Литература
Пятница, 26.05.2017, 10:35
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1114
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Январь » 13 » Тема Петербурга в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
22:02
Тема Петербурга в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Тема Петербурга в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Есть точка зрения, что уездный город в коме­дии Н. В, Гоголя «Ревизор» — аллегория и, изо­бражая злоупотребления должностных лиц, Го­голь метил в столичных чиновников. Однако та­кое понимание упрощает проблему. Уездный город, где хозяйничает Сквози ик-Д мух анов-ский, — это «сборное место», и все происходящее там, может совершаться где угодно, в том числе и в Петербурге.

   Тем не менее Петербург многократно упомина­ется в комедии. Из Петербурга едет Хлестаков — и этим он особенно привлекателен для уездных дам. О Петербурге он рассказывает в знаменитой застольной речи. Специфика вранья Хлестакова в том, что в ной причудливо сочетается вымысел и реальность. Вся его застольная речь строится на гиперболе, доходящей до гротеска. Он хваста­ется, что тоже дает балы и что его дом первый в столице. Однако, не имея никакого представле­ния о балах, но желая потрясти воображение слушающих картиной великолепия, он заявля­ет, что на столе арбуз в семьсот рублей» а суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Пари­су 207 жа. Никого не смущает» что арбузов на балах не подавали» а названная цена невероятно завыше­на, уже не говоря о невозможности привезти суп из Парижа из-за дальности расстояния. Расска­зывая о своей воображаемой близости с минист­рами и посланниками, Хлестаков компенсирует сознание собственной ничтожности. Стремлени­ем придать важность собственной персоне в гла­зах слушающих объясняется и тридцать пять ты­сяч курьеров, отправленных, по словам Хлес­такова, за ним, чтобы пригласить его управ­лять департаментом. Слушающих не насторажи­вает фантастическое неправдоподобие названно­го числа.

Однако Хлестаков проговаривается, и жизнь мелкого петербургского чиновника на мгнове­ние проглядывает через картину, нарисованную воображением человека с «легкостью необыкно­венной в мыслях». Так становится понятно, что он живет в скромной квартирке на четвертом эта­же» а не в бельэтаже роскошного дома и у него есть кухарка Маврушка, которой он вручает ши­нель, вернувшись домой. О работе мелких служа­щих одного из петербургских департаментов Хлестаков говорит явно со знанием дела. Беспре­кословно выполняющий указания начальства чиновник для письма, которого Хлестаков назы­вает крысой, скорее всего он сам.

Реальная картина петербургской жизни Хлес­такова описана также в его письме к Тряпички-ну. Он вспоминает, как они бедствовали, обедали на шаромыжку и как один раз кондитер схватил Хлестакова за воротник «по поводу съеденных пирожков на счет доходов аглицкого королям Осип, крепостной слуга Хлестакова, в своей ре­чи, обращенной к отсутствующему барину, осуж­дает его безудержное мотовство в стремлении быть в Петербурге не хуже других. Однако то, каким образом расписывает Хлестаков Петербург, соответствует представлению о столице уездных чиновников. Такая жизнь в служба предел их мечтаний, поэтому они с доверием слу­шают его.

Праздность и необремененность служебными делами, по их представлениям» удел тех счаст­ливцев, которые живут в столице. Поэтому им не кажутся странными слова мнимого ревизора о том, что он только на две минуты заходит в де­партамент, чтобы отдать распоряжения своим подчиненным, и каждый день бывает на балах. Жизнь высокопоставленного лица, да еще из Пе­тербурга, конечно же отличается от жизни рядо­вого чиновника, вынужденного тянуть служеб­ную лямку. Такая праздная жизнь, наполненная всевозможными развлечениями и игрой в карты, является всеобщим идеалом.

Театрально-литературная жизнь столицы по-своему преломляется в сознании Хлестакова. При всей своей поверхностности Хлестаков су­мел донести до слушателей названия популяр­ных в то время литературных произведений, К тому же он был завзятым театралом, как это известно из рассказа Осипа, Присвоив себе автор­ство, он упоминает «Женитьбу Фигаро», «Робер­та Дьявола», «Норму», все печатавшееся под именем барона Брамбеуса, «Фрегат «Надежда» и «Московский Телеграф». Комический эффект здесь достигается смешением в одну кучу коме­дии Бомарше, французских и итальянских опер, популяризаторских статей Сенковского и его по­вестей в духе неистового романтизма, повести Александра Бестужева-Марлинского и названия журнала, издаваемого Полевым в Москве. Хлес­таков приписывает себе и «Юрия Милославско-го#, но, уличенный Марьей Антоновной, согла­шается, что этот роман принадлежит Загоскину, однако уверяет, что есть другой, написанный им. Комичен, но вполне реален рассказ Хлестакова о его встрече с Пушкиным, в то время жившим в Петербурге. Нереально только его утверждение» что он был с поэтом на дружеской ноге.

Петербург — мечта всех городских чиновни­ков и их жен. Городничий мечтает о генераль­ском чине, который получит в Петербурге через будущего зятя. Он даже спрашивает Анну Андре­евну, можно ли ему «влезть в генералы». Ему хо­чется быть генералом, чтобы почувствовать свое превосходство над всеми остальными чиновника­ми, насладиться их унижением.

Анну Андреевну тоже привлекает столичная жизнь, но она озабочена другим. Она хочет пере­менить общество на более изысканное, чтобы ее окружали светские люди с тонким обращением, а не какой-нибудь суд ья-собачник или Земляни­ка и чтобы ее дом был первый в столице.

О жизни в Петербурге рассуждает сам с собой и Осип, который в отличие от Хлестакова не всег­да преувеличивает. Ему нравится тонкая и по­литичная жизнь в столице» «деньги бы только были». Особенно его восхищает «галантерейное обхождение», выражающееся в том» что все раз­говаривают «на тонкой деликатности». Купцы на рынке обращаются к нему с почтением, тогда как собственный барин называет его просто дура­ком. Петербург привлекает его и возможностью своего рода интеллектуального общения: «ком­пании захотел — ступай в лавочку: там тебе ка­валер расскажет про лагери и объявит, что вся­кая звезда значит на небе». Даже мимолетный любовный флирт с какой-нибудь горничной вполне доступен крепостному слуге в Петербурге.

С образом Петербурга связана тема возмездия: именно оттуда все со страхом ждут приезда реви­зора. И это не случайно, поскольку Гоголь всегда стремился сохранить в своем читателе и зрителе веру в верховную власть, как бы противопостав­ляя ее всем злоупотреблениям на местах. Первое действие начинается словами обеспокоенного Го­родничего о том, что ожидается приезд ревизора из Петербурга, да еще инкогнито с секретным предписанием. В пятом действии жандарм вне­запно объявляет, что приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует всех к себе. Возмездие, которого опасались и всеми силами старались избежать, настигло незадачли­вых чиновников.

Продолжая традицию Пушкина, Гоголь созда­ет неповторимый образ Петербурга, столицы Рос­сийской империи, призрачного города, причуд­ливо сочетающего в себе фантастику и реаль­ность, убогость действительной жизни с нелепой мечтой его обитателей о великолепии, которое им не доступно.

Просмотров: 1996 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Тема Петербурга в комедии Н. В. Гог | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика