Литература
Понедельник, 21.08.2017, 18:52
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1117
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Декабрь » 3 » ТАК КАК ЖЕ НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ?
22:43
ТАК КАК ЖЕ НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ?

ТАК КАК ЖЕ НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ?

..... продолжение

Сложнее написать сочинение» если в его фор­мулировке есть слова «тема», «проблема», «идея», «мотив», «роль», «место», «своеобра­зие», «образ».

Чаще всего абитуриенту приходится гшсатъ сочинение, в формулировку которого входит сло­во «тема». Например, *Тема одиночества в лири­ке М, Ю. Лермонтова и в романе «Герой нашего времени», «Тема крушения иллюзий в комедии А, С. Грибоедова «Горе от ума», «Тема правосу­дия в романе Ф. М, Достоевского «Преступление и наказание», «Тема свободы в творчестве М. Горького», «Тема любви в поэзии А. А. Бло­ка», «Тема зла в рассказе И, А, Бунина «Человек из Сан-Франциско» и т, д. В сочинениях такого рода необходимо не только вспомнить все лири­ческие стихотворения или фрагменты прозаиче­ского текста, в которых отражена интересующая вас тема, но и показать своеобразие авторского осмысления этой темы, объяснить, почему автор обратился к ней, что нового или необычного есть в его трактовке этой темы. Так, казалось бы, веч­ная и традиционная для литературы тема любви звучит совершенно по-разному в творчестве Пушкина, Лермонтова» Блока, Маяковского и Есенина, и это отличие и своеобразие необходимо показать. Если в лирике А. С, Пушкина любовь, наряду с дружбой, это одна из непреходящих жизненных ценностей, она является источником творческого вдохновения и духовного возрожде­ния личности, то в стихотворениях М. Ю. Лермонтова любовь трактуется трагически. Лириче­ский герой всегда несчастен в любви, он страдает от обмана и коварства возлюбленной. Счастье для него недосягаемо, а за кратковременным мо­ментом единства следует расставание навеки. В лирике А. А, Блока любовь — это мистическое чувство. Его возлюбленная — Прекрасная Дама или Незнакомка — это или воплощение Мировой Души» Вечной Женственности, или астральная дева, приблизившая мистический мир к реаль­ности, с которой ирреальный мир «древних пове­рий* проникает в ресторанный быт. В. В, Мая­ковский, обращаясь к теме любви, воспринимает ее не так, как она воспринималась и отражалась в традиции классики XIX века. Его любовь не по­хожа на то, что подразумевают под этим обывате­ли. Чувство, сформировавшееся в душе поэта, неизменно и верно, оно не «скукожится» «между служб, доходов и прочего». Утрата любви — жизненный закон, против которого восстает поэт. Он также не способен торговать чувством любви в отличие от «жирных*. Чувства поэта безграничны, любовь переполняет его, он готов отдать ее людям, но она никому не нужна, пото­му что огромна. В произведениях Есенина возни­кает образ негармоничной любви, часто лириче­ский герой его стихов — трагически одинокая личность, подавленная «роком событий*, или это поэт, растративший себя и свои чувства без остатка. В отношениях лирического героя и его возлюбленной нет безмятежности. Его любовь или прошедшая, или несостоявшаяся, или безот­ветственная, или конфликтная. Это сближает есенинскую любовную лирику с поэзией Лер­монтова.

На экзамене наиболее часты следующие фор­мулировки: тема любви, тема счастья (Блок), те­ма одиночества (Лермонтов), тема свободы (Пуш­кин, Лермонтов, Горький), тема чести (Пушкин, Лермонтов), тема верности долгу (Пушкин), тема несбывшихся надежд (Лермонтов), тема круше­ния иллюзий (Грибоедов), тема правосудия (До­стоевский), тема зла (Бунин), тема греха и про­щения (Булгаков), тема греха и его искупления (Островский), тема творчества (Пушкин, Лер­монтов, Булгаков), тема войны и мира (Шоло­хов), тема России (Пушкин, Лермонтов, Блок), тема Родины (Лермонтов, Некрасов, Ахматова, Блок), тема судьбы поэта (Пушкин, Лермонтов), тема судьбы (Толстой) и т. д.

Лучше заранее подумать, что вообще можно сказать на предложенную тему. Иногда удобно начать сочинение с толкования ключевого слова: любовь, счастье, свобода, судьба, иллюзия, честь, долг, правосудие и т.д., предварительно уяснив себе содержание понятия, которое оно выражает. Например, если вы пишите сочинение на тему греха и его прощения или искупления, то неплохо уяснить, что слово «грех» употребля­ется в двух значениях. Во-первых, это предосу­дительный поступок, совершенный в нарушение норм общественной морали, во-вторых, это нару­шение религиозных предписаний и правил у ве­рующих, особенно если они склонны к соблюде­нию формальных законов религии, а не ее духа. С понятием греха как безнравственного поступка связаны понятия вины, искупления, покаяния, прощения и наказания. Считается, что человек грешит не только перед другими людьми, но и перед Богом, а поэтому он виноват и перед людь­ми, и перед Богом. Чтобы получить прощение, то есть освободиться от чувства вины и изгладить разрушительные последствия своего безнравст­венного поступка, человеку необходимо покаять­ся. Покаяние— это изменение нашего мышле­ния, нашего отношения к тому, что мы до сих пор считали для себя допустимым, но что счита­ется преступлением в глазах Бога и других людей. Если человек, совершивший греховный по­ступок, кается искренне, то он получает проще­ние и избавление от наказания. Если же, совер­шив грех, человек не кается, то его ожидает веч­ная погибель. В этом заключается смысл искуп­ления. В нарушении же религиозных предписа­ний — отказе следовать букве мертвого закона — Бог никогда не обвиняет человека, хотя люди по своей природе склонны подменять живые и иск­ренние взаимоотношения с Ним формальным ис­полнением правил. Самым тяжелым грехом, с точки зрения Бога, считается неверие людей в Его любовь к ним, в возможности Божьего спа­сения, прощения грехов и силу Божьей благода­ти. Можно попробовать рассмотреть пьесу Ост­ровского «Гроза», роман Булгакова «Мастер и Маргарита*, «Преступление и наказание* Дос­тоевского с этой точки зрения.

Упоминанием греха, страхом перед ним про­низаны все разговоры Катерины, Кабанихи, Феклуши и сумасшедшей барыни в «Грозе». Они боятся греха, так как этот соблазн лукавого, про­тив которого трудно устоять, ведет в геенну ог­ненную, где все грешники будут гореть вечно в неугасимом огне. Как особенно тяжкий грех, ко­торый ей никогда не замолить, осознает Катери­на свою любовь к Борису. Хотя ее в отличие от Кабанихи привлекала живая, духовная сторона христианской веры, она также не имела пред­ставления о Божьей любви, которая выражается в прощении Им искренне кающегося человека. В сущности, это и стало причиной неразрешимо­го конфликта в сознании Катерины, который привел к ее трагической смерти. Как ни странно, о милосердном судье, перед которым после своей смерти предстала Катерина, в пьесе Островского говорит рационалист КулигиН.

С темой греха связана тема правосудия, ко­торая является основополагающей в романе Достоевского «Преступление и наказание*, как об этом свидетельствует уже само название этого произведения* Правосудие в самом широком зна­чении этого слова означает справедливое реше­ние дела или спора, и это касается не только уго­ловного преступления, влекущего за собой неиз­бежное наказание, мера которого определяется судом. Всегда следует помнить, что Достоевский, как и Гоголь, — это писатель с христианским ми­ровоззрением, утверждающий в своем творчестве высокие духовные ценности. Недаром омрачен­ный в своем разуме бесчеловечной, а лучше ска­зать безбожной, идеей, Раскольников нарушил не только юридический закон, но и Библейскую заповедь «неубий!». Поэтому наказание, настиг­шее его, это не только семь лет каторги, но тяже­лое психическое состояние, развивавшееся с того момента, как он начал обдумывать свою идею, а также отверженность или разобщенность с близ­кими людьми — матерью, сестрой и Разумихи-ным. Свое положение после, казалось бы, удачно совершенного убийства, не оставившего никаких улик, Раскольников в разговоре с Соней оценива­ет как проклятие. Проклятие — это понятие, противоположное благословению. Источником благословения является Бог, источником про­клятия — дьявол. Выслушав признание Расколь-никова, Соня Мармеладова восклицает, что он отошел от Бога, и Бог его за это поразил, предал дьяволу. Единственным выходом для убийцы было раскаяние. Поэтому Соня хочет, чтобы Рас­кольников пошел на перекресток и публично по­каялся. (Именно так в пьесе Островского посту­пает Катерина, испуганная грозой, принимая ее как знамение Божьего суда.) Необходимость по­каяния Соня мотивирует тем, что Бог тогда опять пошлет Раскольникову жизнь. Это соот­ветствует Библейской концепции, в соответствии с которой люди, совершающие грехи, мертвы в глазах Бога; они живы физически, но мертвы ду­ховно. Подобные представления побуждают Со­ню, читающую Раскольникову притчу о воскре­шении Лазаря, выделить слова Иисуса: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня, если и умрет, оживет, И всякий живущий и верующий в меня не умрет вовек*. Свое духовное воскре­сение из мертвых, подобное физическому воскре­сению Лазаря, Раскольников переживает в эпи­логе.

