Сложнее написать сочинение» если в его формулировке
есть слова «тема», «проблема», «идея», «мотив», «роль», «место», «своеобразие», «образ».
Чаще всего абитуриенту приходится гшсатъ сочинение,
в формулировку которого входит слово «тема». Например, *Тема одиночества в
лирике М, Ю. Лермонтова и в романе «Герой нашего времени»,
«Тема крушения иллюзий в комедии А, С. Грибоедова «Горе от ума», «Тема правосудия
в романе Ф. М, Достоевского «Преступление и наказание», «Тема свободы в творчестве М.
Горького», «Тема любви в поэзии А. А. Блока», «Тема зла в рассказе И, А, Бунина
«Человек из Сан-Франциско» и т, д. В сочинениях такого рода
необходимо не только вспомнить все лирические стихотворения или фрагменты
прозаического текста, в которых отражена интересующая вас тема, но
и показать своеобразие авторского осмысления этой темы, объяснить, почему автор
обратился к ней, что нового или необычного есть в его трактовке этой темы. Так,
казалось бы, вечная и традиционная для литературы тема любви звучит
совершенно по-разному в творчестве Пушкина, Лермонтова» Блока, Маяковского и Есенина,
и это отличие и своеобразие необходимо показать. Если в лирике А. С, Пушкина любовь,
наряду с дружбой, это одна из непреходящих жизненных ценностей, она является источником творческого
вдохновения и духовного возрождения личности, то в стихотворениях М. Ю. Лермонтова
любовь трактуется трагически. Лирический герой всегда несчастен в любви, он
страдает от обмана и коварства возлюбленной. Счастье для него недосягаемо,
а за кратковременным моментом единства
следует расставание навеки. В лирике
А. А, Блока любовь — это мистическое чувство. Его возлюбленная —
Прекрасная Дама или Незнакомка — это или
воплощение Мировой Души» Вечной
Женственности, или астральная дева,
приблизившая мистический мир к реальности,
с которой ирреальный мир «древних поверий* проникает в ресторанный быт.
В. В, Маяковский, обращаясь к теме любви, воспринимает ее не так, как она воспринималась и отражалась в традиции классики XIXвека.
Его любовь не похожа на то, что подразумевают под этим обыватели. Чувство,
сформировавшееся в душе поэта, неизменно и
верно, оно не «скукожится» «между служб,
доходов и прочего». Утрата любви — жизненный
закон, против которого восстает поэт.
Он также не способен торговать чувством любви в отличие от «жирных*.
Чувства поэта безграничны, любовь переполняет его, он готов отдать ее людям, но она никому не нужна, потому что огромна. В произведениях Есенина возникает
образ негармоничной любви, часто лирический
герой его стихов — трагически одинокая личность,
подавленная «роком событий*, или это поэт, растративший себя и свои
чувства без остатка. В отношениях лирического
героя и его возлюбленной нет
безмятежности. Его любовь или прошедшая, или несостоявшаяся, или безответственная, или конфликтная. Это сближает есенинскую любовную лирику с поэзией Лермонтова.
На экзамене наиболее часты следующие формулировки: тема любви,
тема счастья (Блок), тема одиночества
(Лермонтов), тема свободы (Пушкин,
Лермонтов, Горький), тема чести (Пушкин,Лермонтов),
тема верности долгу (Пушкин), тема несбывшихся надежд (Лермонтов), тема крушения
иллюзий (Грибоедов), тема правосудия (Достоевский), тема зла (Бунин), тема
греха и прощения (Булгаков), тема греха и его искупления (Островский),
тема творчества (Пушкин, Лермонтов, Булгаков), тема войны и мира (Шолохов),
тема России (Пушкин, Лермонтов, Блок), тема Родины (Лермонтов, Некрасов,
Ахматова, Блок), тема судьбы поэта (Пушкин, Лермонтов), тема
судьбы (Толстой) и т. д.
Лучше заранее подумать, что вообще можно сказать
на предложенную тему. Иногда удобно начать сочинение с толкования ключевого слова:
любовь, счастье, свобода, судьба, иллюзия, честь,
долг, правосудие и т.д., предварительно уяснив себе содержание понятия, которое оно выражает.
