Литература
Пятница, 29.03.2024, 01:05
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1344
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Ноябрь » 27 » ТАК КАК ЖЕ НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ?
22:27
ТАК КАК ЖЕ НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ?

ТАК КАК ЖЕ НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ?

Сочинение — это письменная экзаменацион­ная работа по литературе и русскому языку, за которую каждый поступающий рассчитывает по­лучить хорошую оценку. С одной стороны, эта работа должна удовлетворять многочисленным формальным критериям и демонстрировать зна­ния экзаменующегося, с другой стороны, она должна быть творческой и свидетельствовать о духовно-нравственном уровне написавшей ее личности. Поэтому попытка выучить наизусть, а потом воспроизвести готовые образцы сочине­ний, как правило, заканчивается безрезультат­но. К тому же, как известно, формулировки тем сочинений, особенно в МГУ, чаще всего не повто­ряются, а видоизменяются так, что пишущий по­неволе должен думать и писать самостоятельно, чтобы создать оригинальный текст, а не воспро­изводить готовый шаблон. Поэтому в процессе подготовки к вступительному экзамену в универ­ситет» да и к школьному выпускному сочинению, необходимо научиться творчески размышлять над текстом литературных произведений и гра­мотно излагать свои мысли в письменной форме. Пожалуй, это самые главные навыки, которые необходимо сформировать для успешного про­хождения через такое серьезное испытание, как вступительное или выпускное сочинение. Как известно, эти навыки не приобретаются за неделю или даже за месяц до экзамена, они формиру­ются на протяжении длительного времени При условии упорного труда. Чем больше времени и сил затрачено на подготовку, тем стабильнее ре­зультат и выше оценка.

Сочинение оценивается экзаменатором как по литературе, так и по русскому языку. Если у вас русский язык на два, то независимо от содержа­ния вашей работы, даже если «литературная» часть безупречна, что, впрочем, бывает редко, вы получите два, В сочинении не должно быть оши­бок: ни грамматических, ни лексических, ни стилистических. Нужно помнить, что экзамена­ционное сочинение — это своего рода небольшая научная работа историко-литературного плана и что существуют определенные требования, предъявляемые к стилю этой работы* Отбор слов и синтаксических конструкций, используемых при написании сочинения, отличается от тех, ко­торые мы привыкли употреблять в быту в нашей разговорной речи. Иными словами, мы пишем не так, как говорим, а говорим не так, как пишем, Кроме того, анализируя литературное произведе­ние, невозможно обойтись без специальных тер­минов и понятий, без них сочинение не будет по­хоже на убедительную научную работу, а риску­ет превратиться в набор бессодержательных фраз, не выражающих глубокого смысла. Невоз­можно, рассуждая на тему * Своеобразие сюжета и композиции комедии А, С. Грибоедова «Горе от ума*, избежать таких понятий, как экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, раз­вязка, любовный треугольник, общественный конфликт и т. д. Научитесь умело пользоваться литературоведческими терминами и понятиями, с содержанием которых вы можете ознакомиться при помощи словаря литературных терминов, расположенного в конце пособия.

Давно стало общеизвестной аксиомой» что же­лающим получить хорошую оценку по литерату­ре прежде всего необходимо знать содержание тех произведений, о которых они собираются пи­сать. Однако знание содержания литературного произведения предполагает многое. Это не толь­ко имена главных героев и второстепенных пер­сонажей и подробности их жизни, но и многое другое, имеющее отношение не только к содер­жанию, но и к форме анализируемого произведе­ния. Если из трех предложенных на вступитель­ном экзамене тем сочинений наиболее подходя­щей вам показалась «Темы и формы лирических отступлений в поэме Н. В, Гоголя «Мертвые ду­ши*, то вы как минимум должны знать, что в по­эме есть два основных типа лирических отступ­лений. Есть отступления, связанные с эпической частью, и отступления, раскрывающие положи­тельный идеал автора. Отступления эпического плана помогают автору сатирически показать Русь «хотя бы с одного боку». Они характеризу­ют помещиков, чиновников, губернское общест­во. Это иронические размышления автора о толс­тых и тоненьких, об умении обращаться, о жен­ских пансионах, о желудках господ средней руки и т, д. Отступления, противопоставленные эпи­ческой части, раскрывающие идеал автора, по­священы России, ее историческим судьбам, они связывают воедино темы дороги, русского наро­да, русского слова. Если вы» читая поэму, не об­ратили специально внимание на эти фрагменты текста, то, скорее всего, не сможете раскрыть эту тему.

