С такими мыслями приступал Достоевский к одному
из ключевых произведений своего творчества — роману «Преступление и
наказание». Это одна из самых сложных книг в истории мировой литературы.
Писатель работал над ней в условиях трудного времени конца 1860-х годов, когда
Россия вступила в сумеречную, переходную эпоху. Начался спад общественного
движения, в стране поднялась волна правительственной реакции. «Куда идти? Чего
искать? Каких держаться руководящих истин? — задавал тогда тревожный вопрос М.
Е. Салтыков-Щедрин. — Старые идеалы сваливаются с своих пьедесталов, а новые
не нарождаются... Никто ни во что не верит, а между тем общество продолжает
жить и живет в силу каких-то принципов, тех самых принципов, которым оно не
верит».
Положение усугублялось тем, что раздиравшие дореформенную
Россию социальные противоречия к концу 1860-х годов не только не сгладились, но
еще более обострились. Половинчатая Крестьянская реформа 1861 года ввергла
страну в мучительную ситуацию двойного социального кризиса: незалеченные
крепостнические язвы осложнялись новыми, буржуазными, нарастал процесс распада
вековых духовных ценностей, смешались представления о добре и зле, циничный
собственник стал героем современности.
В атмосфере идейного бездорожья и социальной
расшатанности угрожающе проявились первые симптомы общественной болезни,
которая принесет неисчислимые беды человечеству XX века. Достоевский одним из первых в мировой
литературе дал ей точный социальный диагноз и суровый нравственный приговор.
Вспомним сон Раскольни-кова накануне его душевного исцеления. «Ему грезилось в
болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и
невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу... Появились какие-то
новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей». Что это
за «моровая язва» и о каких «трихинах» идет здесь речь?
Достоевский видел, как пореформенная ломка,
разрушая вековые устои общества, освобождала человека от традиций, преданий и
авторитетов, от исторической памяти. Личность теряла ориентацию и попадала в
слепую зависимость от «самоновейшей» науки, от «последних слов» идейной жизни
общества. Особенно опасным это было для молодежи из средних и мелких слоев.
Человек «случайного племени», одинокий юноша-разночинец, брошенный в круговорот
общественных страстей, втянутый в идейную борьбу, вступал в крайне болезненные отношения с миром. Не
укорененный в народном бытии, лишенный прочной духовной почвы, он оказывался
беззащитным перед властью «недоконченных» идей, сомнительных общественных теорий,
которые носились в «газообразном» пореформенном обществе. Юноша легко
становился их рабом, исступленным их служителем, а идеи обретали в его дупле
деспотическую силу и овладевали его жизнью и судьбой. |