На первый взгляд драматургия Чехова представляет
собой какой-то исторический парадокс. И в самом деле, в 1890—1900-е годы, в
период наступления нового общественного подъема, когда в обществе назревало
предчувствие «здоровой и сильной бури», Чехов создает пьесы, в которых
отсутствуют яркие героические характеры, сильные человеческие страсти, а люди
теряют интерес к взаимным столкновениям, к последовательной и бескомпромиссной
борьбе. Возникает вопрос: связана ли вообще драматургия Чехова с этим бурным,
стремительным временем, в него ли погружены ее исторические корни?
Исследователь драматургии Чехова М. Н. Строева
так отвечает на этот вопрос: драма Чехова отражает характерные признаки
начинавшегося на рубеже веков в России общественного пробуждения. Во-первых,
это пробуждение становится массовым и вовлекает в себя самые широкие слои
русского общества. Недовольство существующей жизнью охватывает всю интеллигенцию
от столиц до провинциальных глубин. Во-вторых, это недовольство проявляется в
скрытом и глухом брожении, еще не осознающем ни четких форм, ни ясных путей
борьбы. Тем не менее происходит неуклонное нарастание этого недовольства. Оно
копится, зреет, хотя до грозы еще далеко. То здесь, то там вспыхивают всполохи
бесшумных зарниц, предвестниц грядущего грома. В-третьих, в новую эпоху
существенно изменяется само понимание героического: на смену героизму одиночек
идет недовольство всех. Освободительные порывы становятся достоянием не только
ярких, исключительных личностей, но и каждого здравомыслящего человека.
Процесс духовного раскрепощения и прозрения совершается в душах людей
обыкновенных, ничем среди прочих не выдающихся. В-четвертых, неудовлетворенность
своим существованием эти люди начинают ощущать не только в исключительные
минуты, но ежечасно, ежесекундно, в буднях жизни.
К этому следует лишь добавить, что чеховские
герои недовольны не только внешними обстоятельствами жизни, но и самими собой.
Они находятся в состоянии глубокого духовного кризиса, связанного с утратой
веры. «В произведениях Чехова, — заметил религиозный философ С. Н. Булгаков,
— ярко отразилось русское искание веры, тоска о высшем смысле жизни, мятущееся
беспокойство русской души, ее больная совесть». Один из героев его рассказа «На
пути» говорит: «Если русский человек не верит в Бога, то это значит, что он
верит во что-нибудь другое». Ему вторит Маша в драме «Три сестры»: «Мне
кажется, что человек должен быть
верующим или искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста». И Чехов, и его герои
тоскуют по общей идее, «Богу живого человека». Потому и в столкновениях с
внешними обстоятельствами жизни они действуют нерешительно и вяло: прежде чем
действовать, нужно навести порядок в своих собственных душах.
Именно на этих общественных дрожжах, на новой исторической
почве и вырастает «новая чеховская драма» со ' своими особенностями
поэтики, нарушающими каноны классической русской и
западноевропейской драмы. |