Сочинение — это письменная экзаменационная работа по
литературе и русскому языку, за которую каждый поступающий рассчитывает получить хорошую оценку.
С одной стороны, эта работа должна
удовлетворять многочисленным формальным
критериям и демонстрировать знания экзаменующегося, с другой стороны, она должна быть творческой и свидетельствовать о духовно-нравственном
уровне написавшей ее личности. Поэтому
попытка выучить наизусть, а потом
воспроизвести готовые образцы сочинений,
как правило, заканчивается безрезультатно. К тому же, как известно, формулировки тем сочинений, особенно в МГУ, чаще всего не повторяются,
а видоизменяются так, что пишущий поневоле
должен думать и писать самостоятельно, чтобы создать оригинальный текст, а не
воспроизводить готовый шаблон.
Поэтому в процессе подготовки к вступительному экзамену в университет» да и к школьному выпускному сочинению, необходимо научиться творчески размышлять над текстом литературных произведений и грамотно излагать свои мысли в письменной форме. Пожалуй, это самые главные навыки, которые необходимо
сформировать для успешного прохождения через
такое серьезное испытание, как вступительное или выпускное сочинение. Как
известно, эти навыки не приобретаются за неделю или даже за месяц
до экзамена, они формируются на протяжении длительного времени При условии
упорного труда. Чем больше времени и сил
затрачено на подготовку, тем стабильнее результат и выше оценка.
Сочинение
оценивается экзаменатором как по литературе,
так и по русскому языку. Если у вас русский
язык на два, то независимо от содержания
вашей работы, даже если «литературная» часть
безупречна, что, впрочем, бывает редко, вы получите два, В сочинении не должно
быть ошибок: ни грамматических, ни
лексических, ни стилистических. Нужно помнить, что экзаменационное сочинение — это своего рода небольшая научная работа историко-литературного плана и что существуют определенные требования, предъявляемые к стилю этой работы* Отбор слов и синтаксических конструкций, используемых при
написании сочинения, отличается от тех, которые
мы привыкли употреблять в быту в нашей разговорной
речи. Иными словами, мы пишем не так,
как говорим, а говорим не так, как пишем, Кроме того, анализируя литературное произведение, невозможно обойтись без специальных терминов и понятий, без них сочинение не будет похоже
на убедительную научную работу, а рискует
превратиться в набор бессодержательных фраз, не выражающих глубокого
смысла. Невозможно, рассуждая на тему *
Своеобразие сюжета и композиции
комедии А, С. Грибоедова «Горе от ума*,
избежать таких понятий, как экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, любовный треугольник, общественный конфликт
и т. д. Научитесь умело пользоваться литературоведческими терминами и
понятиями, с содержанием которых вы можете ознакомиться при помощи словаря литературных терминов, расположенного
в конце пособия.
Давно стало общеизвестной аксиомой» что желающим
получить хорошую оценку по литературе прежде всего необходимо знать содержание тех
произведений, о которых они собираются писать. Однако знание содержания литературного произведения
предполагает многое. Это не только имена главных героев и второстепенных персонажей и подробности их жизни, но и многое
другое, имеющее отношение не только к содержанию, но и к форме анализируемого
произведения. Если из трех
предложенных на вступительном экзамене тем сочинений наиболее подходящей вам показалась «Темы и формы лирических отступлений в поэме Н. В, Гоголя «Мертвые души*,
то вы как минимум должны знать, что в поэме
есть два основных типа лирических отступлений. Есть отступления,
связанные с эпической частью, и отступления,
раскрывающие положительный идеал
автора. Отступления эпического плана
помогают автору сатирически показать Русь «хотя бы с одного боку». Они
характеризуют помещиков, чиновников, губернское общество. Это иронические размышления автора о толстых и тоненьких, об умении обращаться, о женских
пансионах, о желудках господ средней руки и т, д. Отступления,
противопоставленные эпической части,
раскрывающие идеал автора, посвящены России, ее историческим судьбам, они
связывают воедино темы дороги, русского народа, русского слова. Если вы» читая поэму, не обратили специально внимание на эти фрагменты текста, то, скорее всего, не сможете раскрыть эту
тему.
Сочинения,
посвященные лирике, предполагают, что
пишущий очень хорошо знает программные
стихотворения, но, как правило, чтобы раскрыть тему более полно, нужно знать
больше. Например, анализируя лирику А.
С. Пушкина, необходимо знание
стихотворений, соответствующих каждому этапу его творчества. Это поможет
отразить эволюцию его творческого метода, его мировоззрения, или, наоборот, показать
неизменность каких-то жизненных принципов и
ценностей.
На оценку сочинения влияет и то, насколько полно
использован материал. Если при отборе материала что-то важное упущено, то тема может
оказаться нераскрытой или раскрытой неполно. Например, ваше сочинение на тему «Образы
природы в лирике А.С.Пушкина* будет достаточно полным, если вы проанализируете стихотворения
«Деревня», «Погасло дневное светило...», *К морю», «Анчар», «На холмах Грузил...*,
«Зимнее утро», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Осень*. Также можно упомянуть не
указанные в программе лицейские стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» и «Лици-нию», для того чтобы
показать особенности ранней лирики Пушкина,
влияние классицизма и сентиментализма
на его творчество в юности. Если
материал для анализа отобран правильно, то пишущий сможет не только перечислить образы и картины природы,
присутствующие в лирике Пушкина, но
и проследить эволюцию творческого
метода, показать его связь с мировоззрением поэта.
Отбор материала часто подсказывает формулировка
темы сочинения, нужно быть просто внимательным, чтобы извлечь из нее всю необходимую для себя информацию. Это поможет двигаться в правильном направлении. Если вы пишете сочинение по произведениям Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина, Маяковского, то обратите внимание, нет ли в названии темы таких слов, как «в лирике», «в поэзии», «в творчестве», «в произведениях». Если вам предлагают рассматривать только лирику, то нельзя
брать поэмы и баллады, так как это не лирические, а лироэпические жанры. О них уместно
говорить, когда речь идет о поэзии или о творчестве в
целом. Если в формулировке темы стоит слово «творчество», то необходимо привлечь не
только поэзию, но и прозаические произведения, если они
есть. Хотя уместные ссылки на произведения любых литературных родов и жанров могут
присутствовать в тексте сочинения независимо от того, посвящено оно лирике, драме или эпосу*
Так, казалось бы, темы «Картины природы и
их художественная роль в произведениях А. С. Пушкина» и «Образы природы в лирике А.
С. Пушкина» похожи, но они предполагают разный отбор анализируемого материала.
Первая тема существенно шире, и для ее успешного раскрытия
нужно взять не только те лирические стихотворения, которые были упомянуты выше, но
и роман «Евгений Онегин», не забыв о знаменитом лирическом отступлении в главе
«Путешествие Онегина», в котором декларируется поворот
от романтизма к реализму, а также поэму «Медный всадник» и повесть «Капитанская дочка»
с присутствующими в них картинами разбушевавшейся природной стихии.
Постоянно контролируйте себя, чтобы не уйти от
темы. Сочинение должно быть ответом на строго сформулированную тему. Все, что не способствует
ее раскрытию, уводит от нее в сторону, является недостатком экзаменационной работы. Поэтому,
прежде чем приступить к работе, необходимо понять, о чем писать. Для этого поразмышляйте
над выбранной вами формулировкой, принимая во внимание все слова и понятия, включенные
в нее, они не могут быть лишними.
На экзамене можно встретиться с несколькими
разновидностями тем. Возможно, не так уж сложно написать сочинение, в котором предлагается
рассказать о жизненных принципах и идеалах героев или показать пути их духовных исканий.
Например, «Общественные и нравственные идеалы Чацкого», «Жизненные идеалы и нравственный
облик Чичикова», «Понимание смысла жизни Обломовым и Штольцем*, «Обретение смысла
жизни Андреем Болконским», «Духовно-нравственные поиски Базарова в романе И.
