Главная » 2013 » Декабрь » 8 » Стихотворение А. С Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны»»
16:52
Стихотворение А. С Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны»»
Стихотворение
А. С Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны»»
(Восприятие,
истолкование оценка)
Лирика А. С. Пушкина 30-х годов XIXвека отличается особенной глубиной и
интенсивностью духовных исканий. В это время появляются
стихотворения, свидетельствующие о личных религиозных переживаниях великого
русского поэта. Ирония по отношению к христианскому вероучению, свойственная
ему в годы юности, уступает место строчкам проникновенных стихов, в которых
он изображает свое живое и непосредственное восприятие духовных ценностей.
Одно из таких стихотворений — «Отцы пустынники
и жены непорочны-..». Написанное в 1836 году незадолго до смерти в трудное для
поэта время, посреди житейских невзгод, когда он страдал от
клеветы светского общества, от преследований со стороны царя, оно тем не менее
пронизано ощущением покоя и внутренней силы.
Поэту как будто, действительно, временами удавалось скрываться в соседство самого Бога, о близости с которым он мечтал еще в стихотворении «Монастырь на Казбеке 1830 года, находить в Его присутствии утешение, душевный покой,
чувствовать себя в безопасности.
Источником, вдохновившим Пушкина написать
это стихотворение, послужила всем известная молитва святого Ефрема Сирина, которая в дни
Великого поста многократно повторялась во время службы в храмах. Эта «божественная молитва»
, по словам поэта, была способна укрепить ^падшего человека неведомой,
чудодейственной силой.
Именно эта молитва, когда-то сложенная старцами-пустынниками,
совершавшими в одиночестве свой подвиг
веры, и непорочными женами, чаще всего приходит ему на уста посреди «дольних бурь и битв», помогая «сердцем возле-тать во области заочны ».
Обращаясь вслед Ефрему Сирину к Богу как к Владыке
его жизни и его дней, поэт смиренно молит Всевышнего уберечь его от многих бед, настигающих
человека в земной жизни. Он ищет спасение от духа праздности, празднословия,
лю-боначалия. Также он не хочет предаваться унынию,
которое считается одним из самых тяжелых грехов. Ему нестерпима мысль об осуждении
окружающих его людей, в которых он хочет видеть братьев. Вместо
этого он молит Бога даровать ему дух смирения, терпения, любви и целомудрия.
Это стихотворение отражает направление духовных
и философских исканий зрелого Пушкина, мечтавшего написать произведение об Иисусе
Христе и положившего в основу своей повести «Капитанская дочка» евангельский принцип
«милосердие превыше правосудия. Устав от постоянной, изнуряющей борьбы за свое личное достоинство и свободу творчества, он мечтает о человеческих и общественных отношениях,
основанных на любви, прощении и милосердии.
Если
бы мы не знали о полной трагизма и безысходности
реальности пушкинского существования
последних лет, то были бы уверены, чтоего
жизнь протекает безмятежно, что удел поэта — это безоблачное наслаждение искусством,
дружбой, любовью, которые он. воспевал в своих стихах.
Однако ясность, простота и спокойствие творчества этих лет проявлялись чаще всего вопреки
внешним обстоятельствам, когда, казалось, что все было против него.
Несмотря на это, Пушкин никогда не предавался
унынию. Напор и богатство его внутренней жизни всегда были способны победить неблагополучие окружающей обстановки. Поэт умел найти источник жизни и радости в глубинах своей личности, своего духа. Именно там и была его тайная обитель ^трудов и чистых нег», находясь в которой он чувствовал себя свободным.