Например, если вы пишите сочинение на тему греха и его прощения или искупления, то
неплохо уяснить, что слово «грех» употребляется в двух значениях. Во-первых, это предосудительный
поступок, совершенный в нарушение норм общественной морали, во-вторых, это нарушение
религиозных предписаний и правил у верующих, особенно если они склонны к соблюдению
формальных законов религии, а не ее духа. С понятием греха как безнравственного поступка
связаны понятия вины, искупления, покаяния, прощения
и наказания. Считается, что человек грешит не только перед другими людьми, но и перед
Богом, а поэтому он виноват и перед людьми, и перед Богом. Чтобы получить
прощение, то есть освободиться от чувства вины и изгладить
разрушительные последствия своего безнравственного поступка, человеку необходимо покаяться.
Покаяние— это изменение нашего мышления, нашего отношения к тому, что мы до сих пор
считали для себя допустимым, но что считается преступлением в глазах Бога и других людей.
Если человек, совершивший греховный поступок, кается искренне, то он получает
прощение и избавление от наказания. Если же, совершив грех, человек не
кается, то его ожидает вечная погибель. В
этом заключается смысл искупления. В
нарушении же религиозных предписаний
— отказе следовать букве мертвого закона — Бог никогда не обвиняет
человека, хотя люди по своей природе склонны подменять живые и искренние взаимоотношения с Ним формальным исполнением правил. Самым тяжелым грехом, с точки зрения Бога, считается неверие людей в Его любовь к ним, в возможности Божьего спасения, прощения грехов и силу Божьей благодати. Можно попробовать рассмотреть пьесу Островского
«Гроза», роман Булгакова «Мастер и Маргарита*,
«Преступление и наказание* Достоевского с этой точки зрения.
Упоминанием греха, страхом перед ним пронизаны
все разговоры Катерины, Кабанихи, Феклуши и сумасшедшей барыни в «Грозе». Они боятся греха, так как
этот соблазн лукавого, против которого трудно устоять, ведет в геенну огненную,
где все грешники будут гореть вечно в неугасимом огне. Как особенно тяжкий
грех, который ей никогда не замолить,
осознает Катерина свою любовь к
Борису. Хотя ее в отличие от Кабанихи
привлекала живая, духовная сторона христианской
веры, она также не имела представления
о Божьей любви, которая выражается в
прощении Им искренне кающегося человека. В сущности, это и стало причиной неразрешимого конфликта в сознании Катерины, который привел к ее трагической смерти. Как ни странно, о милосердном судье, перед которым после своей смерти предстала Катерина, в пьесе Островского говорит
рационалист КулигиН.
С темой греха связана тема правосудия, которая является
основополагающей в романе Достоевского
«Преступление и наказание*, как об этом свидетельствует уже само название этого произведения*
Правосудие в самом широком значении этого слова означает справедливое решение
дела или спора, и это касается не только уголовного преступления, влекущего за
собой неизбежное наказание, мера которого определяется судом.
Всегда следует помнить, что Достоевский, как и Гоголь, — это писатель с христианским
мировоззрением, утверждающий в своем творчестве высокие
духовные ценности. Недаром омраченный в своем разуме бесчеловечной, а лучше
сказать безбожной, идеей, Раскольников нарушил не
только юридический закон, но и Библейскую заповедь «неубий!». Поэтому наказание, настигшее
его, это не только семь лет каторги, но тяжелое
психическое состояние, развивавшееся с того момента, как он начал обдумывать свою идею, а
также отверженность или разобщенность с близкими людьми — матерью, сестрой и
Разумихи-ным. Свое положение после, казалось бы, удачно совершенного
убийства, не оставившего никаких улик, Раскольников в разговоре с Соней
оценивает как проклятие. Проклятие — это понятие, противоположное
благословению. Источником благословения является Бог, источником проклятия
— дьявол. Выслушав признание Расколь-никова, Соня Мармеладова восклицает, что
он отошел от Бога, и Бог его за это поразил, предал дьяволу.
Единственным выходом для убийцы было раскаяние. Поэтому Соня хочет, чтобы Раскольников
пошел на перекресток и публично покаялся. (Именно так в пьесе Островского поступает
Катерина, испуганная грозой, принимая ее как знамение Божьего суда.) Необходимость покаяния
Соня мотивирует тем, что Бог тогда опять пошлет Раскольникову жизнь. Это соответствует
Библейской концепции, в соответствии с которой люди, совершающие грехи, мертвы вглазах Бога; они живы
физически, но мертвы духовно. Подобные
представления побуждают Соню,
читающую Раскольникову притчу о воскрешении
Лазаря, выделить слова Иисуса: «Я есмь воскресение
и жизнь; верующий в меня, если и умрет,
оживет, И всякий живущий и верующий в меня не умрет вовек*. Свое
духовное воскресение из мертвых, подобное
физическому воскресению Лазаря,
Раскольников переживает в эпилоге.
