей. Н. Гоголь прямо называет Чичикова подлецом и все же не лишает его симпатичных черт. Советское литературоведение доказывало отрицательность то Обломова, то Штольца, то обоих, то утверждало, что они оба хорошие и «до­полняют» друг друга, нужны друг другу, Досто­евский видел особо трудную задачу в создании образа вполне прекрасного человека, но именно любимых своих героев подвергал самым тяже­лым испытаниям: гуманиста и поборника спра­ведливости Раскольникова сделал «идейными убийцей» князя Мышкина, напоминающего Хри­ста, идиотом. В XX в. у М. Булгакова Марга­рита делается ради любимого ведьмой, «короле­вой бала» у Сатаны; спасенный благодаря ей мас­тер, довольно слабый, хоть и редкостно талант­ливый человек, «не заслужил света, он заслужил покой». И все же русская литература богата об­разами истинно положительных героев. Это Чац­кий и Татьяна Ларина, Пьер Безухов и Наташа Ростова, некоторые чеховские интеллигенты, ряд персонажей из народа у И. Тургенева, Н. Некрасова, булгаковские Турбины, шолохов­ские Григорий Мелехов (при всех его метаниях, даже благодаря им) и Андрей Соколов, праведни­ца Матрена в рассказе А. Солженицына «Матренин двор», старуха Дарья в повести В. Распутина «Прощание с Матерой» и др.

 

С точки зрения творческого процесса персона­жи можно разделить на «реальные» (историче­ские, образы современников, непосредственно автобиографические), домысленные (имеющие прототип, но выступающие под другим именем, в других ситуациях и т, д., например толстовский Василий Денисов) и вымышленные, может быть, имеющие несколько прототипов (Долохов в «Войне и мире»). Достоверность рассказываемо­го и подлинность персонажей можно никак не акцентировать. В «Евгении Онегине» автор-пер­сонаж выдает героя за своего приятеля, реально­го человека, а повествователь — только за лите­ратурный персонаж.

ПОРТРЕТ в литературе (франц. рогЬга1Ь, от лат. рог1га!ге— изображать)— изображение внеш­ности героя (черт лица, фигуры, позы, мимики, жеста, одежды) как одно из средств его характе­ристики; разновидность описания. Формирова­ние портрета в литературе, как и в живописи, оз­начало завоевание индивидуализированного спо­соба раскрытия человека.

В народ ноэпической поэзии, а также в средне­вековой литературе личностное начало еще было ослаблено (герой обычно наделялся постоянны­ми приметами внешности). В эпоху Возрождения портрет обрел национальные, социальные» исто­рические черты, психологизм. В литературе классицизма портрет служил лишь свидетельст­вом «благородства» или « низости « героя. Поэты-романтики запечатлели живописные портре­ты, в которых контрастно передавалось смеше­ние добра и зла, света и тени, силы в слабости. Писатели-реалисты с помощью портретных ха­рактеристик выявляли как социально-индивидуальную определенность личности (например, портрет забитого чиновника Башмачкина в «Ши­нели» Н. Гоголя), так и сложность и глубинную психологию характеров (Л. Толстой, Ф. Достоевский, О. Бальзак). В XIX и особенно в XX в. ут­верждаются различные типы портретных харак­теристик: сатирический (М. Булгаков), гротеск­ный (Э. Т. А. Гофман), импрессионистический (М. Пруст). Советские писатели наследуют и раз­вивают разные традиции классиков русского и европейского реализма.

Портрет называют также документальный или мемуарный очерк о писателе, художнике, общественном деятеле и т. д.

ПРОБЛЕМА (от греч. — задача, задание) — то, на чем акцентируется внимание, ради чего была выбрана данная тематика. Други­ми словами, если тема — это то, о чем говорится, то проблема— тот вопрос, который ставится на основе темы (в «Горе от ума» тема дворянской Москвы позволяет поставить проблему противо­стояния старого и нового).

Обращаясь к одной и той лее теме, авторы мо­гут ставить разные проблемы (тема крестьянства в «Бедной Лизе» Н. Карамзина дает почву для постановки любимой сентименталистами пробле­мы «естественного» человека, а для Н. Некрасо­ва — социальных проблем бедственного положе­ния крестьян). И наоборот, одна и та же пробле­ма может раскрываться на основе разных тем (проблема взаимоотношения поколений в «Горе от ума» А. Грибоедова, «Отцах и детях» И, Тур­генева н «Матери» М. Горького)»

По одной из теорий, проблематика — одна из «сторон» идейного содержания наряду с темати­кой и «идейно-эмоциональной оценкой жизни», а именно «идейное осмысление писателем тех со­циальных характеров, которые он изобразил в произведении. Осмысление это заключается в том, что писатель выделяет и усиливает те свой­ства, стороны, отношения изображаемых харак­теров, которые он, исходя из своего идейного ми­росозерцания, считает наиболее существенными». Эта механистическая концепция — следст­вие признания сущности искусства не эстетиче­ской, а идеологической.

Проблема может реализовываться на разных уровнях произведения. Так, философская про­блематика «Моцарта и Сальери» А. Пушкина — качество ид ей но эстетического содержания этой маленькой трагедии. Для читателя в принципе не столь важно, действительно ли А.Сальери от­равил В. А. Моцарта в 1791 г, (Пушкиным дата не указана), важны два особенных характера, две резко различные жизненные позиции. Извест­ные имена здесь нужны ради экономии художе­ственных средств: нет необходимости объяснять, что один из персонажей — гений, а второй — только талант. Но для любого художественно-ис­торического произведения принципиально важ­но, что оно о Петре Первом, или Суворове, или Дмитрии Донском и о реальных событиях, с ни­ми связанных. Здесь собственно историческая проблематика проявляется на уровне темы и об­разного мира произведения. Для русской класси­ки особенно характерны различные социальные и социально-психологические проблемы.

РЕАЛИЗМ (веществен­ный, действительный) — художественный ме­тод, следуя которому художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни и создаваемых посредством типиза­ции фактов действительности. Утверждая значе­ние литературы как средства познания челове­ком себя и окружающего мира, реализм стремит­ся к глубинному постижению жизни, к ши­рокому охвату действительности с присущими ей противоречиями, признает право художника ос­вещать все стороны жизни без ограничения. Ис­кусство реализма показывает взаимодействие человека со средой, воздействие общественных условий на человеческие судьбы, влияние социальных обстоятельств на нравы и духовный мир людей, активную преобразующую роль общест­венных движений»

В широком смысле категория реализма слу­жит для определения отношения произведений литературы к действительности, независимо от принадлежности писателя к той или иной лите­ратурной школе и направлению. В более строгом смысле термин «реализм» обозначает метод или литературное направление, с наибольшей после­довательностью воплотившие принципы жизнен­ноправдивого отражения действительности, осознанно устремленные к художественному по­знанию человека и окружающего мира. Нередко значение термина «реализм» раздваивается: на реализм как метод (творческую установку) и реа­лизм как конкретноисторическое направление, сформировавшееся в XIX в.

Вопрос о времени возникновения и этапах ста­новления реалистического метода и направления остается спорным. Некоторые исследователи по­лагают, что реалистическая установка или реа­листические принципы отражения возникают в древние времена и затем проходят ряд историче­ских этапов («античный реализм», «реализм Возрождения», « просветительски и реализм&5 ре­ализм XIX в., «социалистический реализм»). Другие связывают начало реализма с эпохой Воз­рождения; третьи ведут отсчет от XVIIIв,, когда сформировался жанр семейнобытового и со­циальнобытового романа. Наиболее широко бы­тует точка зрения, согласно которой реализм как направление (метод) сформировался в 30х гг. XIX в., когда в европейских литературах прин­цип правдивого изображения мира утверждается с наибольшей полнотой, в наиболее развитых со­циальноаналитических формах. Непосредствен­ным предшественником реализма в европейской литературе явился романтизм конца XVIII — начала XIX в. Сделав предметом изображения нео­бычное, создавая особый мир воображаемых об­стоятельств и исключительных страстей, он од­новременно показал личность более богатую в душевном, эмоциональном отношении, более сложную и противоречивую, чем это было до­ступно классицизму, сентиментализму и др. на­правлениям предшествующих эпох» Поэтому реа­лизм развивался не как антагонист романтизма, а как его союзник в борьбе против идеализации общественных отношений, за национальное и ис­торическое своеобразие художественных образов («колорит места и времени»). Между романтиз­мом и реализмом первой половины XIX в. не всегда легко провести четкие границы. Вместе с тем типично романтические мотивы все более от­четливо трансформируются в реалистические, обретают опору в социальном исследовании («Герой нашего времени» М. Лермонтова).

