Своеобразие жанра и стиля поэм М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова»
Поэмы «Песня про купца Калашникова» 1838 года и «Мцыри» 1839 года — романтические произведения, в которых «поэт от настоящего мира неудовлетворяющей его русской жизни» обращается к истории в поисках сильных личностей, способных к
активному действию. В «Песне про купца
Калашникова» Лермонтов воссоздает отдаленную историческую эпоху правления
Ивана Грозного, а в
поэме ч Мцыри» он обращается к недавним
событиям начала XIX века —
времени покорения Кавказа. «Песня про купца Калашникова» написана в фольклорной традиции и воссоздает язык, нравы и обычаи русского общества XVI века, в ней действующие лица выражают себя по преимуществу в действиях и поступках. Поэма «Мцыри» написана в форме исповеди, приоткрывающей неповторимый внутренний мир романтической личности — безымянного послушника одного из кавказских монастырей.
О
чертах романтического метода в обеих поэмах
свидетельствует присутствие сильных личностей в центре повествования. В «Песне...» их три: Кирибеевич,
Калашников и царь Иван Грозный. Каждый из
них — носитель какой-нибудь романтической страсти: Калашников — чести, Кирибеевич — любви, а Иван Грозный — власти. Все они оказываются так или иначе противостоящими
друг другу, и это противостояние может разрешиться
только смертью кого-то из них. В
поэме «Мцыри» — в фокусе повествования находится только один герой — юноша-горец, одержимый страстью к свободе.
Его стремлению к воле противостоит
вся окружающая обстановка, весь уклад
жизни, олицетворенный монастырем. Это
противостояние также заканчивается гибелью
героя.
Основной
структурный элемент сюжета в обеих поэмах
— поединок, или бой равных. В «Песне...»
Лермонтов обращается к народным представлениям
о так называемом юридическом поединке т
в результате которого побеждает не сильный,
а правый, потому что на стороне правого Бог.
Так, Кирибеевич перед началом схватки узнает, что его противник —
Калашников, по отношению к которому он
совершил нравственное преступление, и
понимает, что ему не победить: «Бойки очи его затуманились, / Между сильных плеч пробежал мороз, / На раскрытых устах слово замерло,.,№ Кирибеевич проигрывает бой еще до его начала, так как его совесть подсказывает ему, что он не прав перед Степаном Парамоновичем и сила не на его стороне.
В
поэме «Мцыри» в кульминации сюжета также
оказывается бой равных, однако это бой человека с
барсом. И хотя Мцыри, как и Калашников,
выиграл этот поединок, в дальнейшем ему суждено
умереть. Судьба сталкивает победителей с
неодолимыми препятствиями: Калашникова — с царем
Иваном Грозным, не прощавшим ничего, что противоречило его воле, а Мцыри — со
всем складом внешних обстоятельств, с коварством природы, на покровительство которой он надеялся. Сюжеты поэм заканчиваются трагической гибелью центральных персонажей: удалого купца ждет позорная казнь, а Мцыри умирает, обессилев от ран, так и не осуществив свою мечту. В конце повествования дается описание места их последнего успокоения. Безымянная могила Калашникова
находится «за Моек вой-рекой, / На чистом поле
промеж трех дорог: / Промеж Тульской,
Рязанской, Владимирской». «И гуляют-шумят ветры
буйные / Над его безымянной могилкою». Умирающий
Мцыри просит перенести его в сад, «в то место, где цвели / Акаций
белых два куста», и откуда видны родные горы. Он надеется, что Кавказ с прохладным ветерком пришлет ему свой прощальный привет.
Стиль
этих поэм яркий и своеобразный. О «Мцыри»
Белинский писал, что подробности и изложение
этой поэмы изумляют своим исполнением.
Можно сказать, что поэт брал цветы у радуги, лучи
— у солнца, блеск — у молнии, грохот — у громов, гул — у ветра, что вся
природа сама
несла и подавала ему материалы, когда он писал эту поэму. При написании
«Песни.,,» Лермонтов
обращается к традиции народной поэзии. К фольклорному стилю в этой поэме относятся такие композиционные элементы, как
запев, припев и концовка.
Для языка поэмы характерно
использование архаических слов: устаревших деепричастий на-учи (-ючи): «играючи»,
«разго-няючи»,
«смеючись», а также склонение кратких прилагательных: «кудряву голову», «наши-року грудь». «Песня...» изобилует
просторечными оборотами:
«поцалуемся», «мово верного слугу», «честнова отца». В тексте встречаются двойные названия: «роду-племени»,
«снегом-инеем»,
«гудит-воет колокол». Присутствуют традиционные обращения: «Государь, ты мой красно солнышко», а также постоянные эпитеты: «солнце красное», «дума крепкая», «удалой
боец», «добрый молодец»,
«сыра земля»» В качестве
примера постоянных сравнений можно привести: «Ходит плавно — будто лебедушка»; «Смотрит сладко—
как голубушка»; «Молвит слово
— соловей поета. К основным приемам образности относится олицетворение — перенесение человеческих черт на
неодушевленные предметы
или явления. Утренняя заря в «Песне-..» уподобляется пробуждающейся красавице, она также смотрит в зеркальце и улыбается.
Синтаксис этой поэмы Лермонтова также напоминает народные песни. В тексте присутствуют подхваты — стилистический прием, при котором слова повторяются в конце и начале соседних строк:
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка.
Будто сосенка, во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная.
Что послал ты за нами во темную ночь. Во темную ночь морозную?
Также можно привести примеры синтаксического параллелизма, когда две или более строчек
построены по одной схеме:
Опускаются руки сильные. Помрачаются очи бойкие...
Мои очи слезные коршун выклюет,
Мои кости сирые дождик вымоет...
Или пример отрицательного параллелизма:
Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие...
Лермонтов использует и такое стилистическое средство организации стиха, как анафора, когда две или более строчки стиха начинаются одинаково:
Не позорил я чужой жены, Не разбойничал ночью темною, Не
таился от свету небесного...
Инверсия»
или изменение порядка слов, является одним
из распространенных стилистических
приемов устного народного творчества. Она также присутствует в поэме: «удалые бойцы мое-конские».
Магическая
цифра три используется и при описании поединка:
перед его началом «трижды громкий клич проклинали»;
и при описании могилы, в которой схоронили Калашникова. Она расположена «на чистом поле промеж трех дорог».
«Песня
про купца Калашникова» написана тоническим
стихом, близким к фольклорному сказовому стиху, тогда как поэма «Мцыри»
написана ямбом.
Творческое
использование разнообразных художественных приемов позволило Лермонтову выразить волновавшие его мысли и
чувства и создать яркие и
неповторимые образы романтических героев. |