Если в формулировке выбранной вами темы есть слово «идея»
(«Идея очищения и смысл финала в романе Ф.
М. Достоевского», «Идея гуманизма в
рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека*),
то необходимо не только достаточно полно представить определенный
материал, сказать, почему автор обратился к
нему, но постараться выяснить, что и
какими средствами автор утверждает,
каково его отношение к жизненным явлениям,
изображенным в произведении. Так, в «Преступлении и наказании»
Достоевский всем ходом романных событий
утверждает необходимость очищения через покаяние, то есть поворот человека
к Богу, и духовное возрождение личности.
Все используемые им художественные средства
служат для демонстрации этой идеи. Свое
окончательное воплощение она достигает в эпилоге романа, когда раскаявшийся
герой получает освобождение от бесчеловечной теории, захватившей его
ум и подчинившей его волю. Он возрождается
для новой жизни, готовый длительным страданием искупить совершенное им злодеяние.
Другое
слово, с которым можно встретиться в формулировке темы, — это «проблема*. «Проблема добра и зла в романе М, Ю. Лермонтова «Герой нашего времени*, * Проблема добра и зла в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», «Проблема царской милости в произведениях А.С.Пушкина и М. Ю. Лермонтова*,
«Проблема фатализма в романах. М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и Л. Н.
Толстого «Война и мир*, «Проблема власти и насилия в романе А. Н. Толстого
«Петр Первый», «Проблема личной свободы и классовой необходимости в романе М. А.
Шолохова «Тихий Дон».
Даже
если слово «проблема* отсутствует, то, очевидно,
что оно подразумевается: «Добро и зло в
повести А, С. Пушкина «Капитанская дочка*, «Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита*, «Кто же главный герой романа А.
С, Пушкина «Евгений Онегин»?»', «Идеал и действительность в лирике М. Ю.
Лермонтова», «Идея и любовь в судьбе героев
И, С. Тургенева и Ф. М,
Достоевского», «Божья стихия» и воля человека в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник», «Судьба человека и ход
истории в поэме А. С. Пушкина «Медный
всадник», «Научный эксперимент и его
социальный результат в повести М, А.
Булгакова «Собачье сердце», «Человек и
обстоятельства в произведениях А. И. Солженицына» и т. д.
Чтобы успешно справиться с таким сочинением,
необходимо помнить, что проблема — это сложный вопрос, задача, требующая исследования
и разрешения. Поэтому вы должны прежде всего осознать, что названная в формулировке
сочинения проблема действительно существует, и в своем
сочинении провести исследование зтой проблемы и прийти к определенным, возможно неоднозначным,
выводам, которые требуется логически обосновать. Такт например,
Достоевский по-своему решил проблему главного героя в романе
Пушкина «Евгений Онегин*, В своей речи на праздновании юбилея великого поэта на
вопрос: «Кто же главный герой романа Пушкина «Евгений Онегин»?* — он ответил: «Может
быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал
свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня
поэмы». Достоевский имел полное право на такое решение, оно не
противоречит сути литературного произведения:
именно Татьяна для автора была «милым идеалом». Однако однозначного решения проблемы, как правило, нет, это всегда необходимо учитывать при размышлении на предложенную
тему.
Другой
пример. Проблема добра и зла — одна из
сложных и неподдающихся однозначному решению. Безусловно, что зло отвратительно и не имеет никакого оправдания, тогда как добро спасительно для человека, оно— основа человеческой
жизни. Но что является злом, а что добром, как
они проявляются в жизни человека, в его природе и характере, это требует
пристального исследования. Как известно,
роман Лермонтова «Герой нашего
времени» просто изобилует безнравственными
поступками и даже злодеяниями!
которые совершил Печорин. Поэтому велико искушение назвать героя времени
человеком порочным, Николай Iтак
и сделал, поддавшись этому
искушению. Даже сам автор в одном из предисловий
к роману пишет, что его герой — это
портрет, собранный из пороков всего поколения в полном их развитии. Однако не все так просто. Проблематика романа Лермонтова, как известно, связана с такой сложной, неоднозначной личностью, как Печорин, а не с простым, по-человечески симпатичным Максимом Макси-мычем.
Именно в Печорине, несмотря на все его недостатки, автор видит
потенциальные возможности. Примером этому
является финал романа — повесть
«Фаталист*, в которой Печорин совершил
настоящий подвиг. Он, рискуя жизнью, захватил
зарубившего Вулича казака, которого уже
хотели пристрелить, и тем самым спас его от окаянной смерти. Все офицеры поздравляли Печорина
— «и точно, было с чем*! Таким он запоминается читателю, покидая страницы романа. Такой
финал выражает авторский оптимизм, его веру в скрытые возможности человеческой
природы.