Новый этап развития европейского реализма, отмеченный принципиальным разрывом с ро­мантической традицией, начинается с середины XIX в, В России, где основы реализма были еще в 20 — 30х гг. заложены творчеством А. Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитан­ская дочка», поздняя лирика), а также некото­рых других писателей («Горе от ума» А. Грибо­едова, басни И. Крылова), этот этап связан с име­нами И. Гончарова, И. Тургенева, Н. Некрасо­ва, А. Островского и др. Реализм XIX в. принято называть критическим реализмом. Советское литературоведение восприняло это понятие от М. Горького, употребившего его, чтобы подчерк­нуть обличительную направленность большинст­ва произведений мировой реалистической клас­сики, Реализм действительно показывает несоот­ветствие буржуазного строя нормам человеч­ности, критически анализируя и осмысляя всю систему общественных отношений. Социально-критическое начало является определяющим и в русском реализме, где в середине XIX в. его свя­зывали преимущественно с линией, идущей от «Ревизора» и «Мертвых душа Н. Гоголя с де­ятельностью писателей натуральной школы. В действительности художественно запечатлен­ный пафос утверждения присущ всей большой реалистической литературе. Он ясно выражен не только в позиции автора, но часто и в образах ге­роев, наделенных нравственной стойкостью или способных в высшие моменты жизни подняться над эгоизмом. Показывая измельчение личности в буржуазном обществе (Г. Флобер, Г. Мопассан, А.Чехов и др.)» литература реализма отразила вместе с тем и сопротивление разлагающему воз­действию этого общества на личность, воплотила высокие нравственные ценности, стремление к социальной справедливости.

Реализм второй половины XIXв. достиг своих вершин в русской литературе, развивавшейся в тесной связи с освободительным движением. Русские писатели (даже и те, которые отвергали революционный путь) были «совестью» народа и страстно протестовали против всех форм соци­ального и духовного порабощения человека. От­сюда — бескомпромиссное исследование ими об­щественных противоречий, иммунитет против настроений духовного аристократизма и эстетст­ва. Новаторские качества русского реализма, его критическое бесстрашие и острота постановки нравственных вопросов с особой силой сказались в творчестве Л. Толстого и Ф, Достоевского, став­ших к концу XIX в. центральными фигурами мирового литературного процесса. Они обогати­ли мировую литературу новыми принципами с троения социальнопсихологичес к ого рома на « философской и моральной проблематикой, орга­нически вводимой в ткань повествования, новы­ми способами раскрытия человеческой психики

в ее глубинных пластах. Если Толстой, сочетая в большом эпическом повествовании широкий по­ток народного бытия с передачей таинственной динамики человеческих чувств и переживаний, «сопрягал» в противоречивое художественное целое человека, природу, общество, видел мир в его сложном единстве и взаимосвязи явлений, утверждал крепость здоровых начал в человеке, то Достоевский запечатлел прежде всего разор­ванность, расколотость человеческой души в ус­ловиях меркантильного, аморального мира; страдания «униженных и оскорбленных^ совре­менного мира становились у него философскопсихологической основой захватывающих по­вествований, потрясающих жестокой откровен­ностью, возводивших конфликты повседневного существования в ранг высокой человеческой тра­гедии.

XIXв, выявил все основные эстетические принципы и типологические свойства реализма.Хотя, например, классицизм, романтизм, симво­лизм также постигают реальность своего време­ни и посвоему выражают реакцию на нее, в ре­ализме верность действительности становится ведущим критерием художественности. Изобра­жение мира утрачивает, как правило, абстракт­ноусловный, отвлеченноаллегорический харак­тер, одновременно поднимаясь и над натуралис­тической детализацией; оно обретает нередко такую степень жизненности, что о литературных героях говорят как о живых людях. Развитым формам реализма присуще, как правило, стрем­ление к непосредственной достоверности изобра­жения, к художественному воссозданию жизни «в формах самой жизни». Это не значит, однако, что названные признаки являются всеобщими и обязательными. Для реализма характерно как раз чрезвычайное разнообразие художественных форм; он принимает различный облик не только в литературе разных исторических периодов и стран, но порой и в творчестве одного и того же писателя. Тяготея в целом к жизнеподобию обра­зов и ситуаций, реализм даже в самых зрелых формах не отказывается от иных способов худо­жественного выражения — мифа, символа, гро­теска, аллегории, подчиненных, однако, реалис­тическим принципам творчества, познанию че­ловека в его общественных связях.