С. Тургенева «Отцы и дети» и т. д.
Сложнее написать сочинение» если в его формулировке
есть слова «тема», «проблема», «идея», «мотив», «роль», «место»т
«своеобразие», «образ».
Чаще всего абитуриенту приходится гшсатъ сочинение,
в формулировку которого входит слово «тема». Например, *Тема одиночества в
лирике М, Ю. Лермонтова и в романе «Герой нашего времени»,
«Тема крушения иллюзий в комедии А, С. Грибоедова «Горе от ума», «Тема правосудия
в романе Ф. М, Достоевского «Преступление и наказание», «Тема свободы в творчестве М.
Горького», «Тема любви в поэзии А. А. Блока», «Тема зла в рассказе И, А, Бунина
«Человек из Сан-Франциско» и т, д. В сочинениях такого рода
необходимо не только вспомнить все лирические стихотворения или фрагменты
прозаического текста, в которых отражена интересующая вас тема, но
и показать своеобразие авторского осмысления этой темы, объяснить, почему автор
обратился к ней, что нового или необычного есть в его трактовке этой темы. Так,
казалось бы, вечная и традиционная для литературы тема любви звучит
совершенно по-разному в творчестве Пушкина, Лермонтова» Блока, Маяковского и Есенина,
и это отличие и своеобразие необходимо показать. Если в лирике А. С, Пушкина любовь,
наряду с дружбой, это одна из непреходящих жизненных ценностей, она является источником творческого
вдохновения и духовного возрождения личности, то в стихотворениях М. Ю. Лермонтова
любовь трактуется трагически. Лирический герой всегда несчастен в любви, он
страдает от обмана и коварства возлюбленной. Счастье для него недосягаемо,
а за кратковременным моментом единства
следует расставание навеки. В лирике
А. А, Блока любовь — это мистическое чувство. Его возлюбленная —
Прекрасная Дама или Незнакомка — это или
воплощение Мировой Души» Вечной
Женственности, или астральная дева,
приблизившая мистический мир к реальности,
с которой ирреальный мир «древних поверий* проникает в ресторанный быт.
В. В, Маяковский, обращаясь к теме любви, воспринимает ее не так, как она воспринималась и отражалась в традиции классики XIXвека.
Его любовь не похожа на то, что подразумевают под этим обыватели. Чувство,
сформировавшееся в душе поэта, неизменно и
верно, оно не «скукожится» «между служб,
доходов и прочего». Утрата любви — жизненный
закон, против которого восстает поэт.
Он также не способен торговать чувством любви в отличие от «жирных*.
Чувства поэта безграничны, любовь переполняет его, он готов отдать ее людям, но она никому не нужна, потому что огромна. В произведениях Есенина возникает
образ негармоничной любви, часто лирический
герой его стихов — трагически одинокая личность,
подавленная «роком событий*, или это поэт, растративший себя и свои
чувства без остатка. В отношениях лирического
героя и его возлюбленной нет
безмятежности. Его любовь или прошедшая, или несостоявшаяся, или безответственная, или конфликтная. Это сближает есенинскую любовную лирику с поэзией Лермонтова.
На экзамене наиболее часты следующие формулировки: тема любви,
тема счастья (Блок), тема одиночества
(Лермонтов), тема свободы (Пушкин,
Лермонтов, Горький), тема чести (Пушкин,Лермонтов),
тема верности долгу (Пушкин), тема несбывшихся надежд (Лермонтов), тема крушения
иллюзий (Грибоедов), тема правосудия (Достоевский), тема зла (Бунин), тема
греха и прощения (Булгаков), тема греха и его искупления (Островский),
тема творчества (Пушкин, Лермонтов, Булгаков), тема войны и мира (Шолохов),
тема России (Пушкин, Лермонтов, Блок), тема Родины (Лермонтов, Некрасов,
Ахматова, Блок), тема судьбы поэта (Пушкин, Лермонтов), тема
судьбы (Толстой) и т. д.