Если в формулировке выбранной вами темы есть слово «идея» («Идея очищения и смысл фи­нала в романе Ф. М. Достоевского», «Идея гума­низма в рассказе М. А. Шолохова «Судьба чело­века*), то необходимо не только достаточно пол­но представить определенный материал, сказать, почему автор обратился к нему, но постараться выяснить, что и какими средствами автор ут­верждает, каково его отношение к жизненным явлениям, изображенным в произведении. Так, в «Преступлении и наказании» Достоевский всем ходом романных событий утверждает необходи­мость очищения через покаяние, то есть поворот человека к Богу, и духовное возрождение лич­ности. Все используемые им художественные средства служат для демонстрации этой идеи. Свое окончательное воплощение она достигает в эпилоге романа, когда раскаявшийся герой полу­чает освобождение от бесчеловечной теории, за­хватившей его ум и подчинившей его волю. Он возрождается для новой жизни, готовый дли­тельным страданием искупить совершенное им злодеяние.

Другое слово, с которым можно встретиться в формулировке темы, — это «проблема*. «Про­блема добра и зла в романе М, Ю. Лермонтова «Герой нашего времени*, * Проблема добра и зла в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», «Проблема царской милости в произведениях А.С.Пушкина и М. Ю. Лермонто­ва*, «Проблема фатализма в романах. М. Ю. Лер­монтова «Герой нашего времени» и Л. Н. Толсто­го «Война и мир*, «Проблема власти и насилия в романе А. Н. Толстого «Петр Первый», «Пробле­ма личной свободы и классовой необходимости в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Даже если слово «проблема* отсутствует, то, очевидно, что оно подразумевается: «Добро и зло в повести А, С. Пушкина «Капитанская дочка*, «Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита*, «Кто же главный герой романа А. С, Пушкина «Евгений Онегин»?»', «Идеал и действительность в лирике М. Ю. Лермонтова», «Идея и любовь в судьбе героев И, С. Тургенева и Ф. М, Достоевского», «Божья стихия» и воля че­ловека в поэме А.С.Пушкина «Медный всад­ник», «Судьба человека и ход истории в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник», «Научный эксперимент и его социальный результат в повес­ти М, А. Булгакова «Собачье сердце», «Человек и обстоятельства в произведениях А. И. Солже­ницына» и т. д.

Чтобы успешно справиться с таким сочинени­ем, необходимо помнить, что проблема — это сложный вопрос, задача, требующая исследова­ния и разрешения. Поэтому вы должны прежде всего осознать, что названная в формулировке сочинения проблема действительно существует, и в своем сочинении провести исследование зтой проблемы и прийти к определенным, возможно неоднозначным, выводам, которые требуется ло­гически обосновать. Такт например, Достоевский по-своему решил проблему главного  героя в ро­мане Пушкина «Евгений Онегин*, В своей ре­чи на праздновании юбилея великого поэта на вопрос: «Кто же главный герой романа Пуш­кина «Евгений Онегин»?* — он ответил: «Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онеги­на, ибо бесспорно она главная героиня поэмы». Достоевский имел полное право на такое реше­ние, оно не противоречит сути литературного произведения: именно Татьяна для автора была «милым идеалом». Однако однозначного реше­ния проблемы, как правило, нет, это всегда необ­ходимо учитывать при размышлении на предло­женную тему.

Другой пример. Проблема добра и зла — одна из сложных и неподдающихся однозначному ре­шению. Безусловно, что зло отвратительно и не имеет никакого оправдания, тогда как добро спа­сительно для человека, оно— основа человече­ской жизни. Но что является злом, а что добром, как они проявляются в жизни человека, в его природе и характере, это требует пристального исследования. Как известно, роман Лермонтова «Герой нашего времени» просто изобилует без­нравственными поступками и даже злодеяния­ми! которые совершил Печорин. Поэтому велико искушение назвать героя времени человеком по­рочным, Николай I так и сделал, поддавшись этому искушению. Даже сам автор в одном из предисловий к роману пишет, что его герой — это портрет, собранный из пороков всего поколе­ния в полном их развитии. Однако не все так просто. Проблематика романа Лермонтова, как известно, связана с такой сложной, неоднознач­ной личностью, как Печорин, а не с простым, по-человечески симпатичным Максимом Макси-мычем. Именно в Печорине, несмотря на все его недостатки, автор видит потенциальные возмож­ности. Примером этому является финал рома­на — повесть «Фаталист*, в которой Печорин со­вершил настоящий подвиг. Он, рискуя жизнью, захватил зарубившего Вулича казака, которого уже хотели пристрелить, и тем самым спас его от окаянной смерти. Все офицеры поздравляли Печорина — «и точно, было с чем*! Таким он запо­минается читателю, покидая страницы романа. Такой финал выражает авторский оптимизм, его веру в скрытые возможности человеческой при­роды.