Кардинальная проблема реализма — соотно­шение правдоподобия и художественной правды. Внешнее сходство изображения с его прообраза­ми в действительности не является для реализма единственной формой выражения правды. Еще более важно, что такого сходства для подлинного реализма недостаточно. Хотя правдоподобие — важная и наиболее характерная для реализма форма осуществления художественной правды, последняя определяется в конечном счете не правдоподобием, а верностью в постижении и пе­редаче сущности жизни, значительностью идей, выраженных художником. Стендаль, Бальзак, Толстой, Достоевский, Чехов и другие великие реалисты, с потрясающей художественной досто­верностью изображая конкретные человеческие судьбы, органически связывают их с постанов­кой вопросов о природе человека, сущности об­щественных отношений и смысле жизни вообще. Именно поэтому у них событие и человеческий характер неисчерпаемы по богатству жизненного содержания и обретают духовную многознач­ность: узкая сцена «текущей» и ^частной» жиз­ни определенной эпохи раздвигается до пределов общечеловеческого бытия. Отметается случай­ное, художник, пользуясь выражением М. Горь­кого, «домысливает» реальность. При этом скры­тая сущность явления делается зримой для чита­теля. И. Тургенев так определял задачу писа­теля: «...стараться не только уловлять жизнь во

всех ее проявлениях, но и понимать ее, понимать те законы, по которым она движется и которые не всегда выступают наружу; нужно сквозь игру случайностей добиться до типов — и со всем тем всегда оставаться верным правде, не довольство­ваться поверхностным изучением, чуждаться эф­фектов и фальши».

В реалистической литературе внутренний мир и поведение героев несут на себе, как правило, неизгладимую печать времени. Писатель неред­ко показывает прямую зависимость их социаль­ных, нравственных» религиозных представлений от условий существования в данном обществе, уделяет большое внимание социальнобытовомуфону времени. И все же в зрелом реалистическом искусстве обстоятельства изображаются лишь как необходимая предпосылка раскрытия ду­шевного мира людей. Главное познавательное до­стояние реализма изображение характеров и целостной душевной жизни личности, обнаруже­ние строя чувств, свойственных разным типам личности, душевных драм, — словом, всего того, что составляет жизнь человеческого духа. Реа­лизм выявляет воздействие среды на формирова­ние характеров. Взаимоотношение характеров и обстоятельств в зрелом реализме всегда двусторонне: признается не только детерминирован­ность поведения человека, но и потенциальная свобода его воли, способность личности поднять­ся над обстоятельствами, противостоять им. От­сюда — глубокая конфликтность реалистической литературы: не только драма, но и роман, по­весть, рассказ изображают жизнь в драматиче­ских столкновениях, рисуют трагедии и комедии человеческого существования,

РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ — ряд литературных произведений, сходных по типу своей речевой организации и познавательной направленности на объект или субъект, или сам акт художествен

но го высказывания; слово либо изображает пред­метный мир, либо выражает состояние говоря­щего, либо воспроизводит процесс речевого об­щения. Традиционно выделяются три литера­турных рода, каждый из которых соответствует определенной функции слова:

1)эпос, охватывающий бытие в его пластиче­ской объемности, пространственновременнойпротяженности и событийной насыщенности (сюжетность);

2)       лирика, запечатлевающая внутренний мир
личности в его импульсивности и спонтанности,
в становлении и смене впечатлений, грез, настрое­
ний,  ассоциаций,  медитаций,  рефлексий  (экс­
прессивность);

3)       драма,  фиксирующая речевые акты  в их
эмоциональново левой  устремленности  я соци­
альнопсихологической характерности, в их внут­
ренней свободе и внешней обусловленности, то
есть в их двойственной экспрессивносюжет ной
соотнесенности, позволяющей видеть в этом ли­
тературном роде слияние черты лирики и эпоса.

Различия между литературными родами ха­рактеризуются их избирательной способностью к синтезу с другими искусствами: лирики с музы­кой (пение), драмы с пантомимой (театр), эпоса с живописью и графикой (иллюстрации в книге). Аналогию троякого родового членения литерату­ры подчас находят в лингвопсихологических ка­тегориях лица и времени: лирика — «я» и «на­стоящее», драма — «ты» и «будущее», эпос — «он» и «прошлое».

Просмотров: 476 | Добавил: Elenko) | Теги: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕРМИНОВ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика