Прося у А. С. Пушкина сюжет для
комедии, Н. В. Гоголь писал 7 октября 1835 года: «Сделайте милость, дайте сюжет: духом будет комедия и, клянусь, куда смешнее
черта». Премьера комедии
«Ревизор» состоялась в императорском Александрийском театре в Санкт Петербурге 19 апреля
1836 года. Н. В. Гоголь был недоволен интерпретацией его пьесы, хотя успех был очевиден.
Сюжет
комедии прост. Чиновники уездного города, напуганные известием о предстоящей
проверке, приняли за столичного ревизора случайно задержавшегося в их городе
мелкого чиновника Хлестакова. Пьеса начинается с сообщения Городничего о «пренеприятном известии» —
это завязка комедии. Все
первое действие — экспозиционное. Перед читателем развертывается панорама жизни уездного
города, где попраны все законы,
царит беспорядок. Чиновники: судья Ляпкин Тяпкин, смотритель училищ Хлопов, почтмейстер
Штекин, городничий Сквозник
Дмухановский и другие — обсуждают, какие меры надо принять, чтобы не открылись злоупотребления и служебное хищничество.
Во IIдействии появляется петербургский
чиновник Хлестаков. Из
характеристики, данной ему слугой Осипом, зритель узнает, что Хлестаков —
коллежский регистратор («елистра тишко»), то есть чиновник самого низкого, 14 го класса. Они задержались в уездном городе, потому
что Хлестаков «профинтил
дорогой денежки» и сейчас находится в бедственном положении, не будучи способен заплатить
даже за постой. В бедную гостиничную
комнату с клопами приходит перепуганный Городничий, чтобы попытаться поправить ситуацию. Встреча Хлестакова и Городничего (явление 8, IIдействие) основывается на приеме «квипро кво». Латинское сочетание дш рго ^ио значит «кто вместо кого». Этот
художественный прием используется для изображения путаницы, когда одного героя принимают за другого или неправильно
понимают слова собеседника. Хлестаков напуган посещением высокого начальства и пытается
оправдаться, Городничий же. заранее ожидавший увидеть грозного ревизора, дрожит
и сам боится наказания. Комизм ситуации основан на том, что дрожат, не зная истинного положения вещей, оба персонажа. Положение
выправляется, когда Хлестаков принимает предложенную Городничим взятку, данную под предлогом помощи проезжающим.
Действие продолжается по
традиционному для приема высоких гостей сценарию. Н. В. Гоголь создает образ абсурдного города, где
проезжающему «ревизору»
показывают «благополучные» училища, врут про непостроенные церкви, процветающие богоугодные заведения. Осмотр города завершается
приемом в доме городничего.
5 е, 6 е явления IIIдействия
комедии — ее кульминация.
Традиционно эти эпизоды называют «сценой вранья» Хлестакова. Подогретый спиртным,
подзуживаемый лестью, Хлестаков
безудержно врет, рассказывая о своем высоком служебном положении в Петербурге.
На глазах зрителя «растет» и «надувается» привидение: «Я сам себя знаю, сам!., я везде, везде!» В
Хлестакове Гоголь открыл типическое явление — хлестаковщину. Хлестаковщина —
общечеловеческое свойство, это ложь, в самом существе человека сидящая, когда тот не замечает, что он
лжет. Это ложь, основанная на гордыне, тщеславии, самомнении, самолюбовании. Это
попытка представить себя не тем, что ты есть на самом деле. Обман в «Ревизоре» стал возможен именно
потому, что все персонажи по своей природе Хлестаковы, живут в мире горделивого воображения, не замечая
собственных грехов и преувеличивая достоинства.
Действие
движется к развязке: чиновники дают Хлестакову взятки, сам Хлестаков уезжает, предварительно посватавшись
к дочери Городничего.
В Vдействии Хлестакова нет на сцене. Свой
триумф празднуют
Городничий и его жена, они рассуждают о том, как они будут жить в Петербурге, какие награды
последуют им в новом служебном
качестве.
Очень
своеобразна развязка комедии. Она не в 8 м явлении, когда читают задержанное
почтмейстером письмо Хлестакова в Петербург. Если бы здесь был финал, то обличение носило бы социальный характер. Развязка и не в
«явлении последнем», когда
появляется не поименованный в перечне действующих лиц мистический персонаж — Жандарм. С его
появлением возникает мотив Страшного Суда.
Страшный Суд — Второе Пришествие Христа —
случится неожиданно, тогда все предстанут перед Ревизором, Которого обмануть
невозможно. Развязка — в «немой сцене», когда, нарушая бытовую достоверность,
действие «переключается» в иную
поэтику и персонажи замирают в определенных позах. Во второе издание комедии Н. В. Гоголь включил реплику Городничего: «Над кем смеетесь? Над собой
смеетесь». Второму же изданию Гоголь,
усиливая идею комедии, предпослал эпиграф: «На зеркало неча пенять, коли рожа
крива». Идея зеркала
— суть «немой сцены». Зритель, по мысли автора, должен был увидеть в
замеревших перед ним персонажах собственное отражение. Н. В. Гоголь хотел потрясти
зрителя с целью покаяния и преображения. Произойдет ли «ревизия» в душе читателя зрителя — об этом больше всего
заботился автор.
«Гоголь был не только великим художником: он был учителем нравственности, и
христианскими подвижником, и мистиком... По новому звучат для нас слова его
Завещания: "Будьте не мертвые, а живые души"» (К. В. Мочульский).