Эпиграфом к роману «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков выбрал цитату из «Фауста» Гёте: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Это слова Мефистофеля — ду­ха зла, искушающего человека. Однако у челове­ка есть свободная воля и ему дано право выбора между добром и злом, и он должен нести ответ­ственность за свои поступки. Каждый из живу­щих на этой земле будет испытан и получит то, что заслуживает. Эта мысль красной нитью про­ходит через весь роман Булгакова. С этой точки зрения автор судит всех персонажей романа: от безымянных москвичей, участвовавших в пред­ставлении Воланда в варьете и соблазнившихся на модную одежду и денежный дождь «с небеса, до Мастера и Понтия Пилата. Один из них про­явил слабость, а другой — трусость, не решив­шись поступить в соответствии с тем понимани­ем добра и истины, которое было открыто им. Добро, как считал Владимир Соловьев, это выс­шая истина, в соответствии с которой человек может поступать помимо всяких корыстных со­ображений, ради самой идеи добра, из одного уважения к долгу или нравственному закону»

Исследованию проблемы добра и зла, а также милости, которая превыше правосудия, посвя­щена повесть А. С. Пушкина «Капитанская доч­ка*. Автор обращается к истории Крестьянской войны под предводительством Пугачева, однако нравственные коллизии, которые он исследует, ничем не отличаются от тех, с которыми сталки­вается человек во все времена. Все персонажи по­вести: Петр Гринев, Швабрин, капитан Миронов, Иван Игнатьевич и даже Маша Миронова — в трудную минуту их жизни должны были ре­шать, чему следовать — чувству долга, сохранив тем самым свое человеческое достоинство, или пойти на компромисс с собственной совестью. Их готовность следовать чувству долга испытыва­лась страхом смерти. Капитан Миронов и Иван Игнатьевич погибли» не посчитав возможным из­менить присяге, данной императрице, и перейти на сторону Пугачева, Мужество Петра Гринева несколько раз подвергалось испытанию» не­сколько раз он был готов расстаться с жизнью, его спасала лишь счастливая случайность. Даже Маша Миронова дважды оказывалась перед не­обходимостью нравственного выбора, и всякий раз проявляла незаурядное мужество, поступая в соответствии с нравственными нормами, усвоен­ными в течение своей недолгой жизни. Ее пер­вым испытанием, через которое она с успехом прошла, было предложение Гринева венчаться без благословения его родителей. Она отказалась выйти замуж за любимого человека и устроить свое счастье таким недостойным образом. Во вто­ром — она одержала нравственную победу, от­вергнув предложение стать женой нелюбимого ею Швабрина. Даже угроза жестокой расправы не сломила мужество Маши. Возможно, именно поэтому она, как и ее избранник, была впослед­ствии вознаграждена.

Однако нравственная бескомпромиссность ге­роев Пушкина не мотивирована их или классо­вой принадлежностью дворянина или сторонни­ка восставших, она следствие их человечности. Недаром Пугачев, которого все дворяне считали вором и разбойником, спасает беззащитную си­роту от притеснения Швабрина, несмотря на то что она дочь казненного им врага, а Гринев видит в предводителе восстания не только злодея, но и человека, способного оказывать милость. Поэто­му решение проблемы добра и зла в романе Лермонтова «Герой нашего времени*, в романе Бул­гакова «Мастер и Маргарита» и в повести Пуш­кина «Капитанская дочка», да и в самой жизни, требует тщательного исследования.

Слово «мотив» выделяет еще одну группу со­чинений; «Мотив слухов и сплетен и его художе­ственная роль в произведениях А. С. Грибоедо­ва и Н. В, Гоголя*, «Мотив дуэли в творчестве А, С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова», «Мотив одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова*, «Философские мотивы лирики М. Ю. Лермонто­ва», ^Мотивы свободы и покоя в лирике М. Ю. Лермонтова^, «Пушки некие мотивы в творчестве М. Ю, Лермонтова», «Мотив взяточ­ничества и его художественное воплощение в произведениях Н. В. Гоголя», «Мотив слухов к сплетен и его художественная роль в произведе­ниях А. С. Грибоедова и Н. В. Гоголя», «Мотив дороги в творчестве Н. В. Гоголя и Н, А. Некра­сова*, «Мотивы лирики С. А. Есенина», «Моти­вы одиночества и тоски в лирике С. А. Есенина», аМотив материнской любви в романе М. А. Шо­лохова «Тихий Дон».

Просмотров: 284 | Добавил: $Andrei$ | Теги: ТАК КАК ЖЕ НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ? | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика