Литература
Пятница, 29.03.2024, 20:38
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1344
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Январь » 4 » Своеобразие жанра и стиля поэм М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова»
17:52
Своеобразие жанра и стиля поэм М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова»

Своеобразие жанра и стиля поэм М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова»

Поэмы «Песня про купца Калашникова» 1838 года и «Мцыри» 1839 года — романтические про­изведения, в которых «поэт от настоящего мира неудовлетворяющей его русской жизни» обраща­ется к истории в поисках сильных личностей, способных к активному действию. В «Песне про купца Калашникова» Лермонтов воссоздает от­даленную историческую эпоху правления Ивана Грозного, а в поэме ч Мцыри» он обращается к не­давним событиям начала XIX века — времени покорения Кавказа. «Песня про купца Калашни­кова» написана в фольклорной традиции и вос­создает язык, нравы и обычаи русского общества XVI века, в ней действующие лица выражают се­бя по преимуществу в действиях и поступках. Поэма «Мцыри» написана в форме исповеди, приоткрывающей неповторимый внутренний мир романтической личности — безымянного по­слушника одного из кавказских монастырей.

О чертах романтического метода в обеих по­эмах свидетельствует присутствие сильных лич­ностей в центре повествования. В «Песне...» их три: Кирибеевич, Калашников и царь Иван Гроз­ный. Каждый из них — носитель какой-нибудь романтической страсти: Калашников — чести, Кирибеевич — любви, а Иван Грозный — власти. Все они оказываются так или иначе противостоя­щими друг другу, и это противостояние может разрешиться только смертью кого-то из них. В поэме «Мцыри» — в фокусе повествования на­ходится только один герой — юноша-горец, одер­жимый страстью к свободе. Его стремлению к во­ле противостоит вся окружающая обстановка, весь уклад жизни, олицетворенный монасты­рем. Это противостояние также заканчивается гибелью героя.

Основной структурный элемент сюжета в обе­их поэмах — поединок, или бой равных. В «Пес­не...» Лермонтов обращается к народным пред­ставлениям о так называемом юридическом по­единке т в результате которого побеждает не сильный, а правый, потому что на стороне право­го Бог. Так, Кирибеевич перед началом схватки узнает, что его противник — Калашников, по отношению к которому он совершил нравственное преступление, и понимает, что ему не победить: «Бойки очи его затуманились, / Между сильных плеч пробежал мороз, / На раскрытых устах сло­во замерло,.,№ Кирибеевич проигрывает бой еще до его начала, так как его совесть подсказывает ему, что он не прав перед Степаном Парамонови­чем и сила не на его стороне.

В поэме «Мцыри» в кульминации сюжета так­же оказывается бой равных, однако это бой чело­века с барсом. И хотя Мцыри, как и Калашни­ков, выиграл этот поединок, в дальнейшем ему суждено умереть. Судьба сталкивает победителей с неодолимыми препятствиями: Калашникова — с царем Иваном Грозным, не прощавшим ничего, что противоречило его воле, а Мцыри — со всем складом внешних обстоятельств, с коварством природы, на покровительство которой он надеял­ся. Сюжеты поэм заканчиваются трагической ги­белью центральных персонажей: удалого купца ждет позорная казнь, а Мцыри умирает, обесси­лев от ран, так и не осуществив свою мечту. В конце повествования дается описание места их последнего успокоения. Безымянная могила Ка­лашникова находится «за Моек вой-рекой, / На чистом поле промеж трех дорог: / Промеж Туль­ской, Рязанской, Владимирской». «И гуляют-шумят ветры буйные / Над его безымянной мо­гилкою». Умирающий Мцыри просит перенести его в сад, «в то место, где цвели / Акаций белых два куста», и откуда видны родные горы. Он на­деется, что Кавказ с прохладным ветерком при­шлет ему свой прощальный привет.

Стиль этих поэм яркий и своеобразный. О «Мцыри» Белинский писал, что подробности и изложение этой поэмы изумляют своим исполне­нием. Можно сказать, что поэт брал цветы у ра­дуги, лучи — у солнца, блеск — у молнии, грохот — у громов, гул — у ветра, что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда он писал эту поэму. При написании «Песни.,,» Лер­монтов обращается к традиции народной поэзии. К фольклорному стилю в этой поэме относятся такие композиционные элементы, как запев, припев и концовка. Для языка поэмы характер­но использование архаических слов: устаревших деепричастий на-учи (-ючи): «играючи», «разго-няючи», «смеючись», а также склонение крат­ких прилагательных: «кудряву голову», «наши-року грудь». «Песня...» изобилует просторечны­ми оборотами: «поцалуемся», «мово верного слугу», «честнова отца». В тексте встречаются двойные названия: «роду-племени», «снегом-инеем», «гудит-воет колокол». Присутствуют традиционные обращения: «Государь, ты мой красно солнышко», а также постоянные эпите­ты: «солнце красное», «дума крепкая», «удалой боец», «добрый молодец», «сыра земля»» В каче­стве примера постоянных сравнений можно при­вести: «Ходит плавно — будто лебедушка»; «Смотрит сладко— как голубушка»; «Молвит слово — соловей поета. К основным приемам об­разности относится олицетворение — перенесе­ние человеческих черт на неодушевленные пред­меты или явления. Утренняя заря в «Песне-..» уподобляется пробуждающейся красавице, она также смотрит в зеркальце и улыбается.

Синтаксис этой поэмы Лермонтова также на­поминает народные песни. В тексте присутству­ют подхваты — стилистический прием, при ко­тором слова повторяются в конце и начале сосед­них строк:

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка.

Будто сосенка, во сыром бору

Под смолистый под корень подрубленная.

Что послал ты за нами во темную ночь. Во темную ночь морозную?

Также можно привести примеры синтаксиче­ского параллелизма, когда две или более строчек

построены по одной схеме:

Опускаются руки сильные. Помрачаются очи бойкие...

Мои очи слезные коршун выклюет,

Мои кости сирые дождик вымоет...

Или пример отрицательного параллелизма:

Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие...

Лермонтов использует и такое стилистическое средство организации стиха, как анафора, когда две или более строчки стиха начинаются одина­ково:

Не позорил я чужой жены, Не разбойничал ночью темною, Не таился от свету небесного...

Инверсия» или изменение порядка слов, явля­ется одним из распространенных стилистиче­ских приемов устного народного творчества. Она также присутствует в поэме: «удалые бойцы мое-конские».

Магическая цифра три используется и при описании поединка: перед его началом «трижды громкий клич проклинали»; и при описании мо­гилы, в которой схоронили Калашникова. Она расположена «на чистом поле промеж трех до­рог».

«Песня про купца Калашникова» написана то­ническим стихом, близким к фольклорному ска­зовому стиху, тогда как поэма «Мцыри» написа­на ямбом.

 Творческое использование разнообразных ху­дожественных приемов позволило Лермонтову выразить волновавшие его мысли и чувства и соз­дать яркие и неповторимые образы романтиче­ских героев.

Просмотров: 2298 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Своеобразие жанра и стиля поэм М. Ю | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика