Трагедия судьбы Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
По традиции пьеса А. Н. Островского «Гроза» считается социально-бытовой драмой, так как в ней особое значение придается быту. В соответствии с другим жанровым определением «Гро-за» — это трагедия. Главная героиня этой пьесы Катерина Кабанова оказалась вовлеченной в неразрешимый
конфликт, развитие которого повлекло за собой ее
страдание и в конце концов гибель. Характер этого конфликта скорее
внутренний: героиня гибнет не только из-за
столкновения с противостоявшими ей
внешними силами в лице ее свекрови и
окостеневшего патриархального уклада
жизни города Калинова, но и в результате неразрешимого противоречия в ее сознании.
Ей не удалось примирить свой порыв к свободе,
выразившийся в любви к Борису, с нормами
традиционной морали, с точки зрения которых такое чувство для замужней женщины
— это смертельный грех,
Действие пьесы начинается на высоком и обрывистом волжском берегу, с которого видны заречные
дали. Они вводят мотив простора и полета,
неразрывный с образом главной героини, В финале
этот мотив трагически трансформируется. В
начале пьесы Катерина появляется на сцене,
мечтая раскинуть руки и взлететь с прибрежной
кручи, а уходит из жизни, падая с этого обрыва в
Волгу.
Для
общей концепции пьесы очень важно понять, что
Катерина родилась и сформировалась в патриархальных
«калиновских& условиях, а не появилась
откуда-то из просторов другой жизни,
другого исторического времени. Ведь Калинов и
современная ему Москва, где кипит суета и уже
построена железная дорога, о которой рассказывает
Феклуша, — это разное историческое время.
Островский подробно говорит об этом уже в экспозиции пьесы, когда Катерина рассказывает Варваре о своей жизни в девичестве. Это один из самых поэтичных монологов героини. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и
патриархального мира вообще. Главный мотив
этого рассказа — мотив всепронизы-вающей взаимной любви и свободы. «Я жила, ни
о чем не тужила, точно птичка на воле.,, что хочу,
бывало, то и делаю», — рассказывает Катерина. Но это
была «воля», совершенно не вступавшая в
противоречия с укладом замкнутой жизни, весь
круг которой ограничен домашней работой и
религиозными мечтаниями. Это мир, в котором
нет насилия и принуждения.
Однако
Катерина живет в эпоху, когда сам дух этой морали — гармония между отдельным человеком и нравственными представлениями
среды — исчез и окостеневшие формы отношений держатся только на насилии и принуждении. Ее
чуткая душа уловила это. Выслушав рассказ невестки о жизни до
замужества, Варвара удивленно восклицает:
«Да ведь и у нас то же самое». «Да
здесь все как будто из-под неволи», — произносит Катерина в ответ.
Важно,
что именно здесь, в Калинове, в душе незаурядной,
поэтичной калиновской женщины рождается новое отношение к миру, новое чувство, неясное еще самой героине. Она смутно
предчувствует появление какого-то чуда, чего-то
необыкновенного и вместе с тем недоброго в своей жизни. Это похоже или на новое начало или на конец. Это смутное чувство, которое Катерина не может, конечно, объяснить рационалистически, — просыпающееся чувство личности. В душе героини оно, естественно, принимает форму не гражданского, общественного протеста — это было бы несообразно со всем складом понятий и всей сферой жизни купеческой жены, — а индивидуальной, личной любви. В Катерине рождается и растет страсть, но страсть, в высшей степени одухотворенная, бесконечно далекая от бездумного стремления к потаенным радостям.
Проснувшееся чувство любви воспринимается Катериной как страшный, несмываемый грех, потому
что любовь к чужому человеку для нее, замужней
женщины, есть нарушение нравственного долга. Моральные заповеди
патриархального мира для Катерины полны
своего первозданного смысла. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к
себе безгранична и бескомпромиссна. Осознав свою
любовь к Борису, она изо всех сил стремится ей противостоять, но не находит опоры в этой борьбе.
И
действительно, вокруг нее все уже рушится. Для
Катерины форма и ритуал сами по себе не имеют
значения: ей нужна сама человеческая суть
отношений, некогда облекавшихся этим ритуалом»
Именно поэтому ей неприятно кланяться в ноги
уезжающему Тихону, и она отказывается выть на
крыльце, как этого ожидают от нее блюстители
обычаев.
Однако
это стремление к воле, поселившееся в ее душе,
воспринимается самой Катериной как нечто
гибельное, противоречащее всем ее представлениям
о должном. В верности своих моральных
убеждений Катерина не сомневается, она только
видит, что никому в окружающем ее мире и дела нет
до их подлинной сути. Уже в первых сценах мы
узнаем, что Катерина никогда не лжет и «скрыть-то ничего не может». Но это ведь
она сама говорит в первом действии Кабанихе: «Для меня, маменька, все одно, чаю родная мать, что ты. Да и Тихон тебя любит». Так она и думает, раз говорит. Но свекрови не нужна ее любовь, ей нужны лишь внешние выражения покорности и страха, а внутренний смысл и единственное оправдание покорности — любовь и доверие к старшему в доме — это ее уже нисколько не трогает.
Сцена
отъезда Тихона — одна из важнейших в пьесе и для
раскрытия психологии и характера героини: с
отъездом Тихона, с одной стороны, устраняются
непреодолимые внешние препятствия для встречи
Катерины с Борисом, а с другой — рушится ее
надежда найти внутреннюю опору в любви мужа. Изнемогая в борьбе со страстью к Борису, в отчаянии от неминуемого поражения в этой борьбе, она просит Тихона взять ее с собой в поездку. Но Тихон совершенно не понимает, что происходит в душе жены: ему кажется, что это пустые женские страхи, и мысль связать себя семейной поездкой
представляется ему совершенной нелепостью» Глубоко обиженная Катерина хватается за
последнее, внутренне
чуждое ей средство — обряд и принуждение, хотя она только что была оскорблена официальным наказом, который дает ей
под диктовку матери смущенный
этой процедурой муж.
«Гроза»
— не только трагедия любви. С известной
долей условности ее можно назвать и трагедией совести. Когда падение Катерины
совершилось, подхваченная вихрем освобожденной страсти, сливающейся для нее с понятием воли, она становится
смелой до дерзости. Решившись, уже не отступает, не жалеет себя, ничего не хочет
скрывать. «Коли я для тебя греха не побоялась,
побоюсь ли я людского суда!» — говорит она Борису.
Но
это как раз и предвещает дальнейшее развитие трагедии — гибель Катерины.
Сознание греха сохраняется и в упоении счастьем, и с
огромной силой овладевает ею, как только счастье
кончилось. Она не видит другого исхода, кроме
смерти, и именно полное отсутствие надежды на прощение толкает ее на самоубийство — грех еще более тяжкий с точки зрения христианской морали. Не отказ Бориса убивает Катерину, а ее безнадежное отчаяние примирить совесть с любовью к Борису и физическое отвращение к домашней тюрьме, к неволе.
Мир
Катерины рухнул, и она не осилила, не пережила
своего испытания. Трагедия предполагает
трагическую вину — эта вина и есть самоубийство
Катерины. Но, в понимании Островского, вина
именно трагическая, неизбежная. Гибель Катерины предрешена и неотвратима, как бы ни повели себя люди, от которых она зависит. Она неотвратима потому, что ни самосознание героини, ни весь уклад жизни, в котором она существует, не позволяют проснувшемуся в ней личному чувству воплотиться в бытовые
формы. Она не может даже
убежать, потому что ее вернут,
Катерина — жертва не
столько кого-либо из окружающих персонально,
сколько хода жизни. Мир
патриархальных отношений и связей умирает, и душа этого мира уходит из
жизни в муках и страданиях, задавленная
окостенелой, утратившей смысл формой
житейских связей. Смертью героиня
освобождается и от внешнего гнета, и от терзающих ее внутренних противоречий.
Под
пером Островского социально-бытовая драма из
жизни купеческого сословия переросла в
трагедию. Через любовно-бытовую коллизию был показан
эпохальный перелом, происходящий в простонародном
сознании. Просыпающееся чувство личности и новое отношение к миру оказались в
непримиримом антагонизме не только с
реальным состоянием современного писателю патриархального уклада, но и с идеальным представлением о нравственности, присущим высокой
героине. |