Эпиграфом к роману «Мастер и Маргарита» М.
А. Булгаков выбрал цитату из «Фауста» Гёте: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и
вечно совершает благо». Это слова Мефистофеля — духа
зла, искушающего человека. Однако у человека есть свободная воля и ему дано право выбора
между добром и злом, и он должен нести ответственность за
свои поступки. Каждый из живущих на этой земле будет испытан и получит то,
что заслуживает. Эта мысль красной нитью проходит через весь роман Булгакова.
С этой точки зрения автор судит всех персонажей романа: от безымянных
москвичей, участвовавших в представлении Воланда в варьете и соблазнившихся на
модную одежду и денежный дождь «с небеса, до Мастера и Понтия Пилата. Один из них проявил
слабость, а другой — трусость, не решившись поступить в соответствии с тем пониманием
добра и истины, которое было открыто им. Добро, как считал Владимир Соловьев,
это высшая истина, в соответствии с которой человек может
поступать помимо всяких корыстных соображений, ради самой идеи добра, из одного уважения
к долгу или нравственному закону»
Исследованию проблемы добра и зла, а также милости,
которая превыше правосудия, посвящена повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка*.
Автор обращается к истории Крестьянской войны под предводительством Пугачева, однако нравственные
коллизии, которые он исследует, ничем не отличаются от тех, с которыми сталкивается
человек во все времена. Все персонажи повести: Петр Гринев, Швабрин, капитан Миронов,
Иван Игнатьевич и даже Маша Миронова —в трудную минуту их жизни должны были решать,
чему следовать — чувству долга, сохранив тем самым свое человеческое достоинство, или
пойти на компромисс с собственной совестью. Их готовность
следовать чувству долга испытывалась страхом смерти. Капитан Миронов и Иван Игнатьевич погибли» не посчитав возможным изменить присяге, данной императрице, и перейти на
сторону Пугачева, Мужество Петра Гринева несколько раз подвергалось испытанию» несколько раз он был готов расстаться с жизнью, его спасала лишь счастливая случайность. Даже Маша
Миронова дважды оказывалась перед необходимостью
нравственного выбора, и всякий раз
проявляла незаурядное мужество, поступая в соответствии с нравственными
нормами, усвоенными в течение своей
недолгой жизни. Ее первым
испытанием, через которое она с успехом прошла, было предложение Гринева венчаться без благословения его родителей. Она отказалась выйти замуж за любимого человека и устроить свое счастье таким недостойным образом. Во втором — она одержала нравственную победу, отвергнув предложение стать женой нелюбимого ею Швабрина. Даже угроза жестокой расправы не
сломила мужество Маши. Возможно, именно поэтому она, как и ее избранник, была
впоследствии вознаграждена.
Однако нравственная бескомпромиссность героев
Пушкина не мотивирована их или классовой принадлежностью дворянина или сторонника
восставших, она следствие их человечности. Недаром Пугачев, которого все дворяне считали вором и разбойником,
спасает беззащитную сироту от притеснения
Швабрина, несмотря на то что она
дочь казненного им врага, а Гринев видит в предводителе восстания не
только злодея, но и человека, способного
оказывать милость. Поэтому решение проблемы добра и зла в романе Лермонтова «Герой нашего времени*, в романе Булгакова «Мастер и
Маргарита» и в повести Пушкина «Капитанская
дочка», да и в самой жизни, требует тщательного исследования.
Слово
«мотив» выделяет еще одну группу сочинений;
«Мотив слухов и сплетен и его художественная
роль в произведениях А. С. Грибоедова
и Н. В, Гоголя*, «Мотив дуэли в творчестве А, С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова», «Мотив одиночества в творчестве М. Ю.
Лермонтова*, «Философские мотивы лирики М. Ю. Лермонтова», ^Мотивы свободы и покоя в лирике М. Ю. Лермонтова^, «Пушки некие мотивы в
творчестве М. Ю, Лермонтова», «Мотив взяточничества и его
художественное воплощение в произведениях Н. В. Гоголя», «Мотив слухов к сплетен и его художественная роль в произведениях А. С. Грибоедова и Н. В. Гоголя», «Мотив дороги
в творчестве Н. В. Гоголя и Н, А. Некрасова*,
«Мотивы лирики С. А. Есенина», «Мотивы
одиночества и тоски в лирике С. А. Есенина», аМотив материнской любви в романе
М. А. Шолохова «Тихий Дон».