Сочинения, посвященные лирике, предполага­ют, что пишущий очень хорошо знает программ­ные стихотворения, но, как правило, чтобы рас­крыть тему более полно, нужно знать больше. Например, анализируя лирику А. С. Пушкина, необходимо знание стихотворений, соответствующих каждому этапу его творчества. Это помо­жет отразить эволюцию его творческого мето­да, его мировоззрения, или, наоборот, показать неизменность каких-то жизненных принципов и ценностей.

На оценку сочинения влияет и то, насколько полно использован материал. Если при отборе материала что-то важное упущено, то тема мо­жет оказаться нераскрытой или раскрытой не­полно. Например, ваше сочинение на тему «Об­разы природы в лирике А.С.Пушкина* будет достаточно полным, если вы проанализируете стихотворения «Деревня», «Погасло дневное све­тило...», *К морю», «Анчар», «На холмах Гру­зил...*, «Зимнее утро», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Осень*. Также можно упомянуть не указанные в программе лицейские стихотво­рения «Воспоминания в Царском Селе» и «Лици-нию», для того чтобы показать особенности ран­ней лирики Пушкина, влияние классицизма и сентиментализма на его творчество в юности. Ес­ли материал для анализа отобран правильно, то пишущий сможет не только перечислить образы и картины природы, присутствующие в лирике Пушкина, но и проследить эволюцию творческо­го метода, показать его связь с мировоззрением поэта.

Отбор материала часто подсказывает формули­ровка темы сочинения, нужно быть просто вни­мательным, чтобы извлечь из нее всю необходи­мую для себя информацию. Это поможет дви­гаться в правильном направлении. Если вы пишете сочинение по произведениям Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина, Ма­яковского, то обратите внимание, нет ли в назва­нии темы таких слов, как «в лирике», «в поэ­зии», «в творчестве», «в произведениях». Если вам предлагают рассматривать только лирику, то нельзя брать поэмы и баллады, так как это не лирические, а лироэпические жанры. О них умест­но говорить, когда речь идет о поэзии или о твор­честве в целом. Если в формулировке темы стоит слово «творчество», то необходимо привлечь не только поэзию, но и прозаические произведения, если они есть. Хотя уместные ссылки на произве­дения любых литературных родов и жанров мо­гут присутствовать в тексте сочинения независи­мо от того, посвящено оно лирике, драме или эпосу*

Так, казалось бы, темы «Картины природы и их художественная роль в произведениях А. С. Пушкина» и «Образы природы в лирике А. С. Пушкина» похожи, но они предполагают разный отбор анализируемого материала. Первая тема существенно шире, и для ее успешного рас­крытия нужно взять не только те лирические стихотворения, которые были упомянуты выше, но и роман «Евгений Онегин», не забыв о знаме­нитом лирическом отступлении в главе «Путеше­ствие Онегина», в котором декларируется пово­рот от романтизма к реализму, а также поэму «Медный всадник» и повесть «Капитанская доч­ка» с присутствующими в них картинами разбу­шевавшейся природной стихии.

Постоянно контролируйте себя, чтобы не уйти от темы. Сочинение должно быть ответом на строго сформулированную тему. Все, что не спо­собствует ее раскрытию, уводит от нее в сторону, является недостатком экзаменационной работы. Поэтому, прежде чем приступить к работе, необ­ходимо понять, о чем писать. Для этого пораз­мышляйте над выбранной вами формулировкой, принимая во внимание все слова и понятия, включенные в нее, они не могут быть лишними.

На экзамене можно встретиться с нескольки­ми разновидностями тем. Возможно, не так уж сложно написать сочинение, в котором предлага­ется рассказать о жизненных принципах и идеалах героев или показать пути их духовных иска­ний. Например, «Общественные и нравственные идеалы Чацкого», «Жизненные идеалы и нравст­венный облик Чичикова», «Понимание смысла жизни Обломовым и Штольцем*, «Обретение смысла жизни Андреем Болконским», «Духов­но-нравственные поиски Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» и т. д.

