Тема одиночества в
лирике М. КХ Лермонтова
Тема одиночества является одной из ведущих в лирике Лермонтова. Это во многом объясняется методом, которым написаны его стихи, и неповторимыми
особенностями личности поэта, его мироощущения
и творческого дара, Лермонтов — поэт-ром антик,
поэтому часто лирический герой его стихов — это одинокая, гордая личность, противостоящая обществу, с которым она находится в неразрешимом конфликте. У него нет друга, способного поддержать его «в минуту душевной невзгоды», нет возлюбленной. Он одинок в толпе,
а временами его одиночество достигает
вселенского масштаба.
Уже
в раннем творчестве эта тема декларируется поэтом как основная, В стихотворении «Одиночество»» написанном в 1830 году,
лирический герой
осознает, что весь свой жизненный путь от рождения до смерти ему предстоит пройти одному. Тоска по родной душе
сопровождает героя стихотворений Лермонтова на
протяжении всей его жизни. Ему горестно
осознавать, что утешения дружбы, поддержка близкого человека недоступны для него. В стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью...» лирический герой томится ожиданием «души родной», напрасно ждет «вестника избавления», который откроет ему назначение жизни. Его усталая душа, объятая тьмой и холодом, готова уйти из этого мира, не
оставив брата, друга. Стихотворение «И скучно,
и грустно..,» 1840 года свидетельствует о полном одиночестве даже «в
минуту душевной невзгоды», когда некому подать руку, нет рядом близкого человека, способного выразить сочувствие и понимание, оказать дружескую поддержку.
Лирический
герой Лермонтова также несчастлив в любви, его
преследуют измена и предательство. Любовь не приносит ему радости, не
дарит счастья. В стихотворении «Я не унижусь
пред тобою»«,» 1830 года поэт изумлен
коварством своей возлюбленной»
которая поначалу казалась ему ангелом. В связи с мотивом одиночества и обмана в стихах Лермонтова появляется образ нищего, отверженного и презираемого всеми. В стихотворении «Нищий» 1830 года жаждущий ответной любви
лирический герой сравнивает себя с бедняком, просящим подаяние, чтобы не
умереть с голода. Но его надежда на
помощь и сострадание людей не
оправдалась: кто-то в насмешку положил
камень в его протянутую руку. Так, лучшие чувства героя стихотворения были
обмануты. Любовь, о которой он молил,
оказалась ему недоступной, а сам он отвергнут своей возлюбленной.
Одиночество
героя лирических стихотворений Лермонтова распространяется не только на его личную жизнь, он одинок и в обществе, у него нет товарищей, нет единомышленников, разделяющих с ним убеждения и жизненные принципы.
В стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен...» 1840 года герой,
оказавшись на маскараде, чувствует себя
чужим среди веселящейся равнодушной толпы. Ему тяжело оттого, что его окружают
«образы бездушные людей, пршгичьем стянутые маски», неспособные на проявление человеческого тепла, сочувствия,
со-етраданиян Чтобы найти утешение в этой ситуации, лирический герой устремляется мечтой в мир детства, где сосредоточено для него все самое дорогое. Бегство в память, в мечту — любимый романтический
мотив Лермонтов а-поэт а. Он вспоминает
себя ребенком, воскрешает в своем воображении
отрадные для него картины детства. Не имея возможности полюбить ни одну
из светских красавиц, присутствующих на балу, он создает в своем воображении портрет прекрасной возлюбленной. Этот
вымышленный образ целиком овладевает его
сердцем. Но мечта — это не реальность,
опомнившись, лирический герой узнает
обман» и ему хочется бросить в лицо светскому обществу «железный стих, облитый горечью и злостью?.
Поэт одинок не только в толпе на бал-маскараде, он чувствует себя одиноким и среди своего поколения.
Сознавая себя на голову выше общества» его
окружающего, он понимает, что пороки
его поколения свойственны и ему. Однако он считает себя вправе судить своих современников, В стихотворении «Дума» 1840 года, противопоставляя
себя своему поколению, он обвиняет
его в отсутствие высоких жизненных идеалов
и положительных ценностей: в бездействии
и бесцельном существовании, в равнодушии к
добру и злу и рабской покорности перед властью, в малодушии перед опасностью и неспособностью жертвовать собой ради
достижения идеалов,
Мотив
человеческой разобщенности и вечного одиночества
появляется в стихотворении «На севере диком стоит одиноко...и, представляющем собой вольный перевод стихотворения Гейне. Допустив существенное отступление от смысла оригинала, Лермонтов изображает два существа одного рода, а
не мужского и женского, как у Гейне.
Вследствие этого стихотворение приобретает более
общий смысл, поэтически выражая тоску по
человеческому единству.
Порой
одиночество лирического героя приобретает космические масштабы, он чувствует
себя одиноким во всем мире, подобно демону, с презрением взирающим на всю вселенную, сотворенную
Богом. В стихотворении «Пусть я кого-нибудь
люблю...» герой уподобляет себя одинокому властелину неба, живущему в прекрасном мире, но в полном одиночестве,
которое никто не может с ним
разделить,
Теме
одиночества сопутствует мотив изгнания. В
раннем стихотворении «Нет, я не Байрон, я
другой.,,» 1832 года лирический герой осознает, что он избран, чтобы
стать поэтом, но одновременно обречен быть
«гонимым миром странником». Используя
образы-символы, связанные с миром
природы, Лермонтов продолжает эту тему в стихотворении «Листок» 1841
года. Оторванный от родной ветки, засохший
без тени, лишенный покоя дубовый
листок не может найти себе пристанища
ни в родном краю» ни в прохладной
тени среди листьев чинары. Так, уставшая от скитаний душа поэта
напрасно мечтает о покое. В стихотворении
«Тучи» лирический герой также изгнанник, он противопоставляет себя холодным и бесчувственным тучам, не испытывающим
боли от разлуки с родиной, с «милым севером ».
Хотя бы на нремя преодолеть свою изолированность
и обрести желанное единство с окружающим
миром поэту помогает общение с природой.
В стихотворении 1841 года «Выхожу один я на дорогу...» внутреннее состояние лирического героя, отмеченное душевным разладом, противопоставлено
покою и благости, царящим во вселенной, которая наполнена общением и согласием.
Размышляя, он пытается понять свое место в жизни
мироздания, обрести «свободу и покой» от опустошающих его желаний и стремлений. Однако минуты душевного равновесия крайне редки, лишь на короткий миг ему удается достичь успокоения,
преодолеть внутреннюю боль, обрести желанное
единство с самим собой и с окружающим миром. Такое редкостное душевное
состояние описано в стихотворении «Когда
волнуется желтеющая нива.,.» 1837
года: небесное и земное соединяются в сознании героя, он способен постичь
счастье на земле, увидев Бога в небесах.
Однако
романтическое сознание Лермонтова-поэта не удовлетворяется одним покоем, в котором он видит неподвижность и отсутствие жизни.
Поэтому поиск счастья в его поэзии часто связан с бегством от него. В своем раннем стихотворении «Парусйт написанном еще в 1832
году и ставшем поэтическим манифестом, Лермонтов проводит мысль о единстве противоположных начал. Здесь объединены буря и
покой, поиск смысла жизни и вечная неудовлетворенность найденным.
Мятежная душа лирического героя поэзии Лермонтова обречена на вечные
одинокие скитания. Такое мироощущение
отличает поэта от обычного заурядного
человека толпы, живущего бессознательной жизнью.
Именно оно стало источником конфликта поэта с обществом,
конфликта, который
болезненно переживался Лермонтовым в течение всей жизни и привел к его безвременной трагической смерти. |