В позднем творчестве Некрасов-лирик оказывается
гораздо более традиционным, литературным поэтом, чем в 1860-е годы, ибо теперь
он ищет эстетические и этические опоры не столько на путях непосредственного
выхода к народной жизни, сколько в обращении к литературным традициям своих
великих предшественников. Обновляется поэтическая образность в некрасовской
лирике: она становится более емкой, тяготеет к широким художественным
обобщениям. Происходит укрупнение и своеобразная символизация художественных
деталей; от быта поэт стремительно взлетает теперь к бытию. Так, в
стихотворении «Друзьям» «широкие лапти народные» превращаются в образ,
символизирующий всю народно-крестьянскую Русь.
Переосмысливаются и получают новую жизнь старые
темы и образы. В 70-х годах Некрасов вновь обращается, например, к сравнению
своей Музы с крестьянкой, но делает это иначе. В 1848 году поэт вел Музу на
Сенную площадь, показывал, не гнушаясь страшными подробностями, сцену избиения
кнутом молодой крестьянки и лишь затем, обращаясь к Музе, говорил: «Гляди!
Сестра твоя родная» («Вчерашний день, часу в шестом...»). В 70-х годах поэт
сжимает эту картину в емкий поэтический символ, опуская все повествовательные
детали, все подробности: «Не русский — взглянет без любви / На эту бледную, в
крови, / Кнутом иссеченную Музу...» («О Муза! я у двери гроба!..»)
Народная жизнь в лирике Некрасова 70-х годов
изображается по-новому. Если ранее поэт подходил к народу максимально близко,
схватывая всю пестроту, все многообразие неповторимых народных характеров, то
теперь крестьянский мир в его лирике предстает в предельно обобщенном виде.
Такова, например, его «Элегия», обращенная к юношам: Пускай нам говорит
изменчивая мода, Что тема старая «страдания народа» И что поэзия забыть ее
должна, Не верьте, юноши! не стареет она.
Вступительные строки — полемическая отповедь
Некрасова распространявшимся в 70-е годы официальным воззрениям, утверждавшим,
что реформа 1861 года окончательно решила крестьянский вопрос и направила
народную жизнь по пути процветания и свободы. Воскрешая в «Элегии» поэтический
мир «Деревни» Пушкина, Некрасов придает и своим, и пушкинским стихам вечный,
непреходящий смысл. Опираясь на романтически-обобщенные пушкинские образы, он
уходит в «Элегии» от бытовых описаний. Цель его — доказать правоту обращения
поэта к вечной теме:
...Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие
стада по скошенным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет Муза...
Дух Пушкина витает над некрасовской «Элегией» и
далее. Самые задушевные и любимые стихи поэта — поэтическое завещание,
некрасовский вариант «Памятника»:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен...
Авторитет Пушкина нужен Некрасову для укрепления
собственной поэтической позиции, включенной в мощную русскую традицию, в связь
времен. Отголоски пушкинского стихотворения «Эхо» о драматизме судьбы поэта слышатся
и в финале «Элегии»:
И лес откликнулся... Природа внемлет мне, Но
тот, о ком пою в вечерней тишине, Кому посвящены мечтания поэта, — Увы! не
внемлет он — и не дает ответа...
В контексте пушкинских стихов смягчается,
обретая предельно широкий, вечный смысл, мучительно переживаемый поздним
Некрасовым вопрос-сомнение: откликнется ли народ на его голос, внесет ли его
поэзия перемены в народную жизнь?
Таким образом, в «Элегии» Некрасов осваивает
поэтический опыт как раннего, так и позднего, зрелого Пушкина. В то же время
он остается самим собой. Если Пушкин
мечтал увидеть «рабство, падшее по манию царя»,
то Некрасов это уже увидел, но вопросы, поставленные юным Пушкиным в
«Деревне», не получили разрешения в результате реформ «сверху» и вернулись в русскую
жизнь в несколько ином виде: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» |