Сложнее написать сочинение» если в его фор­мулировке есть слова «тема», «проблема», «идея», «мотив», «роль», «место»т «своеобра­зие», «образ».

Чаще всего абитуриенту приходится гшсатъ сочинение, в формулировку которого входит сло­во «тема». Например, *Тема одиночества в лири­ке М, Ю. Лермонтова и в романе «Герой нашего времени», «Тема крушения иллюзий в комедии А, С. Грибоедова «Горе от ума», «Тема правосу­дия в романе Ф. М, Достоевского «Преступление и наказание», «Тема свободы в творчестве М. Горького», «Тема любви в поэзии А. А. Бло­ка», «Тема зла в рассказе И, А, Бунина «Человек из Сан-Франциско» и т, д. В сочинениях такого рода необходимо не только вспомнить все лири­ческие стихотворения или фрагменты прозаиче­ского текста, в которых отражена интересующая вас тема, но и показать своеобразие авторского осмысления этой темы, объяснить, почему автор обратился к ней, что нового или необычного есть в его трактовке этой темы. Так, казалось бы, веч­ная и традиционная для литературы тема любви звучит совершенно по-разному в творчестве Пушкина, Лермонтова» Блока, Маяковского и Есенина, и это отличие и своеобразие необходимо показать. Если в лирике А. С, Пушкина любовь, наряду с дружбой, это одна из непреходящих жизненных ценностей, она является источником творческого вдохновения и духовного возрожде­ния личности, то в стихотворениях М. Ю. Лермонтова любовь трактуется трагически. Лириче­ский герой всегда несчастен в любви, он страдает от обмана и коварства возлюбленной. Счастье для него недосягаемо, а за кратковременным мо­ментом единства следует расставание навеки. В лирике А. А, Блока любовь — это мистическое чувство. Его возлюбленная — Прекрасная Дама или Незнакомка — это или воплощение Мировой Души» Вечной Женственности, или астральная дева, приблизившая мистический мир к реаль­ности, с которой ирреальный мир «древних пове­рий* проникает в ресторанный быт. В. В, Мая­ковский, обращаясь к теме любви, воспринимает ее не так, как она воспринималась и отражалась в традиции классики XIX века. Его любовь не по­хожа на то, что подразумевают под этим обывате­ли. Чувство, сформировавшееся в душе поэта, неизменно и верно, оно не «скукожится» «между служб, доходов и прочего». Утрата любви — жизненный закон, против которого восстает поэт. Он также не способен торговать чувством любви в отличие от «жирных*. Чувства поэта безграничны, любовь переполняет его, он готов отдать ее людям, но она никому не нужна, пото­му что огромна. В произведениях Есенина возни­кает образ негармоничной любви, часто лириче­ский герой его стихов — трагически одинокая личность, подавленная «роком событий*, или это поэт, растративший себя и свои чувства без остатка. В отношениях лирического героя и его возлюбленной нет безмятежности. Его любовь или прошедшая, или несостоявшаяся, или безот­ветственная, или конфликтная. Это сближает есенинскую любовную лирику с поэзией Лер­монтова.

На экзамене наиболее часты следующие фор­мулировки: тема любви, тема счастья (Блок), те­ма одиночества (Лермонтов), тема свободы (Пуш­кин, Лермонтов, Горький), тема чести (Пушкин, Лермонтов), тема верности долгу (Пушкин), тема несбывшихся надежд (Лермонтов), тема круше­ния иллюзий (Грибоедов), тема правосудия (До­стоевский), тема зла (Бунин), тема греха и про­щения (Булгаков), тема греха и его искупления (Островский), тема творчества (Пушкин, Лер­монтов, Булгаков), тема войны и мира (Шоло­хов), тема России (Пушкин, Лермонтов, Блок), тема Родины (Лермонтов, Некрасов, Ахматова, Блок), тема судьбы поэта (Пушкин, Лермонтов), тема судьбы (Толстой) и т. д.

Просмотров: 666 | Добавил: $Andrei$ | Теги: сочинение, как написать сочинение, как писать сочинение, ТАК КАК ЖЕ НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ? | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика